Найти тему
Camerton.web

Ко дню рождения Аполлинария Васнецова

6 августа 1856 года родился Аполлинарий Михайлович Васнецов — русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед, младший брат художника Виктора Васнецова. Член литературно-художественного кружка «Молодая среда».

В 1929 г. семидесятилетний Аполлинарий Васнецов, в то время академик Петербургской Академии художеств, в автобиографическом повествовании «Как я сделался художником...» написал об отце и своём детстве в Рябове:

«Любовь к природе, влюблённость в неё, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окна¬ми мы ставили скворечники, вечерами всей семьёй гуляли по полям. Ночью обращал моё внимание на небо, я с детства знал главные созвездия и звёзды; вращение небесного свода и его причины… Любовь к природе и пейзажу воспитали во мне художника, и этим я обязан отцу. Его смерть потрясла меня до глубины души… Вечное, сердечное спасибо отцу».

Художник Аполлинарий Михайлович Васнецов — достоинство и слава русского искусства. Его талант признан всеми, полотна его хранятся во всех крупнейших музеях страны. Есть они и в вятском Художественном музее им. братьев Васнецовых. Добрые благодарные люди, вятчане, гордятся выдающимся земляком, не забывают его, дорожат всем, что связано с семьёй и творчеством Ап. Васнецова.

Рассказывает Всеволод Аполлинарьевич Васнецов, сын художника, организатор московского мемориального музея-квартиры Ап. Васнецова:

«Меня поражала работоспособность отца: всегда он чем-то был занят, дел у него было по горло. Конечно, прежде всего он много рисовал: в домашней мастерской и в училище живописи, ваяния и зодчества. Работал сосредоточенно, увлечённо, не любил, когда ему мешали.
После отца остались тысячи этюдов и набросков, сотни рисунков карандашом, углём, тушью, свыше трёхсот пятидесяти полотен, написанных маслом и акварелью, сотни иллюстраций к литературным произведениям.
Кроме живописи, графики, Аполлинарий Михайлович очень интересовался историей, археологией, древнерусской архитектурой, философией, литературой, оформлял музыкальные спектакли.
Он говорил: "Я вообще люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их". Цикл полотен "Старая Москва" написан отцом на основе им самим произведённых археологических раскопок и тщательного изучения исторических материалов и летописей.
Старая Москва. 1896
Старая Москва. 1896
В юности Ап. М. увлекался геологией, коллекционировал горные породы, ракообразных моллюсков, морские лилии, кораллы. Одно время даже думал поступить в геологический институт. Его коллекцию окаменелостей и отпечатков приобрёл для Петербургского университета профессор Брант. В московском обществе любителей астрономии Аполлинарий Михайлович выступал с докладами об определении положения звёзд, о солнечных и лунных затмениях. Он часто встречался с известными учёными, дружил с академиком К. А. Тимирязевым, социологом и философом В. Н. Танеевым, историками Д. Н. Анучиным и В. О. Ключевским, архитектором К. М. Быковским. В юности познакомился с идеалистической философией Платона, зачитывался произведениями "властителя умов тогдашней молодёжи" Писарева. Надо сказать, Михаил Васильевич, отец, имел очень хорошую библиотеку — сочинения Дарвина, Добролюбова, Герцена, духовная, философская литература: юные братья Васнецовы были неплохо знакомы с ней.
Литературная деятельность Аполлинария Михайловича имеет немаловажное значение. Он автор книг "Художество — опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи" и "Происхождение красоты"; писал очерки и рассказы. Был членом Союза писателей СССР. Сохранился отцовский членский билет за номером четыре, подписанный Леонидом Леоновым.

У нас часто устраивались "Васнецовские вечера", — продолжает Всеволод. — На них бывали многие известные музыканты, композиторы, певцы, часто звучала музыка. Аполлинарий Михайлович не мог без волнения слушать романсы Петра Ильича Чайковского: он очень любил музыку. По душе А.М. была музыка "Князя Игоря" Бородина, он высоко ценил талант Римского-Корсакова, Мусоргского. И, конечно, отец восхищался пением Фёдора Ивановича Шаляпина, его неповторимым голосом, его игрой; без конца мог говорить о Шаляпине в ролях Бориса Годунова, Мефистофеля, Ивана Грозного, Досифея…
Ближе всех был ему брат Виктор Михайлович. Братья сердечно любили друг друга. Ап. М. всегда прислушивался к советам брата. "Влияние брата на то, что я сделался художником, было бесспорно", — писал он. И всё же, при всей близости, братья были очень разными людьми, часто спорили по вопросам искусства.
Узы дружбы связывали Ап. Мих. со многими художниками. Он искренно восхищался талантом Куинджи, Шишкина, Репина, Левитана. Любил Архипова, Поленова, К. Коровина, Хохрякова, Жуковского. В 1965 году открыт мемориальный музей-квартира Аполлинария Васнецова как филиал Музея истории и реконструкции Москвы — Фурманный пер., д. 6. Художник жил тут с 1903 по 1933 год. Сохранились его вещи: стол, стулья, мольберты… В экспозиции музея есть картины из цикла "Моя родина", прелестные, обворожительные пейзажи Рябова.
Родина. 1886
Родина. 1886

Сохранились отцовские этюды, детские и юношеские рисунки, работы последних лет. Мы собираем всё, что относится к жизни и творчеству Аполлинария Михайловича: его картины, письма, литературные работы, ведём переписку с музеями страны, с теми, кто помнит художника.
Бывал я и в Рябовском музее братьев Васнецовых, подарил картины, фотографии, письма отца. В Кировском художественном музее увидел немало пейзажей и исторических работ Ап. М. Немало интересного дала мне работа в областном архиве. Оказывается, там много документов, касающихся Васнецовых. Отыскалась, например, родословная Васнецовых».

В 1900-х годах А. М. Васнецов много занимался философией, историей искусства, читал опусы по вопросам теории и психологии творчества. Результатом напряжённых аналитических занятий явилась книга «Художество…» — достопримечательный трактат об эстетике изобразительного искусства. Книга вышла в Москве, в издательстве И. Кнебель.

«Изобразительная способность лежит в самой природе человека, это одна из форм самопознания, самоопределения человека. Но, как и всякий инстинкт, стремление к творчеству в художнике должно быть пробуждено и воспитано. Нельзя полагаться только на талант, на природу: выйдет, мол, само… Художник должен много учиться, отдать все силы души искусству, если хочет написать произведение, полное глубокого смысла».

Васнецов формулирует основные категории, «тезисы» пластического искусства: представление, впечатление, внутренний образ, красота.
Главное в искусстве — содержание. Им определяется подлинная красота и художественность произведения. Некоторые утверждают, размышляет художник: «Не важно, что писать, а важно, как писать». — Контрадикция равносильна отрицанию внутреннего образа произведения, его содержания. Такие люди похожи на человека, желающего переправиться через реку, но взявшего токмо одно весло без лодки… Правда действительности, актуальность, злободневность произведений искусства определяют их красоту. Аполлинарий Михайлович вводит понятие «художественная красота». Истинное произведение искусства всегда художественно. Художественное — это красота, постигаемая эстетическим чувством. В произведении искусства красота входит в более совершенную стадию, она облекается в «художественность». Следовательно, «художественная красота сопряжена с сознательным творчеством человека».


Искусство всегда имеет классовый характер, утверждает Васнецов. В капиталистическом обществе искусство зависит от капиталистов-меценатов. Они «заказывают музыку», искусство стремится угождать их вкусам. Вот истоки появления модернизма, декадентов, эстетов с их тезисом «искусство для искусства».


Аполлинарий Михайлович убеждён, что «живопись будущего не будет продолжением того рода искусства, которое принято у нас называть “декадентским”». — Элегантный и заманчивый цветок упадничества не несёт в себе плодотворных семян для родного искусства. Он отцветёт, не успевши расцвесть. Будущее — за реалистическим искусством:
«Настанет день, и снова воспрянет оно, как Феникс из пепла. Не умрёт искусство потому, что оно есть проявление самосознания человека».

Конечно, с изменением социальных условий изменится и облик искусства. Оно станет достоянием общества, могучим рычагом умственного и нравственного развития народа. Искусство будущего непременно наследует вечные основы — традиции, завещанные великими художниками предшествующих эпох — Веласкесом, Тицианом, Рубенсом, Рембрандтом, Левитаном, А. Ивановым.
Васнецов предвидел необычайный рост интереса народа к искусству. Он резко критиковал тех, кто писал картины для избранных, для элиты, тех, кто считал, что народ не дорос до понимания искусства. Эстетическое чувство, художественный вкус можно развить: к услугам человека в новом обществе будут выставки, галереи, музеи, история искусства, и «если во всём этом человек разберётся сознательно, то ему откроется вся бесконечная область изобразительного искусства так же свободно, как для птицы свободный воздух».


«Художество» — книга умная, глубокая, не утерявшая значение в наши дни, написанная взволнованно, образно. Она будет интересна всем, кто увлекается искусством. А разве можно искусством не увлекаться? — спрошу я Вас.

1899 год. Москва. Из письма брату Аркадию:

«Здравствуй, Аркадий! Как видишь, я пишу тебе из первопрестольной, а не какого-нибудь Берлина или Неаполя. Вот уж с половины июля я обретаюсь здесь и с месяц без малого как водворился в своей Кокоревке… Как твои дела? Можно сказать тебе приятные новости, что весь твой свободный товар, т. е. буфет и два шкафа покупает Савва Иванович для Парижской выставки. Когда лучше выслать — сам знаешь, с пароходами теперь или весной. (…) Что твои дела по самоуправлению Вяткой? (…) О себе скажу, что принялся за работу: мои картины меня поглощают всего, хотя разочарование в них отнимает ещё больше времени. Мой адрес: Кокоревка, 32. Пиши. Твой Аполлинарий».

От себя добавлю, что сделка та не состоялась, так как С. И. Мамонтов вскоре оказался за решёткой, будучи ложно обвинён в изъятии крупных денежных сумм из средств акционерного общества железных дорог.

Игорь ФУНТ