Когда человек что-то читает, ему важно, чтобы источник был надёжным. Ну или хотя бы казался таковым. Нужен надёжный рассказчик, за которым можно не проверять. Даже если такой рассказчик чуть-чуть привирает или вовсе выдумывает историю. У читателя постепенно формируется «доверие», то есть способность «доверивать», то есть принимать непроверенное.
На самом деле, людям свойственно быть ненадёжными рассказчиками. Все мы существуем в вымышленных нами мирах и степень связи с реальностью у всех разная. Чем больше отрываемся, тем менее надёжными рассказчиками оказываемся. Барон Мюнхгаузен, например, такой ненадёжный рассказчик, что прямо вообще.
Ненадёжный рассказ — это не миф. Чтобы история стала мифом, она как раз должна быть более или менее надёжной. Миф сложно проверить, его приходится опровергать. Ненадёжный рассказ проверить легко. Собственно, ненадёжным рассказчика делает как раз то, что его легко вывести на чистую воду.
Ненадёжным рассказчиком может быть не только автор, но и персонаж. Нередко такого вводят в произведение специально, для введения других персонажей в заблуждение. Вот, кто идеально подойдёт на роль ненадёжного рассказчика:
- Ребёнок. Детям свойственно фантазировать и выдумывать. К тому же их знания о мире не особенно обширны, им попросту приходится домысливать.
- Алкоголик или наркоман. Ну или персонаж в любом другом изменённом сознании. Христоматийный пример — Веничка, весь мир которого построен в изменённом сознании, и лишь частично помещён в настоящую Москву.
- Псих. Любой безумец отлично подходит на роль ненадёжного рассказчика, так как для людей с отклонениями свойственно специфическое видение происходящего (а иногда и не происходящего). Как и Ребёнок, Псих может существовать в том же мире, что и вы, при этом видеть всё совсем иначе.
- Лгун. Персонаж может сознательно и последовательно врать. Лгун может быть крайне интересным персонажем. Особенно если припрятать в его лжи правду. Эта инверсия может долго оставаться неразгаданной читателем.
- Маг и волшебник. А также любые другие мифические существа. Они априори из другого мира. Вполне логично, что их взгляд на реальность, как и сама реальность, могут отличаться. Сюда же можно отнести разнообразных инопланетян.
- Животное. Наделив зверя антропоморфными свойствами (то есть сделав его похожим на человека), автор также может ввести в произведение определённый взгляд ненадёжного рассказчика.
- Искусственный интеллект. Нарушение роботом первого правила робототехники Азимова — благодатная почва для литературы, а с развитием технологий и их проникновением в нашу жизнь искусственный интеллект становится чуть ли не лучшим кандидатом в ненадёжные рассказчики.
- Рассказчик в ограниченном пространстве. Человек, который много времени провёл в заточении или изоляции (например, на необитаемом острове или в тюрьме) тоже отличный вариант ненадёжного рассказчика, ведь его мир в течение продолжительно времени был ограничен, чего могло запросто хватить для отрыва от реальности.
Очень важно, чтобы ненадёжный рассказ не превратился в обыкновенное враньё или набор логических несостыковок. Читатель не должен сомневаться в том, что другие персонажи верят ненадёжному рассказчику. Для этого он и сам должен ему верить. Верить так, чтобы при этом понимать краем сознания, что всё неправда, а в чём именно неправда — не понимать.
Если у автора получается строить такие конструкции, его будут читать с огромным интересом, а созданные им персонажи и миры получат шанс стать действительно популярными.
Ну а издать свою книгу можно в издательстве «Большие города», активно сотрудничающем с начинающими авторами. В том числе мы издаём книги и за счёт авторов, что позволяет значительно ускорить выход издания. Подписывайтесь на канал издательства в ВК. Собственная книга — это не так сложно, как кажется!