Найти тему
АвТОгус

Техника из фильма "Белый Тигр".

Военная техника в кино штука очень сложная. Это сегодня можно создать при помощи компьютера любой танк, самоходку или машину. Но это все же огромный бюджет которым обладают не все киностудии. Да и более десяти лет назад возможности у виртуальных систем были немного скромнее чем сейчас. Поэтому когда читатели стали обсуждать бронетехнику из отечественного фильма "Белый Тигр" то мне даже стало интересно, а что там действительно реально, а, что нет.

К тому же мой хороший друг и коллега Александр Бушуев принимал непосредственное участие в съемках картины. И информация о которой я сегодня решил написать будет, как говорится, из первых уст. Да, конечно в одиночку "Мануфактура Александр Бушуева" "потянуть" в одиночку такой проект не могла, поэтому не все, что попало в кадр сделано ее специалистами, но тем не менее.

Для начала пройдемся по танкам снимавшимся в фильме. На самом деле настоящими в картине были многочисленные Т-34-85. Их много в любом фильме о войне. Это и не удивительно, поскольку машины вполне дееспособны и выпущено их было не мало. Да и удивить их присутствием в кадре никого нельзя.

Т-34-85 фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год
Т-34-85 фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год

К чести создателей стоит отметить, тот факт, что всю технику старались подобрать именно по периодам войны и тут нет обыкновенной клюквы о том, что те же Pz.VI Tiger или попросту говоря Тигр появляется уже в июне 1941. Вот, к примеру вполне себе действующие в тот период ИСУ-152.

ИСУ-152 фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год
ИСУ-152 фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год

А вот появление в фильме настоящего, а не переделанного Т-34-76 явление действительно очень редкое. Их мало и снимают, поскольку машин почти не осталось. Его легко опознать не только по длине пушки, но и по характерной башне. На фото отлично видно чем отличаются эти боевые машины.

В центре Т-34-76 фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год
В центре Т-34-76 фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год

А вот и сам Т-34-76 во всей красе.

Т-34-76 фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год
Т-34-76 фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год

Снялся в картине и основной тяжелый танк ИС-2. Как мне рассказывал танкист, к сожалею уже покойный, начавший войну в 1943 лейтенантом, экипажы этой "брони" комплектовались исключительно офицерами, да и в рейдах, в отличие от тех же Т-34 или самоходок, они участия как правило не принимали, их берегли и часто доставали к месту боев железной дорогой.

ИС-2 фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год
ИС-2 фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год

Оригинальными и к месту тут смотрятся и самоходные артиллерийские установки СУ-100.

СУ-100 фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год
СУ-100 фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год

Теперь, что касается ходовых макетов и подбитых танков. Начнем первых.

Наверное самой интересной работой была переделка Т-54 в германский Pz.IV, "броню" переделывали в парке "Патриот".

Т-54 в роли Pz.IV фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год
Т-54 в роли Pz.IV фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год

Если помните именно у этого танка, подбитого экипажем "тридцатьчетверки", очень эффектно отлетает башня.

фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год
фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год

А вот с американским танком М3 Lee у меня возникают сомнения, да и Саша Бушуев ничего подсказать не смог. Но судя по всему это все же не ходовой образец, а вполне себе настоящий средний танк.

M3 Lee фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год
M3 Lee фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год

По крайней мере опорные катки уж очень походят на настоящие. Тут хорошо видна 75-мм основная пушка. В башне же размещалось 37-мм орудие.

M3 Lee фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год
M3 Lee фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год

К танкам самоходку отнести конечно сложно, но тем не менее, в отличие от обычной техники у нее все же была броня. Поэтому причислим машину в "броне". С одной стороны можно принять ее за Sd.Kfz. 251 которую разработала и производила компания Hanomag. Но на самом деле перед нами ее чехословацкий прообраз ОТ-810. Почему именно он? Обратите внимание на бронированную крышу в немецком варианте ее не было, поскольку в ЧССР бронеавтомобиль производился с 1958 по 1962 и по идее эта самая крыша должна была защитить солдат при ядерном ударе. Интересно, что в качестве силового агрегата использовался дизельный мотор с воздушным охлаждением Tatra. Ее не очень любили, самоходка была медлительной и неповоротливой, в стране военные называли ее "Месть Гитлера".

ОТ-810 фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год
ОТ-810 фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год

Теперь собственно о "Белом Тигре". Картину снимали долго, почти три года, и изначально планировалось изготовить ходовой макет максимально приближенный по своим габаритам и формой к оригинальному танку. Но что-то не срослось, хотя работа это тяжелейшая, учитывая шахматное расположение опорных катков и технически особенности машины. Поэтому танк выставили только в день премьеры. А вот снимали в картине советскую тяжелую "броню" ИС-2. Получилось не очень хорошо, но собственно магический танк и не должен был быть походить на оригинал. Он, по идее существует вне времени.

О подбитых машинах.

Зная Бушуева, а он человек очень педантичный и чрезвычайно придирчив к малейшим деталям, я и не ожидал, что он отнесется к работе спустя рукава. Мало того, что все макеты подбитых танков выронены из металла, так они еще и максимально повторяют оригиналы. Вот, к примеру английский танк Matilda Mk II. Кстати это единственная в истории боевая машина названная женским именем. Учитывая тот факт, что машина подставлялась в СССР и подставлялась довольно активно по программе ленд-лиза, то увидеть ее на полях сражений было довольно просто. Обратите внимание, как качественно проведены все работы. Деталировка удивительно точная. После съемок корпус можно покрасить и снимать снова.

Вот отечественный БТ-5. Обратите внимание как точно воссоздана клепанная броня характерная для этой модели. Модтфикация БТ-7 уже имела сварную конструкцию. Кстати танк командирский, а значит был оснащен связью. На башне хороши видны антенны.

А вот немецкий Pz.III основной средний танк Вермахта в годы Второй Мировой войны. На втором фото хорошо виден дополнительный люк расположенный в башне.

Чем интересен следующий подбитый танк Pz.IV? Прежде всего тем, что этот макет, повторюсь все сделано из металла, можно разбирать и собирать. Вот на первой фотографии он стоит на платформе для эвакуации. А на фото предоставленном "кузовной мануфактурой Александра Бушуева" башне уже отделена от бронекорпуса. Ездить он конечно не станет, но зато можно использовать разборные части для разных моментов.

Кстати команда Бушуева сделала не только подбитые танки, но и готовила для съемок блиндажи и окопы. Работа скажу я вам сложнейшая.

Однако самым сложным, на мой взгляд, было изготовление интерьера танка Т-34-85, на котором ездит экипаж главного героя. Мало того, что все рычаги действующие, что любая деталь на сто процентов похожа на оригинал, так еще и сама башня и часть бронекорпуса имитации могла имитировать проезды боевой машины по пересеченной местности. Кто-то спросит, а зачем? Не проще ли было просто спустить камеры? Нет, не проще. Внутри танка света не очень много, как собственно и романтики никакой нет. Там душно, грязно и темно. Еще и довольно сильно воняет, как газами и маслом, так и порохом. Если спускать камеры через броневики, то весь эффект будет смазан. А вот в фильме все получилось довольно натурально.

Ну и об автомобилях. Утомлять сильно не стану, просто перечислю.

Вот Dodge WC 51 или как его называли у нас Додж Три Четверти.

Dodge WC 51 фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год
Dodge WC 51 фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год

ГАЗ ММ

ГАЗ ММ фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год
ГАЗ ММ фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год

Opel Blitz 3,6-36

Opel Blitz 3,6-36  фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год
Opel Blitz 3,6-36 фильм "Белый Тигр" режиссер Карен Шахназаров, киностудия "Мосфильм" 2012 год

Willys MB и ЗИС-5. Обратите внимание на поперечную рессору передней подвески у Виллиса

Выражаю благодарность за предоставленную информацию и фотографии "Кузовной мануфактуре Александра Бушуева" и лично Саше. Огромное спасибо!