Военная техника в кино штука очень сложная. Это сегодня можно создать при помощи компьютера любой танк, самоходку или машину. Но это все же огромный бюджет которым обладают не все киностудии. Да и более десяти лет назад возможности у виртуальных систем были немного скромнее чем сейчас. Поэтому когда читатели стали обсуждать бронетехнику из отечественного фильма "Белый Тигр" то мне даже стало интересно, а что там действительно реально, а, что нет.
К тому же мой хороший друг и коллега Александр Бушуев принимал непосредственное участие в съемках картины. И информация о которой я сегодня решил написать будет, как говорится, из первых уст. Да, конечно в одиночку "Мануфактура Александр Бушуева" "потянуть" в одиночку такой проект не могла, поэтому не все, что попало в кадр сделано ее специалистами, но тем не менее.
Для начала пройдемся по танкам снимавшимся в фильме. На самом деле настоящими в картине были многочисленные Т-34-85. Их много в любом фильме о войне. Это и не удивительно, поскольку машины вполне дееспособны и выпущено их было не мало. Да и удивить их присутствием в кадре никого нельзя.
К чести создателей стоит отметить, тот факт, что всю технику старались подобрать именно по периодам войны и тут нет обыкновенной клюквы о том, что те же Pz.VI Tiger или попросту говоря Тигр появляется уже в июне 1941. Вот, к примеру вполне себе действующие в тот период ИСУ-152.
А вот появление в фильме настоящего, а не переделанного Т-34-76 явление действительно очень редкое. Их мало и снимают, поскольку машин почти не осталось. Его легко опознать не только по длине пушки, но и по характерной башне. На фото отлично видно чем отличаются эти боевые машины.
А вот и сам Т-34-76 во всей красе.
Снялся в картине и основной тяжелый танк ИС-2. Как мне рассказывал танкист, к сожалею уже покойный, начавший войну в 1943 лейтенантом, экипажы этой "брони" комплектовались исключительно офицерами, да и в рейдах, в отличие от тех же Т-34 или самоходок, они участия как правило не принимали, их берегли и часто доставали к месту боев железной дорогой.
Оригинальными и к месту тут смотрятся и самоходные артиллерийские установки СУ-100.
Теперь, что касается ходовых макетов и подбитых танков. Начнем первых.
Наверное самой интересной работой была переделка Т-54 в германский Pz.IV, "броню" переделывали в парке "Патриот".
Если помните именно у этого танка, подбитого экипажем "тридцатьчетверки", очень эффектно отлетает башня.
А вот с американским танком М3 Lee у меня возникают сомнения, да и Саша Бушуев ничего подсказать не смог. Но судя по всему это все же не ходовой образец, а вполне себе настоящий средний танк.
По крайней мере опорные катки уж очень походят на настоящие. Тут хорошо видна 75-мм основная пушка. В башне же размещалось 37-мм орудие.
К танкам самоходку отнести конечно сложно, но тем не менее, в отличие от обычной техники у нее все же была броня. Поэтому причислим машину в "броне". С одной стороны можно принять ее за Sd.Kfz. 251 которую разработала и производила компания Hanomag. Но на самом деле перед нами ее чехословацкий прообраз ОТ-810. Почему именно он? Обратите внимание на бронированную крышу в немецком варианте ее не было, поскольку в ЧССР бронеавтомобиль производился с 1958 по 1962 и по идее эта самая крыша должна была защитить солдат при ядерном ударе. Интересно, что в качестве силового агрегата использовался дизельный мотор с воздушным охлаждением Tatra. Ее не очень любили, самоходка была медлительной и неповоротливой, в стране военные называли ее "Месть Гитлера".
Теперь собственно о "Белом Тигре". Картину снимали долго, почти три года, и изначально планировалось изготовить ходовой макет максимально приближенный по своим габаритам и формой к оригинальному танку. Но что-то не срослось, хотя работа это тяжелейшая, учитывая шахматное расположение опорных катков и технически особенности машины. Поэтому танк выставили только в день премьеры. А вот снимали в картине советскую тяжелую "броню" ИС-2. Получилось не очень хорошо, но собственно магический танк и не должен был быть походить на оригинал. Он, по идее существует вне времени.
О подбитых машинах.
Зная Бушуева, а он человек очень педантичный и чрезвычайно придирчив к малейшим деталям, я и не ожидал, что он отнесется к работе спустя рукава. Мало того, что все макеты подбитых танков выронены из металла, так они еще и максимально повторяют оригиналы. Вот, к примеру английский танк Matilda Mk II. Кстати это единственная в истории боевая машина названная женским именем. Учитывая тот факт, что машина подставлялась в СССР и подставлялась довольно активно по программе ленд-лиза, то увидеть ее на полях сражений было довольно просто. Обратите внимание, как качественно проведены все работы. Деталировка удивительно точная. После съемок корпус можно покрасить и снимать снова.
Вот отечественный БТ-5. Обратите внимание как точно воссоздана клепанная броня характерная для этой модели. Модтфикация БТ-7 уже имела сварную конструкцию. Кстати танк командирский, а значит был оснащен связью. На башне хороши видны антенны.
А вот немецкий Pz.III основной средний танк Вермахта в годы Второй Мировой войны. На втором фото хорошо виден дополнительный люк расположенный в башне.
Чем интересен следующий подбитый танк Pz.IV? Прежде всего тем, что этот макет, повторюсь все сделано из металла, можно разбирать и собирать. Вот на первой фотографии он стоит на платформе для эвакуации. А на фото предоставленном "кузовной мануфактурой Александра Бушуева" башне уже отделена от бронекорпуса. Ездить он конечно не станет, но зато можно использовать разборные части для разных моментов.
Кстати команда Бушуева сделала не только подбитые танки, но и готовила для съемок блиндажи и окопы. Работа скажу я вам сложнейшая.
Однако самым сложным, на мой взгляд, было изготовление интерьера танка Т-34-85, на котором ездит экипаж главного героя. Мало того, что все рычаги действующие, что любая деталь на сто процентов похожа на оригинал, так еще и сама башня и часть бронекорпуса имитации могла имитировать проезды боевой машины по пересеченной местности. Кто-то спросит, а зачем? Не проще ли было просто спустить камеры? Нет, не проще. Внутри танка света не очень много, как собственно и романтики никакой нет. Там душно, грязно и темно. Еще и довольно сильно воняет, как газами и маслом, так и порохом. Если спускать камеры через броневики, то весь эффект будет смазан. А вот в фильме все получилось довольно натурально.
Ну и об автомобилях. Утомлять сильно не стану, просто перечислю.
Вот Dodge WC 51 или как его называли у нас Додж Три Четверти.
ГАЗ ММ
Opel Blitz 3,6-36
Willys MB и ЗИС-5. Обратите внимание на поперечную рессору передней подвески у Виллиса
Выражаю благодарность за предоставленную информацию и фотографии "Кузовной мануфактуре Александра Бушуева" и лично Саше. Огромное спасибо!