Найти тему

Долететь до Берлина

В фондах Нижнетагильского музея-заповедника хранятся свыше 1 300 плакатов, и всего порядка 30 из них – рукописные.

Один из самых колоритных – плакат под заголовком «Загадочная история».

Плакат «Загадочная история». 1941 г.
Плакат «Загадочная история». 1941 г.

Под заголовком довольно обширный текст:

«Германское информбюро сообщило, что в ночь на 8-е августа нескольким английским самолетам удалось достигнуть Берлина и сбросить некоторое количество фугасных бомб. Бомбардировкой повреждены здания. Среди гражданского населения имеются жертвы… Германские ночные истребители и бомбардировщики сбили 6 самолетов противника.

Как передает агентство Рейтер, в Лондоне официально объявлено, что в ночь на 8 августа ни один английский самолет не производил налета на Берлин».

Далее следуют подписи:

«Рис. Кукрыниксы.

Стихи С. Маршака».

И под изображением самолетов с красными звездами на крыльях, сбрасывающих авиабомбы на серые силуэты зданий под общей надписью «Берлин», двустишие:

«Седьмого несколько машин.

Бомбили с воздуха Берлин».

Кукрыниксы – творческий псевдоним коллектива советских художников, графиков и живописцев, в который входили действительные члены Академии художеств СССР (1947 г.), народные художники СССР (1958 г.), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903–1991), Порфирий Крылов (1902–1990) и Николай Соколов (1903–2000).

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова.

Кукрыниксы были постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил». Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат, по мнению критиков, к лучшим образцам этого жанра. С.Я. Маршак (1887– 1964) – известный поэт, драматург, переводчик. Лауреат Ленинской (1963 г.) и четырех Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951 гг.).

В годы Великой Отечественной войны С. Маршак сотрудничал с Кукрыниксами, создавая совместно с ними серию плакатов «Окна РОСТа» и писал стихи и пьесы для газеты «Правда» и «Красная звезда». За эту работу в 1942 г. он был удостоен Сталинской премии.

Понятно, что двустишием Самуил Яковлевич не ограничился: у этих строк есть продолжение. Как, впрочем, и у плакатов.

Плакат «Загадочная история». 1941 г.
Плакат «Загадочная история». 1941 г.

«Забрался Геббельс в свой подвал

И по привычке написал:

«Машин английских сбито шесть,

В Берлине раненые есть».

Плакат «Загадочная история». 1941 г.
Плакат «Загадочная история». 1941 г.

Плакаты датированы 1941 г. Они – единственные и уникальные в своем роде, поскольку выполнены от руки и являются рукописной копией публикации статьи «Загадочная история», опубликованной на страницах газеты «Правда» 9 августа 1941 г. Но об этом чуть позже.

Бомбардировка Берлина советской авиации в ночь с 7 на 8 августа 1941 года – не пропагандистская выдумка, а исторический факт.

9 августа 1941 г. газета «Правда» сообщила в небольшой заметке:

«Налет советских самолетов на район Берлина.

В ночь с 7 на 8 августа произвела разведывательный полет в Германию и бросила некоторое количество зажигательных и фугасных бомб над военными объектами в районе Берлина. В результате бомбежки возникли пожары и наблюдались взрывы. Все наши самолеты вернулись на свои базы без потерь».

Страница из газеты «Правда» со статьей «Налет советских самолетов на район Берлина». 9 августа 1941 г. Источник: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/archives/dokumenty-o-pervykh-bombardirovkakh-berlina-aviatsiej-sssr-predstavleny-v-fondakh-rgaspi.html.
Страница из газеты «Правда» со статьей «Налет советских самолетов на район Берлина». 9 августа 1941 г. Источник: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/archives/dokumenty-o-pervykh-bombardirovkakh-berlina-aviatsiej-sssr-predstavleny-v-fondakh-rgaspi.html.

Как писала «Российская газета» в 2021 г. (статья Антона Валагина «Приняли за своих: как в 1941 году советская авиация бомбила Берлин» Ссылка: rg.ru/2021/08/09/priniali-za-svoih-kak-v-1941-godu-sovetskaia-aviaciia-bombila-berlin.html):

«Целями для балтийцев были берлинский танкостроительный завод, авиазаводы «Focke-Wulf» и «Heinkel», предприятие по выпуску авиадвигателей «Daimler-Benz», завод радиотехники «Siemens» и две железнодорожные станции».

Как считается, это был ответный шаг на бомбардировки Москвы в июле 1941 года (самый первый авианалет имел место в ночь на 22 июля), когда немецкими бомбардировщиками на советскую столицу было сброшено 104 тонны фугасных бомб, 46 тысяч зажигательных. В результате бомбардировок получили ранения 792 человека (130 из них скончались), возникло свыше 1 000 очагов возгораний.

Фашистские бомбардировщики метили в стратегические и знаковые объекты столицы: Кремль, здание ЦК ВКП(б), Белорусский вокзал и другие.

Что касается Берлина, то к августу 1941 года на него бомбы сбрасывали неоднократно. Первым массированным стал авианалет на столицу фашистской Германии британских ВВС 26 августа 1940 года. Тогда в направлении Берлина вылетел 81 самолет, но из них до цели дошли лишь 29. Они сбросили на северо-западную часть города 22 тонны бомб, погибли 12 человек (сравнительно небольшое количество погибших связано с тем, что целями были не жилые кварталы, а крупные предприятия), были причинены значительные разрушения. При этом 7 из 29 британских самолетов были сбиты ПВО Берлина.

Вероятнее всего, именно этот авианалет и всплыл в памяти фашистских пропагандистов в августе 41-го и стал поводом для того, чтобы заявить:

«В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации, в количестве 150 самолётов, пытались бомбить нашу столицу... Из прорвавшихся к городу 15 самолётов 9 сбито».

В ответ одна из британских радиостанций сообщила:

«Германское сообщение о бомбёжке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация над Берлином не летала».

Так налет советских бомбардировщиков на Берлин и стал «загадочной историей», которая, впрочем, уже очень скоро перестала быть таковой: 9 августа газета «Правда» опубликовала короткое сообщение о бомбардировке Берлина советской авиацией, а днем позже, 10 августа, юмористическое стихотворение С.Я. Маршака под названием «Загадочная история», проиллюстрированное Кукрыниксами.

Страница из газеты «Правда» со статьей «Загадочная история». 10 августа 1941 г. Источник: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/archives/dokumenty-o-pervykh-bombardirovkakh-berlina-aviatsiej-sssr-predstavleny-v-fondakh-rgaspi.html.
Страница из газеты «Правда» со статьей «Загадочная история». 10 августа 1941 г. Источник: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/archives/dokumenty-o-pervykh-bombardirovkakh-berlina-aviatsiej-sssr-predstavleny-v-fondakh-rgaspi.html.

Конечно, немцы могли думать на англичан и возлагать ответственность за авианалет на них, но никак не на советские ВВС, хотя бы потому, что министр пропаганды Й. Геббельс сам незадолго до авианалета заявлял о том, что советская авиация разгромлена и, по-видимому, искренне в это верил.

Страница из газеты «Правда» со статьей «Иностранная печать о налетах советской авиации на Берлин». 12 августа 1941 г. Источник: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/archives/dokumenty-o-pervykh-bombardirovkakh-berlina-aviatsiej-sssr-predstavleny-v-fondakh-rgaspi.html.
Страница из газеты «Правда» со статьей «Иностранная печать о налетах советской авиации на Берлин». 12 августа 1941 г. Источник: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/archives/dokumenty-o-pervykh-bombardirovkakh-berlina-aviatsiej-sssr-predstavleny-v-fondakh-rgaspi.html.

Да и как это было бы возможно? Как советские бомбардировщики смогли долететь до Берлина? И откуда?

Подготовка и осуществление авианалета советской авиации на Берлин в августе-сентябре 1941 года – это одна из самых увлекательных и героических страниц в истории Великой Отечественной войны и в истории отечественных Военно-Воздушных Сил (в 2022 г. на экраны вышел российский фильм «1941. Крылья над Берлином», посвященной этой операции). И хотя бы уже потому, что готовилась она практически у немцев в тылу и у них под носом.

Действительно, откуда могли стартовать советские бомбардировщики, чтобы достичь Берлина?

Есть в Балтийском море небольшой остров Сааремаа (длина с севера на юг – 88 км, с запада на восток – 90 км), также еще известный под названиями Эзель (в период Второй мировой войны 1939–1945 гг. его чаще всего именовали именно так) и Курессааре, Остров входит в Моонзундский архипелаг.

По состоянию на август 1941 г. остров являлся самой западной точкой суши, которую контролировали советские войска, но на тот момент уже оказавшейся фактически в тылу у быстро продвигающихся на восток немецко-фашистских войск. Проще говоря, остров Эзель был расположен ближе всего к германской столице, хотя расстояние все же было немаленьким: около 900 км в одну сторону и 1765 км в обе стороны, из них над морем 1400 км.

Схема полета советских бомбардировщиков на Берлин от острова Сааремаа (Эльзен). https://ru.wikipedia.org/wiki/Бомбардировки_Берлина_советской_авиацией_в_1941_году#:~:text=Бомбардиро́вки%20Берли́на%20в%201941%20году́,во%20время%20Второй%20мировой%20войны.
Схема полета советских бомбардировщиков на Берлин от острова Сааремаа (Эльзен). https://ru.wikipedia.org/wiki/Бомбардировки_Берлина_советской_авиацией_в_1941_году#:~:text=Бомбардиро́вки%20Берли́на%20в%201941%20году́,во%20время%20Второй%20мировой%20войны.

Идея проведения операции появилась еще в 20-х числах июля как ответ на бомбардировки Москвы и подготовка проходила в условиях строжайшей секретности: в курсе дела, помимо высшего руководства страны, были поставлены только командующий Балтийским флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц и командующий ВВС Балтийского флота генерал-майор авиации М. И. Самохин. Для нанесения удара по Берлину были отобраны 15 экипажей ВВС Балтийского флота. 2 августа из Кронштадта к острову Эзель в условиях повышенной секретности и под сильной охраной вышел морской караван, состоявший из тральщиков и самоходных барж с запасом бомб и авиационного топлива, стальных пластин для удлинения взлётно-посадочной полосы, двумя тракторами, бульдозером, трамбовочным асфальтовым катком, камбузным хозяйством и койками для лётного и технического состава особой ударной группы. Караван прошел через заминированный Финский залив и даже зашел в уже осаждённый немцами Таллин. Утром 3 августа караван подошёл к причалам острова Эзель и выгрузил груз.

В ночь на 3 августа с аэродрома Кярла несколько экипажей с запасом горючего до Берлина и полный боекомплект, совершили полет на разведку погоды и сбросили бомбы на Свинемюнде. Это был пробный полет, после чего подготовка дерзкой операции была продолжена.

4 августа особая ударная группа перелетела на расположенный на острове аэродром. С 4 по 7 августа здесь шли работы по тщательной подготовке к полёту: было произведено бытовое обустройство лётного и техсостава, были удлиненны взлётно-посадочной полосы аэродрома, с которого должны были взлетать хоть и облегченные (из-за большой дальности полета бомбовая нагрузка каждого самолета была ограничена) для предстоящего дальнего и высотного перелета, но все же достаточно тяжелые бомбардировщики.

В ночь на 6 августа пять экипажей осуществили в разведывательный полёт на Берлин.

7 августа 1941 года в 21 час 00 минут с аэродрома Кагул на острове Эзель поднялась особая ударная группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 ВВС Балтийского флота под командованием командира полка полковника Е. Н. Преображенского. Самолеты были загружены бомбами ФАБ-100 и листовками. Полёт проходил над водами Балтийского моря на высоте 7 000 м по маршруту: остров Эзель (Сааремаа) – Свинемюнде – Штеттин – Берлин. Температура за бортом достигала −35…−40 °C, из-за чего стёкла кабин самолётов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, лётчикам пришлось всё время пользоваться кислородными масками. Для соблюдения секретности на всём протяжении полёта сохранялся режим радиомолчания - выход в радиоэфир был категорически запрещён.

Через три часа полёта советские самолеты вышли к северной границе Германии.

Интересно, что при подлете к Берлину советские бомбардировщики несколько раз были обнаружены немецкой ПВО, но немцы приняли самолеты за свои и огонь по ним не открыли.

Вполне возможно, что дальние бомбардировщики ДБ-3Ф (в марте 1942 г. самолет, разработанный конструкторским бюро под руководством Главного конструктора С. В. Ильюшина, был переименован в Ил-4) были применены еще и потому, что имели некоторое внешнее сходство с немецкими бомбардировщикоми Heinkel He 111B. Еще в 1930-х гг. ДБ-3 был модернизирован, в частности, носовая часть фюзеляжа приобрела веретенообразною форму с обширным остеклением кабины штурмана. Такое конструктивное решение было использовано после ознакомления с трофейным немецким бомбардировщиком Heinkel He 111B, захваченным в ходе войны в Испании летом 1937 г. и вывезенным в Советский Союз для изучения.

Возвращаясь к теме статьи, скажем, что немцы не только не пытались сбить советские бомбардировщики, летевшие на Берлин, но даже, напротив, они решили, что это немецкие бомбардировщики заблудились над Штеттином, а потому сигналами прожекторов приглашали сесть на ближайший аэродром.

Воздушный путь на Берлин был открыт.

В 1:30 8 августа пять самолётов советской авиации осуществили сброс бомб на хорошо освещённый Берлин, остальные отбомбились по берлинскому предместью и Штеттину. Немцы, неожидавшие ничего подобного, включили светомаскировку только через 40 секунд после того, как первые бомбы упали на город.

В 4 утра 8 августа, после семичасового полёта, экипажи без потерь вернулись на аэродром.

Налет советской авиации на Берлин в ночь с 7 на 8 августа был не последним.

Всего до 5 сентября 1941 г. советские лётчики выполнили девять налётов на Берлин, совершив в общей сложности 86 самолёто-вылетов. 33 самолёта бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб и вызвав в городе 32 пожара. 37 самолётов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам. В общей сложности было израсходовано 311 фугасных и зажигательных бомб общим весом 36 050 кг.

Члены экипажей, принявших участие в боевом вылете в ночь с 7 на 8 августа, были награждены: была объявлена благодарность и выданы по 2 тысячи рублей.

Приказ №0265 Наркома обороны И. Сталина об объявлении благодарности личному составу самолетов, участвовавших в полете в ночь с 7 на 8 августа 1941 г. Источник: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/archives/dokumenty-o-pervykh-bombardirovkakh-berlina-aviatsiej-sssr-predstavleny-v-fondakh-rgaspi.html
Приказ №0265 Наркома обороны И. Сталина об объявлении благодарности личному составу самолетов, участвовавших в полете в ночь с 7 на 8 августа 1941 г. Источник: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/archives/dokumenty-o-pervykh-bombardirovkakh-berlina-aviatsiej-sssr-predstavleny-v-fondakh-rgaspi.html
-9

Участники последующих вылетов в августе-сентябре 1941 года в районе Берлина были отмечены правительственными наградами и званием Герой Советского Союза.

А судьба острова Эзель была печальной. Фашисты не могли позволить, чтобы у них в тылу противником подготавливались налеты на Берлин: После упорных и ожесточенных боев немецким войскам удалось высадиться
на остров в сентябре 1941 г. В ночь на 3 октября 1941 г. с острова были эвакуированы остатки советских войск. Больше трех лет остров оккупирован фашистскими войсками и был освобожден советскими войсками 24 ноября 1944 года в ходе Моонзундской операции 1944 г.

Мария Раисовна Габтрахманова, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»