Найти тему
История от историка

Рубрук о Батыевом погроме, Иге и русских в Орде и Монголии

Оглавление

Гильом де Рубрук или Виллем (Вильгельм) Рубрук (фр. Guillaume de Rubrouck, нидерл. Willem van Rubroeck) — монах-францисканец из Фландрии, который в 1253—1255 гг. по приказу французского короля Людовика IX совершил вторым из европейцев после Иоанна де Плано Карпини путешествие в Каракорум и обратно и написал книгу "Путешествие в восточные страны", которая тоже переведена на русский язык.

Монгольская империя перед распадом (1279). Из открытых источников сети Интернет.
Монгольская империя перед распадом (1279). Из открытых источников сети Интернет.

В XIV главе Рубрук сообщает о страшном разорении Руси монголами (у Рубрука — татарами/монголами — моалами) в прошлом, продолжаемом и по сей день:

Руссия, имеющая повсюду леса... тянется от Польши и Венгрии до Танаида [Дона или Танаиса]. Эта страна вся опустошена Татарами и поныне ежедневно опустошается ими.

У Рубрука этнонимы (от греч. έθνος — племя, народ и ὄνυμα — имя) «татары» и «монголы» взаимозаменяемы (Гл. II, XXI, XXVII, XXVIII, XXXIX), при этом он рассказывает, что когда-то татары и монголы были отдельными соседними племенами, которых объединил под своей властью Чингисхан, но после этого большинство татар погибло в боях, так как он посылал их первыми, но их имя перешло на монголов (моалов), потому что татары шли в авангарде монгольской армии и идущих следом монголов враги тоже считали и стали называть татарами (Гл. XIX).

Провозглашения Темучина Чингисханом или Великим Царём монгольской мировой империи на курултае на реке Онон в 1206 г. Миниатюра в рукописи персидского государственного деятеля и летописца при дворе монгольской державы Хулагидов Рашид ад-Дина Джами ат-таварих (1300—1325 гг.) ок. 1430—1434 гг. Bibliothèque nationale de France. Département des Manuscrits. Division orientale. Supplément persan 1113, fol. 44v. Википедия.
Провозглашения Темучина Чингисханом или Великим Царём монгольской мировой империи на курултае на реке Онон в 1206 г. Миниатюра в рукописи персидского государственного деятеля и летописца при дворе монгольской державы Хулагидов Рашид ад-Дина Джами ат-таварих (1300—1325 гг.) ок. 1430—1434 гг. Bibliothèque nationale de France. Département des Manuscrits. Division orientale. Supplément persan 1113, fol. 44v. Википедия.

В XV главе Рубрук добавляет, что если у русских не остаётся золота или серебра для монголов, те уводят их самих и их маленьких детей как скот к себе в Орду и заставляют охранять стада своих домашних животных.

В XII и XIII главах Рубрук сообщает о многих увиденных им в Золотой Орде русских, убитых мусульманами, которые, чтобы не стать вероотступниками, отказывались по обычаям монголов пить кумыс (кобылье молоко) и есть мясо павших животных и поднесённое предварительно идолам.

Миниатюра с изображением Бату в рукописи персидского государственного деятеля и летописца при дворе монгольской державы Хулагидов Рашид ад-Дина Джами ат-таварих (1300—1325 гг.) ок. 1430—1434 гг. Bibliothèque nationale de France. Département des Manuscrits. Division orientale. Supplément persan 1113, fol. 91r. Википедия.
Миниатюра с изображением Бату в рукописи персидского государственного деятеля и летописца при дворе монгольской державы Хулагидов Рашид ад-Дина Джами ат-таварих (1300—1325 гг.) ок. 1430—1434 гг. Bibliothèque nationale de France. Département des Manuscrits. Division orientale. Supplément persan 1113, fol. 91r. Википедия.

В XX главе Рубрук говорит, что все русские, едущие к хану Золотой Орды Бату (1240—1255) через владения его сына Сартака (в 1246—1255 гг. он занимал должность «управляющего русскими делами»), оставляют тому подарки. При этом путников на дороге между кочевьями Бату и Сартака в Поволжье (Этилии) убивают по ночам вооружённые луками русские грабители группами по 20—30 человек, которые также угоняют лошадей.

В XXI главе Рубрук указывает, что монголы поселили русских в одном месте на Волге, чтобы те переправляли едущих в Золотую Орду к Бату послов на другой берег и обратно. Рубрук кочевал вместе со ставкой Бату вдоль Волги пять недель, а дорога от Волги до Каракорума в Монголии занимает 4 месяца (Гл. XXII).

Модель ханского дворца Каракорума в Монгольском историческом музее (Улан-Батор). Википедия.
Модель ханского дворца Каракорума в Монгольском историческом музее (Улан-Батор). Википедия.

Верховный хан Монгольской империи, внук Чингисхана Мункэ (у Рубрука — Мангу) (1251—1259) рассылает грамоты (ярлыки) на монгольском языке, написанные уйгурскими письменами (Гл. XXVII). Подчинённым слугам Мункэ выдавал свою пайцзу (от кит. 牌子 [páizi] «дощечка; табличка») — золотую пластину шириной в ладонь и длиной в пол-локтя с выбитым на ней приказом хана (Гл. XXXV).

Кто её имеет в руках, тот может приказывать, что хочет, и это делается без замедления.
Поездка монгольского аристократа. У его слуги на груди висит ханская пайзца. Миниатюра из рукописи Рашид ад-Дина Джами ат-таварих первой четверти XIV в. Staatsbibliothek Berlin, Orientabteilung, Diez A fol. 71, p. 53.
Поездка монгольского аристократа. У его слуги на груди висит ханская пайзца. Миниатюра из рукописи Рашид ад-Дина Джами ат-таварих первой четверти XIV в. Staatsbibliothek Berlin, Orientabteilung, Diez A fol. 71, p. 53.

Рубрук прожил в Каракоруме два зимних месяца (Гл. XXXII—XXXIII) и ещё три весенних (Гл. XLIV) — с января по май включительно — и неоднократно удостоился аудиенции Мункэ (Гл. XLVI).

Хан Мункэ на троне. Миниатюра из «Тарих-и джехангуша» Джувейни, 1438 г. Bibliothèque nationale de France. Département des Manuscrits. Division orientale. Supplément persan 206, fol. 101. Википедия.
Хан Мункэ на троне. Миниатюра из «Тарих-и джехангуша» Джувейни, 1438 г. Bibliothèque nationale de France. Département des Manuscrits. Division orientale. Supplément persan 206, fol. 101. Википедия.

В Каракоруме Рубрук познакомился с приведённой монголами из Венгрии пленной немкой из города Метц в Лотарингии по имени Пакетта. Она пережила страшные лишения, но теперь была замужем за молодым русским строителем домов, у них было трое cыновей и их семья не бедствовала, так как профессия мужа была прибыльной. (Гл. XXXIV) Также Рубрук упоминает о некоем русском дьяконе в Каракоруме (Гл. XLIII).

Территория Улуса Джучи (Золотой Орды) в 1300 г. Википедия.
Территория Улуса Джучи (Золотой Орды) в 1300 г. Википедия.

Обратная дорога из Каракорума в Золотую Орду заняла 2 месяца и 10 дней, там Рубрук снова встречался с Бату и его сыном Сартаком и видел Сарай-Бату (Гл. XLIX).

Путешествие Рубрука в Каракорум и обратно. Из открытых источников сети Интернет.
Путешествие Рубрука в Каракорум и обратно. Из открытых источников сети Интернет.

Ну что, отрицатели Батыева нашествия и монгольского Ига — налетайте и попробуйте это опровергнуть...