Найти тему

Организационные расстановки. Важные нюансы проведения

Методология организационных расстановок. Часть 1.

С точки зрения системной феноменологического подхода организация - это система взаимосвязанных элементов. И именно системой взаимосвязанных элементов и занимаются расстановки организаций.

Есть перечень должностей. Есть люди, которые занимают эти должности. Есть директор, замдиректора, начальник цеха, линейные работники. Есть акционеры и спонсоры, которые дали денег на работу этой организации. Есть клиенты, которые покупают продукты и услуги этой организации. Есть миссия и цели организации. Кроме этого есть огромное количество других более мелких элементов системы. И всё это должно работать, так чтобы не мешало друг другу, а друг друга усиливало.

Взаимосвязь элементов в расстановке и взаимосвязь элементов в реальной организации похожи. Поэтому можно говорить о расстановке, как о проективной технике. Поэтому мы имеем возможность, анализируя элементы и взаимосвязи между ними в расстановке, анализировать реальные элементы и реальные взаимосвязи элементов в реальной организации. И это экономит кучу времени.

***

Одна из простейших расстановочных схем анализа ситуации в организации выглядит так. Надо попросить клиента рассказать о своей организации, и всё, что он расскажет, поста вить как фигуры в расстановке. Если он про директора упомянул, ставим в расстановку директора. Если он упомянул начальник цеха, ставим начальника цеха. И так далее. Это очень похоже на то, как мы ставим расстановку сновидения, просто послушав рассказ о сновидении от клиента.

Ставим в поле упомянутые фигуры и смотрим, что там между ними происходит. Это одна из самых простых и мало структурированных расстановок схем анализа организации.

Дело в том, что организация - очень сложная система, с очень многими уровнями и подуровнями, системами и подсистемами. И после первоначального общего взгляда на ситуацию в организации, можно переходить к анализу более узких сегментов системы, интересующих клиента.

Парадоксально, но факт. Число заместителей как правило ограничено. Время на расстановку тоже ограничено. Объем памяти клиента тоже не бесконечны. Поэтому необходимо договориться с клиентом, какие аспекты организационной системы мы будем анализировать в данной расстановочной сессии.

Но есть и хорошая новость. Независимо от выбранной схемы анализа организационная расстановка, как правило, показывает самое значимое и самое важное для клиента. И делает это бережно и заботливо!

Если говорить на чистоту, чем меньше элементов для анализа, тем боле четкая и структурированная информация доходит до восприятия клиента. Поэтому если есть такая возможность, лучше сократить число элементов в расстановке. Например, вместо того, чтобы ставить весь списочный состав технологов цеха № 8, можно поставить одну фигуру и назначить её так: «Технологи цеха №8».

***

Противоречия между подсистемами организации были и будут всегда. Конструкторы создали чертеж новой детали. Технологи возвращают чертежи на доработку и говорят: «Сделайте так, чтобы это можно было сделать у нас на предприятии на наших станках в рамках нашего технологического производственного процесса».

Противоречие бухгалтерия и рекламщиков тоже базовое. Бухгалтер на то и бухгалтер, чтобы считать, беречь и экономить. А рекламщики мыслят в терминах бюджетов, потраченных на рекламу. Чтобы рекламщик смог обосновать бухгалтеру необходимость трат на рекламу, должно семь потов с него сойти.

***

Важно помнить! Эффективность системы зависит не столько от свойств элементов, сколько от качества взаимосвязей между ними.

Если не обеспечить между сотрудниками эффективных коммуникаций, эффективность такой организации не превышает эффективности отдельных её сотрудников.

***

Написано в соавторстве с Надеждой Матвеевой

Подборки моих статей:

Расписание Центра "Ольвия" на сайте www.olvia-center.ru
Мои группы и онлайн-курсы здесь
Запись на консультацию по тел/whatsapp 89055656655 и 84952266880