Всем доброго вечера. Этим летом я решил заняться обзором различных образовательных систем. Выбрал для себя несколько государств и разобрал по определённым критериям. Вышло уже 6 статей, последняя, про Чехию, тут:
Сегодня хочу поговорить о том, как в мире исследуют эти системы и каким образом выбирают лучшие из лучших. Речь пойдёт о международных системах исследования оценки качества образования. Рассмотрим как это исследование проходит и определим системы, которые добились высоких результатов, чтобы затем подробнее поговорить о них.
Долгие годы в мире существует несколько исследований качества образования. Мы рассмотрим только одну, самую главную (как считается). Но не упомянуть другие нельзя. Итак:
- PISA: международное сравнительное исследование качества общего образования. Именно о ней мы будем говорить сегодня;
- TIMSS: международное сравнительное исследование качества общего образования;
- PIRLS: исследование качества чтения и понимания текста;
- ICILS: международное исследование по изучению компьютерной и информационной грамотности обучающихся 8-х классов;
- ICCS: международное исследование гражданского образования.
PISA считается лучшим исследованием, поэтому при оценке мирового образования в основном ссылаются на него.
Для чего это всё необходимо? Международные сравнительные исследования позволяют проследить за состоянием и изменениями, которые происходят с системами образования в странах, оценить эффективность этих систем. PISA, разработанная в 1997 году, оценивает обучающихся с 2000 года. Россия принимала участие в различных исследованиях с 1990-го года, в оценке PISA с самого первого года. Но с 2022 года делает оценку самостоятельно, при этом ориентируясь на стандарты PISA.
Главная цель PISA – определить степень готовности школьников к вступлению во «взрослую» жизнь. Поэтому происходит не просто проверка знаний, а по сути, умение использовать их в реальной жизни. То есть, насколько система образования выпускает приспособленных к взрослой жизни детей.
Сам «экзамен» включает задания различных типов: свободные ответы, тесты и так далее. Главный навык, который нужно продемонстрировать - это умение пользоваться логикой при решении нестандартных задач и способность использовать знания из разных областей для решения какой-то проблемы (метапредметность). В оценку PISA включены вопросы различной сложности, нацеленные на обучающихся 15-ти лет. Исследование включает в себя тестовую часть, которая длится 2 часа, и анкетирование. При этом, дети выполняют тестирование на компьютере, а программа сама решает, какие вопросы дать конкретному ученику. Ответственный за проведение теста PISA следит за временем, отвечает на организационные вопросы.
В итоге, часть заданий оценивает компьютер, развернутые ответы рассматриваются экспертом (да, вам не показалось, очень похоже на ЕГЭ). Баллы зависят от того, насколько полно был дан ответ на вопрос.
Результаты PISA, о которых мы сегодня поговорим, публикуются каждые три года, чтобы грамотно оценивать динамику изменений в системах образования. В декабре 2023 года они были опубликованы (само исследование проводили в 2022 году). Как всегда, оценивались три вида грамотности - математическая, читательская и естественно-научная. И по итогам было выявлено огромное снижение показателей по математике и чтению.
Несмотря на очевидную причину, которая заявлена (коронавирус и карантин) отмечается, что результаты начали ухудшаться ещё раньше, поэтому пандемия только усугубила ситуацию. При этом в некоторых странах уровень вырос, поэтому говорить о том, что образование во всём мире идёт на спад нельзя.
По итогам исследования отмечается интересный факт. Оказалось, что расходы государств на образование прямо связаны с результатами и достижениями обучающихся. При росте финансирования увеличивается показатель успеваемости. Правда, такая взаимосвязь существует до момента, когда на одного ученика не начинают тратить около 7 миллиона рублей. Когда эта сумма превышается, важным становится на что конкретно тратятся деньги в образовании.
Теперь давайте поговорим о результатах. Математическая грамотность:
Как видите, 6 первых позиций - это Азия. По остальным исследованиям картина будет примерно такая же. Из европейских стран выделяем Эстонию и Швейцарию. Финляндия только 19, Германия 24, а США тут и вовсе нет.
Читательская грамотность:
В данном направлении исследования гегемонию Азии нарушает Ирландия. В остальном топ в первых позициях не меняется. Но зато с чтением высокие позиции у США, а по большей части список состоит из европейских стран.
И естественные науки:
Лидеры всё те же, Эстония по-прежнему никуда не упала. По итогам мы можем сказать, что в целом, почти по всем трём направлениям, список стран не меняется.
А что у нас? Если обратиться к результатам PISA 2018, последнего доступного международного исследования с участием нашей страны, показатели российских школьников по чтению и естественным наукам были ниже средних, а знания и навыки по математике соответствовали среднему уровню.
Россия, не принимая участие в 2022 году, провела своё исследование силами специалистов Федерального института оценки качества образования (ФИОКО). Исследование проводилось по модели PISA, чтобы можно было соотнести результаты и продолжить сравнение нашего образования с мировым.
Итоги такие:
- Математическая грамотность - 17 место;
- Читательская грамотность - 16 место;
- Естественные науки - 30 место.
Какие общие выводы можно сделать?
1. Заявления, что Россия вошла в топ-10 образовательных систем мира раньше запланированного никак не стыкуется с результатами (даже собственными);
2. В мире ярко выражено доминирование образовательных систем Востока (Сингапур на две головы выше всех);
3. В Европе Эстония лучшая, читательская грамотность на высочайшем уровне в Ирландии (будет интересно в следующих статьях разобрать, как так получилось).
К данным исследованиям можно относиться по-разному. Если брать картину в общем, то мы видим, что системы образования стран Азии находятся на лидирующих позициях. Мы же пока отстаём. При этом, можно говорить об успехах наших ребят на международных олимпиадах, а их действительно много, но образование в целом (судя по исследованиям в мире) не на лидирующих позициях, хоть и активно туда стремиться. А для достижения данных целей образование должно быть в приоритете у государства. Не просто "Год педагога и наставника", а должны быть реальные изменения в сторону качества образования, повышения зарплат учителей и улучшения условий труда. И как было сказано в анализе, большую роль играют средства, которые выделяются на образование. Ведь образование - это основа построения будущего страны.
Следующая публикация будет про Сингапур. Эстония и Ирландия тоже скоро будут.
Подписывайтесь на канал, всегда рад!