Совет Федерации предложил правительству запретить аннуляцию авиабилетов, состоящих из нескольких сегментов, если пассажир не воспользовался одним из них. Сейчас при покупке билетов «туда – обратно» или со стыковками сгорает вся цепочка, если человек опоздал или не явился на один из рейсов. Кто от этого выиграет, а кто проиграет?
Опоздавший платит дважды
На путешествие на Сейшельские острова Женя К. с подругой копили долго – целый год. Рейс был через Дубай. Стыковка была длительной – девять часов и девушки проспали: когда они прибежали на посадку, то регистрация уже была завершена. В результате был аннулирован не только сегмент Дубай – Сейшелы, но и два других перелета – Сейшелы – Дубай и Дубай – Москва. Пришлось покупать билеты заново, благо у девушек оставались деньги.
О том, что авиабилет может «сгореть» в случае неявки на один из сегментов перелета, неопытные путешественники не знают. И с изумлением обнаруживают это уже после того, как пропустили один из перелетов. Между тем это правило давно существует в мировой практике авиаперевозок, в том числе и в России. У нас аннуляция билета чаще всего происходит на внутренних перелетах, когда билет куплен «туда и обратно» в одном заказе.
Так случилось и с Анной Г. Она купила билет Москва – Красноярск – Москва, но на рейс в Красноярск опоздала. Ей пришлось покупать новый билет в Красноярск за полную стоимость. Однако в обратном вылете она была уверена. Каково же было ее удивление, когда при регистрации на обратный рейс выяснилось, что ее билет в Москву был аннулирован из-за неявки на первый перелет! В итоге Анне пришлось заново покупать авиабилет.
Как избежать no show
Можно ли избежать таких ситуаций?
Можно, если заблаговременно предупредить авиакомпанию, говорит юрист Анастасия Корнилова, которую цитирует журнал «Т – Ж».
«Если вы оформили перелет одним бронированием и не сможете воспользоваться каким-то из участков маршрута, надо предупредить об этом авиакомпанию, – говорит юрист. – Если авиакомпания не получила от клиента уведомление, она вправе аннулировать бронь всего билета. Причина отмены — неявка на рейс, no show».
No show (от англ. «не явился») — это ситуация, когда пассажир не пришел на рейс и не предупредил авиакомпанию о том, что отказывается от перевозки, объясняется на сайте авиакомпании Utair. Билет, получивший статус no show, аннулируется полностью. Чтобы избежать этого, нужно снять место в билете, а лучше всего позвонить напрямую в авиакомпанию, и тогда есть возможность сохранить остальные рейсы, объясняется на сайте Utair.
У каждой авиакомпании свой период времени, в течение которого пассажир может уведомить ее о неявке на рейс. У одних компаний – не позднее 40 минут до вылета, у других – час.
Если же авиакомпанию не предупредили, «сгоревшие» сегменты перелета вновь выставляют на продажу. Таким образом перевозчики два раза зарабатывают на одном и том же пассажире. Ситуация не очень хорошая. Однако и авиакомпании можно понять: так они стараются минимизировать убытки от незадачливых пассажиров.
Интересно, что аннулирование практикуют десять крупнейших авиакомпаний России, кроме «Уральских авиалиний» и «Ижавиа», выяснила газета «Известия»: если пассажир не явился на один из рейсов, билеты на последующие сегменты в этих двух компаниях не аннулируются.
Справедливости ради
С инициативой отменить аннуляцию многосоставных билетов еще в апреле этого года выступили депутат Госдумы Сергей Леонов и председатель Общероссийского объединения пассажиров, зампред Общественного совета при Минтрансе Илья Зотов. Причиной они назвали большое число жалоб от пассажиров, которые узнавали об аннуляции их билета уже по факту, приехав в аэропорт.
«Человек опоздал на рейс, в панике ищет новый, рассчитывая, что остальные билеты действительны, а они, оказывается, уже отменены. И он чаще всего об этом даже не знал. Это очень несправедливая ситуация», — говорит депутат Леонов, которого цитируют «Известия».
Депутат считает, что авиакомпаниям сначала необходимо уточнить, намерен ли человек воспользоваться остальными билетами в бронировании, и только в случае отказа уже затем аннулировать его проездные документы.
Инициативу поддержал Совет Федерации, тем самым проявив заботу о деньгах пассажиров. Но как быть авиакомпаниям, которые начнут терпеть убытки от неявок на рейсы?
Авиакомпаниям не стоит плакать?
Совфед предлагает субсидировать авиакомпании для исполнения этой инициативы, а возможность для этого заложить в федеральный бюджет на 2025–2027 годы. Помимо заботы о деньгах потребителя своей инициативой Совфед хочет унифицировать правила, действующие на всех видах транспорта.
Действительно, в ж/д перевозках и автобусах пассажир имеет право сесть на любой станции в границах выкупленного маршрута, будучи уверен, что место останется за ним.
Однако у предложения есть оборотная сторона.
Запрет аннуляции может сломать всю существующую модель ценообразования на рынке гражданских авиаперевозок и привести к росту тарифов, пишет Турдом.
Они не исключают, что для минимизации своих финансовых рисков авиакомпании перейдут на схему продажи point to point, то есть на каждый сегмент – отдельный билет. Но такой вынужденный для перевозчиков вариант приведет к большим неудобствам для пассажиров. Им придется получать и вновь сдавать багаж в транзитном аэропорту, тогда как по единому билету его просто перегрузили бы с одного самолета на другой. Кроме того, в случае задержки первого рейса авиакомпания уже не будет отвечать за опоздание пассажира на ее же следующий рейс – ведь перелеты будут совершаться по разным билетам.
Отмена аннуляции, как ни парадоксально, может ударить по карману пассажиров. Авиакомпании в ответ на меру вполне могут компенсировать дополнительные финансовые риски повышением цен на билеты.
Впрочем, инициатива Совфеда может и не встретить понимания в правительстве: как-никак, практика аннуляции основана на общемировом опыте.
Наталья АЛЯКРИНСКАЯ
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.