Найти в Дзене
Психология для жизни

Родительские предписания «не живи», «не чувствуй», как запреты.

Оглавление
Автор Чупахина Ольга Геннадьевна
Практикующий психолог, эмоционально - образный терапевт

Понятие родительских предписаний «Не живи», «Не чувствуй», как запреты, которые получают дети в процессе воспитания в семье.

В каком поведении и жизненных событиях человека проявляются данные предписания.

Эмоционально-образная терапия.

При формировании характера ребенок, соприкасаясь со взрослыми, с их ожиданиями, с их запросами, ограничениями в негативном эмоциональном состоянии принимает решения, проводящие к отказу от своих внутренних ресурсов. Решения бывают разные: принятие, смирение, борьба, самостоятельное решение. 

​Такие предписания, как «не живи», «не будь», «не рождайся» транслируются в различных ситуациях. Так, например, мама, находясь в различных обстоятельствах, и, соответственно, эмоциональных состояниях, может не радоваться своей беременности или её беременность может огорчать, пугать или злить близкого человека. Тем самым посылается ребенку установка «не живи», «не рождайся», ведь здесь тебе не рады. Ребенок, чувствуя это внутриутробно, может отказаться от части своей личности, части своей энергии, решив не жить, как бы замирая, лишь бы ему позволили родиться. Это бывает: от бабушек, дедушек, которые считают, что ребенок рождается не вовремя, не от того, не в тех обстоятельствах; от братьев и сестер, которые думают, что мама и папа перестанет их любить, когда родиться маленький; мужей или самой мамы, которые «не готовы к рождению ребенка и т.д. Так же действует на ребенка и несовпадение его пола, здоровья, внешности с желаемым родителями или другими членами семьи. Ребенок как бы отказывается от своей истинной идентичности, чувствуя вину за свое рождение.

Эта установка тесно соприкасается с установкой «не будь собой». Так же происходит, когда ребенок является замещающим, т.е. рождается как бы «взамен» ранее умершего. Ожидания родителей от него состоят в том, что он утешит, порадует, но это исключает безусловную любовь и принятие. Ребенок должен оправдывать ожидания, а не проявляться так, как ему хочется. Те же установки действуют при трансляции родителями таких фраз как: «ты смысл моей жизни» (ребенок не живет свою жизнь, а является смыслом жизни другого человека), «ты моя радость» (ты живешь правильно, когда меня радуешь). И в этих случаях ребенок постоянно оправдывает свое существование, заслуживает право жить, живет с условиями. Например: я буду как мальчик/девочка, я буду как кто-то, я буду слушаться, тогда меня полюбят, будут обращать на меня внимание.

Такое же послание- «не живи» ребенок получает, когда его ругают, бьют, обвиняют в сложностях жизни. Он делает вывод про себя: я плохой, я не имею права жить, это я все испортил, все из-за меня. В таких случаях ребенок может принять решение не жить и транслировать поведение, осуществляющее сценарий ведущий к смерти или повреждениям: я заставлю тебя убить меня; если все пойдет слишком плохо, то я убью себя, увлечение экстремальными видами спорта, опасные виды деятельности, работа на вредных производствах и т.д. 

Есть и трансгенерационные предписания «не живи». Когда установка дается по роду, как проклятье и передается от родителей детям. Она может быть дана только членам семьи одного пола, а может и девочкам, и мальчикам. Здесь тоже может идти программа самоуничтожения, отказа от истинной идентичности.

Такое предписание, как «не чувствуй» транслируется от взрослых вместе с предписаниями «не живи», «не будь собой», «не будь ребенком», а также теми взрослыми, которые сами не имеют контакта со своими чувствами. Родители, которые считают, что ребенка нужно натренировать перед встречей с «этим жестоким миром» и которые постоянно проявляют агрессию, зло шутят, посылают ребенку двойные послания, обижают ребенка, в результате достигают того, что ребенок принимает решение отключить свои чувства, считает их не нужными, не правильными, перестает доверять им. В ситуациях, когда ребенка переполняют сильные негативные чувства (обида, гнев, тревога), а их нельзя выразить, то ребенок подавляет их и вместе с негативными уходят и такие как радость, удовольствие. Взрослые словами «да что у тебя может случиться», «тоже мне несчастье» и так далее обесценивают переживания ребенка, и он перестает доверять своим чувствам и начинает ориентироваться на правила взрослых. Также предписания «не будь ребенком» накладывает на выражение чувств ребенка запрет, начинает формироваться «псевдовзрослый», т.е. ребенок, который решил не проявлять свою детскость, а вести себя как взрослый. Ребенок, не прожив поэтапно стадии взросления оказывается не готов в итоге к взрослой жизни, не умеет управлять своими эмоциями и строить свою жизнь, ориентируясь на свои потребности.

​Все эти внутренние настройки у человека можно исправить, переписать сценарии с помощью работы с психологом в эмоционально-образной терапии. Терапия проходит мягко, быстро, эффективно, под контролем и с согласия самого человека. Уже с первого раза человек чувствует внутренние трансформации, у него начинают меняться эмоциональные реакции на жизненные события, отношение к себе и окружающим 

Связаться с автором статьи можно через наш сайт https://www.psyforlife.pro или

Сайт: https://psiholog-msk.6hi.ru
B17: https://www.b17.ru/chupakhina1977/
Почта: o.chupakhina@mail.ru