Вообще-то первым советским художественным фильмом, где более или менее подробно была показана служба в воздушно-десантных войсках, была кинокомедия 1955 года "Максим Перепелица", где свою первую главную роль сыграл Леонид Быков. Но служба в армии была лишь небольшим эпизодом в фильме о приключениях молодого сельского паренька Максима Перепелицы, который по ходу фильма перевоспитывался из шутника, затейника и халявщика в серьезного младшего сержанта ВДВ.
А в 1961 г. на экраны страны вышел полнометражный драматический фильм "Прыжок на заре", экранизация популярного тогда романа Георгия Березко "Сильнее атома". И роман, и фильм рассказывали о буднях военной службы в мирное время в одной из воздушно-десантных дивизий Советской Армии. Фильм снимался в Литве, в городе Каунасе, в 108-м гвардейском парашютно-десантном полку 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, вместе с актёрами снимались настоящие десантники.
Поэтому первым настоящим фильмом о советских десантниках правильно было бы считать фильм "Прыжок на заре" кинорежиссера Ивана Лукинского. Кстати, перед этим Лукинский снял комедийную дилогию о солдате Иване Бровкине.
Фильм пользовался популярностью у зрителя того времени и особенно у мальчишек, которые любили распевать популярнейший "Марш парашютистов" из этого фильма композитора Леонида Афанасьева на стихи Евгения Аграновича. Евгений Агранович также является автором почти народной песни "Я в весеннем лесу пил березовый сок", песни из фильма "Офицеры" -"О героях былых времен".
Лихой, оптимистичный марш, особенно доставляет его последний куплет
Да, народ мы ловкий
И когда людей пошлют на Марс,
С учетом нашей подготовки
Возьмут без очереди нас.
Это потом уже, в 70-е -80-е годы, когда пошли косяком один за другим, начиная с "В зоне особого внимания" боевики о советской десантуре, "Прыжок на заре" с его "Маршем парашютистов" отодвинулся и немного забылся, да и не показывали его особо по ТВ. Но все 60-е годы это был один из популярнейших фильмов о Советской Армии.
Главные герои фильма - сверхсрочник, участник Великой Отечественной войны, старшина роты Федор Елистратов и рядовой-срочник Андрей Воронков.
Елистратова играет один из самобытнейших русских актеров-самородков Владимир Кашпур. Его герою 40 лет, воевал в Великую Отечественную, половину жизни служит в армии.
Кашпур почти что ровесник своему герою. С первого своего появления в кино он запомнился зрителю. Несколько странное, монголовидное лицо, которое появлялось в каждом втором советском фильме. Обычно он играл офицеров, простых солдат, крестьян, ударников строительства в тюбетейках и разных жуликов. Но чтобы ни играл Кашпур, он всегда запоминался. Настоящий русский самородок из той же когорты, что Николай Крючков. Петр Алейников, Борис Андреев, Георгий Юматов.
Родился в 1926 г. в алтайском селе. Во время войны был направлен в летное училище, где обучился на штурмана бомбардировщика, но война закончилась и повоевать он не успел. В военной авиации он прослужил до 1951 г.
У Кашпура возникли проблемы со зрением и ему пришлось демобилизоваться. Устроился в 1951 г. разнорабочим во Владимирский драмтеатр, но постепенно стал одним из ведущих актеров. Играл роли от В.И. Ленина до Бабы-Яги. Там же на всю жизнь подружился с другим начинающим актером Евгением Евстигнеевым, с которым они жили в одной комнате в актерском общежитии. Потом Евстигнеев уехал в Москву учиться в Школе-студии МХАТ. А через некоторое время по его следам туда же поступил и Кашпур. Все-таки тогда еще требовали диплом о профессиональном образовании. После окончания в 1959 г. некоторое время работал в "Современнике", а с 1961 г. до самой смерти в 2009 г. во МХАТе. Народный артист России.
Если бы актер сыграл в кино только две роли - старшину Елистратова в 1960 г. в "Прыжок на заре" и в 1961 г. сержанта Кройкова в фильме Ильи Гурина "В трудный час", об этом забытом выдающемся фильме у нас тут
то и этого хватило бы, чтобы Владимир Терентьевич Кашпур остался в истории советского кинематографа. Но у него к этим двум выдающимся работам еще 130 работ в разных фильмах.
"Прыжок на заре" наполнен мельчайшими подробностями тогдашней жизни. Как рефрен показывают часового, который ранним утром стоит на посту и слушает последние известия.
Самая крупная в мире Сталинградская ГРЭС дала промышленный ток.
В Алжире продолжаются ожесточенные бои.
Антарктика раскрывает свои тайны советским исследователям.
Заявление генерала Пауэлла - американские бомбардировщики, загруженные атомными бомбами постоянно находятся в воздухе.
Над Таиландом прошли радиоактивные дожди.
Новый советский корабль-спутник выведен на орбиту.
Ракеты "Капрал" и "Матадор" переданы в распоряжение частей бундесвера.
Миллионы пудов целинного хлеба текут в закрома Родины.
В Южном Уэльсе продолжается всеобщая забастовка транспортных рабочих.
Народы Африки рвут цепи колониального рабства.
В Западной Германии не прекращаются реваншистские выступления бывших нацистов.
Тревожно в мире. Поэтому наша армия должна быть в полной боевой готовности.
А кто же обеспечивает эту боеготовность? А вот такие, как старшина-десантник Федор Елистратов. Прошел войну, два солдатских ордена "Слава" и медаль "За боевые заслуги". В 1945г. вернулся в родную смоленскую деревню двадцатипятилетний сержант Елистратов, привез подарки любимой девушке Любаше, а она уже замужем. Не дождалась. И остался сержант на сверхсрочную службу. И вот уже скоро 40 лет ему будет, а ни семьи, ни собственного дома.
Федор, никогда не отличавшийся особенной общительностью, все более замыкался в себе; вместе с тем он становился образцовым службистом. И едва ли кто-нибудь догадывался, сколько в его хмурой требовательности скопилось недоверия к тому, что на языке военных людей называется "гражданкой". Здесь, в армии, человеческие судьбы определялись разумными и справедливыми положениями устава: за проступок полагалось взыскание, за усердие — поощрение, за доблесть — награда; в "гражданке", то есть за пределами армии, слишком многое, на взгляд Елистратова, было неясным: верность и терпение часто не вознаграждались, зло далеко не всегда наказывалось. И он как бы объявил в своей девятой роте жестокую, неумолимую войну всем слабостям и язвам мира — нечестности, малодушию, развращенности, своеволию. Свою постоянную, свою главную обязанность Елистратов полагал в том, чтобы неутомимо разоблачать и преследовать этих врагов рода человеческого, под какой бы маской они ни скрывались. И начальство не могло нахвалиться на старшину, а младшие офицеры его побаивались. Понемногу он превращался в педанта, от бдительных водянисто-голубых глаз которого не ускользала никакая мелочь и которого нельзя было ни разжалобить, ни задобрить.
А "врагом рода человеческого" для старшины является солдат-срочник из его роты Андрей Воронков. Мальчик из интеллигентной семьи, мать-кандидат наук, селекционер. Вся родня восхищалась его талантами. Мальчик и Блока страницами шпарит наизусть, и картины маслом пишет, и вообще красавец. Этакий Печорин. Вот он. Его играет студент ВГИКа Владимир Костин.
Немного надо рассказать и о Костине. Дебютировал в кино в конце 50-х. Сразу же обратил на себя внимание своей романтической внешностью. внешностью. Но что-то не сложилось. Первоначальный взлет не продолжился. Амплуа романтических героев тогда прочно заняли Олег Стриженов и Василий Лановой. Костина приглашал Бондарчук на роль Николая Ростова, это было бы гораздо лучше, чем пухлощекий Лелик, но не отпустили из вуза. Роли были в основном эпизодические, больше занимался озвучанием иностранных фильмов.
А 1 февраля 1975 г. он возвращался с вечеринки у товарища домой. По дороге у него произошел конфликт с таксистом, поездка завершилась в отделении милиции. Там Костин был избит милиционерами и скончался от полученных повреждений. А через полтора месяц после гибели Костина у него родилась дочь. За превышение власти с применением насилия, повлекшего смерть, трое сотрудников милиции были осуждены к 11,10 и 9 годам лишения свободы.
Конфликт между образцовым службистом старшиной Елистратовым и столичным мажором Воронковым был практически неизбежен. Столкнулись два не соприкасающихся мира - мир дисциплины, исполнительности, порядка и ответственности с миром юношеского эгоизма, своеволия и безответственности.
И все то, что представлялось Елистратову совершенным и спасительно-необходимым людям: военный устав, военный строй, военный порядок, Воронков в глубине души считал — и старшина отлично это чувствовал — муштрой, придирками, безделицей. С невысказанным презрением относился он ко всем, кто не прочел такого же, как он, количества книжек; он тщеславился своей гладкой, без запинок, речью и в то же время мог завалиться, не сняв сапог, на койку, закурить в неположенном месте, небрежно заправить постель, вступить в спор с командиром и, если б разрешалось не. бриться в армии, отпустил бы, наверно, бороду. Несмотря на всю свою образованность, он был плохо воспитан, малокультурен, по мнению Елистратова.
Воронков почти в открытую презирает малообразованного, по его мнению, старшину, он дал ему прозвище Додон, и день, когда он узнает, что старшина уходит в запас, станет у него одним из радостных. А Елистратов, несмотря на всю свою неприязнь к молодому выскочке, ведет себя гораздо более порядочно, не позволяет себе мелочных придирок, хотя мог бы паренька в бараний рог скрутить, тем более. что тот постоянно дает к тому повод.
К примеру, приехала в полк инспекторская проверка во главе в командующим ВДВ генералом Меркуловым (тут однозначно подразумевается Василий Филиппович Маргелов), будет строевой смотр, а запевала роты Воронков опоздал из увольнения. Предыдущие роты проходили каждая со своей песней, а девятая рота марширует молча. Позор. И тогда приходится запевать старшине.
Этот эпизод практически кульминация фильма. Старшина запевает популярную советскую народную песню о защитниках Брестской крепости. Эту песню он услышал еще на фронте.
Текст это песни привел в своей книге о героях Брестской крепости С.С. Смирнов.
Ревут самолеты, и танки гремят,
Дымится гранит опаленный.
Врагу не сдаются тринадцать солдат,
Последних бойцов гарнизона.
На стенах грохочет разрывов гроза,
Дрожит под ударами камень,
Но, раненный дважды, зовет комиссар:
- На стены, за мною, под знамя!
Пусть мало патронов и смерть впереди,
Не станем вовек на колени!
Товарищ, товарищ, на стены иди
- Там знамя советское реет.
А враг, атакуя, бросает: - Держись!..
Гробницею будет вам крепость.
Склоните знамена - оставим вам жизнь,
А нет - так пойдете на небо.
В ответ раздается призыв боевой,
Ведет он сквозь грозное пламя:
- На стены, на стены, в атаку, за мной!
На стены, товарищ, под знамя!
И снова неравные схватки кипят,
На крепость летят самолеты.
Врагу не сдаются тринадцать солдат,
Героев советской пехоты.
...Последний боец на граните лежит,
Запрятано знамя героем.
Пусть топчут враги его юную жизнь,
Но тайны святой не откроют.
Умеют геройски за честь умирать
Простые советские люди.
А кто за Отечество мог постоять,
Отечество тех не забудет.
Над крепостью Брестской на подвиг зовет
Свидетель бессмертия - камень:
"Товарищ, товарищ, за мною, вперед!
На стены, на стены! Под знамя!"
А запевала с нарушением порядка в это время спит в пустой казарме. А туда приходит командующий со свитой. И застает этого лоботряса спящим. Стыд и позор для старшины, который только что совершил подвиг с песней и командующий назвал его - "Орел!". Елистратов чуть не плачет от обиды, роте поставят неудовлетворительную оценку, а солдату хоть бы хны.
Парень Воронков вообщем-то неплохой, но еще плохо воспитанный. Жизнью не битый, начальством не наказанный, товарищами по комсомолу не проработанный. В общем, не получал еще как следует по башке, чтобы мозги на место стали.
А простой русский солдат старшина Елистратов совершает во время учений героический подвиг, ценой своей жизни пытаясь предотвратить гибель людей. Прямо, как в той песне - "Умеют геройски за честь умирать простые советские люди."
И только после этого подвига у столичного паренька начнут появляться мысли что с ним что-то не так.
Но впервые сегодня открыл он для себя, что пока он только делает долги, только берет у всех полны-ми горстями, требуя еще и еще, но ничего не возвращает, — впервые эта мысль появилась у него не как чужая, преподанная извне, но как своя, то есть как родившаяся из собственного душевного опыта — она изумила его. И впервые Андрею соблазнительно блеснуло, что живая радость может быть не только в том, чтобы брать, но и в том, чтобы отдавать.
На этом размышлении одного из главных героев заканчивается роман и фильм. Финал вполне в духе соцреализма - здоровый коллектив и положительный пример старших может и из Печорина сделать советского человека.
И небольшой музыкальный бонус - песни из других советских фильмов про десантников.
Это "Марш десантников" Александра Зацепина на стихи Леонида дербенева из музыкальной комедии 1975 г. "Между небом и землей" в исполнении Валерия Ободзинского. Там весь фильм состоит из зацепинских хитов в исполнении Ободзинского, "Ариэля" и Пугачевой.
А это из не очень известного фильма "Точка отсчета", 1979 г. В этом фильме три песни Владимира Высоцкого в сопровождении ансамбля "Мелодия" Одну поет Марина Влади. Одна из песен - "Затяжной прыжок".
С прошедшим днем ВДВ!