Найти тему

Еще один Коммунист Евгения Габриловича. Еше один из самых лучших фильмов о войне - несправедливо забытый. ч.1

В 1957 г. режиссер Юлий Райзман снял по сценарию Евгения Габриловича фильм с очень простым названием "Коммунист". Следует отметить, что после известного секретного доклада Хрущева 25 февраля 1956 г. на ХХ съезде КПСС и вышедшего после этого 30 июня 1956 г. Постановления ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий", чисто утилитарная акция Хрущева опорочить Сталина с целью избавиться от оппонирующих ему Молотова, Маленкова, Кагановича и других членов ЦК, привела к глубочайшему кризису в мировом коммунистическом движении. В 1956 г. произошли антикоммунистические выступления в Польше, в Будапеште произошло вооруженное восстание, в ходе которого зверски уничтожались коммунисты, и только вмешательство Совесткой Армии предотвратило кровавую гражданскую войну.

Хрущев, по недомыслию, что называется стрелял по Сталину, а попал в коммунизм. Рассказанные Хрущевым ужастики о "массовых репрессиях" мгновенно были связаны с самой коммунистической идей и до сих пор используются в антисоветской и антикоммунистической пропаганде.

Но буквально через год пошла откатная волна. Критика "культа личности" практически сошла на нет и надо было реабилитировать образ коммуниста. Сделать его с "человеческим лицом". Вот здесь то и вышел фильм "Коммунист", где главным героем был питерский рабочий, бывший красноармеец, простой кладовщик на стройке электростанции Василий Губанов. Впервые в советском кинематографе был показан коммунист не в качестве революционного вождя, большого начальника, а простой русский человек , всею душой воспринявший идеи революции и коммунизма - идеи свободы, равенства, братства и самое главное - справедливости.

Образ Коммуниста, созданный молодым Евгением Урбанским, покорил весь мир. Такая в нем была чистота, идейная сила, природная мощь. Через десять лет по сценарию Габриловича Райзман снял фильм о другом коммунисте, сыне Василия Губанова. Фильм "Твой современник", об этом фильме у нас есть статья. И кроме того, Габриловичем была создана целая Кинолениниана из четырех фильмов, посвященных другому коммунисту - В.И. Ленину.

Но эти фильмы были потом. А сразу после "Коммуниста" режиссер Илья Гурин экранизировал в 1961 г. еще один сценарий Евгения Габриловича на ту же тему - о простом русском человеке, настоящем коммунисте Кузьме Кройкове. Фильм вышел 1961 г. и назывался "В трудный час". Фильм об обороне Москвы в 1941 г.

И режиссер Гурин, и сценарист Габрилович великолепно знали тему войны. Габрилович всю войну был спецкором газеты "Красная звезда", а Гурин призванный 18-ти летним в 1940 году в РККА, прошел всю войну и закончил ее старшим лейтенантом, начальником арттехснабжения отдельного штурмового инженерно-саперного батальона. Став после войны кинорежиссером Гурин снял такие известные фильмы "Золотой эшелон", "При исполнении служебных обязанностей", "Верьте мне, люди", очень популярный в свое время детский фильм "Дай лапу, Друг", сериал "Россия молодая".

Так что оба - и сценарист, и режиссер знали о чем снимали фильм. Поэтому он и получился таким достоверным. Война в этом фильме показана как тяжелый труд. Дождь, грязь окопов,слякоть, снег, мороз, танковые атаки, бомбежки - и все это должен переломать русский солдат в своей шинельке. Тяжелый солдатский труд. Фильм очень многоплановый, много героев, среди которых не сразу выделишь и главных. Но постепенно на первый план выходит история любви бывшего сибиряка-плотника, а ныне командира отделения одной из рот сибирской дивизии, прибывшей на защиту Москвы, младшего сержанта Кузьмы Кройкова, и студентки московского коммунального техникума, сначала просто мобилизованной на строительство укрепления. а потом бойца диверсионного отряда Варвары Окновой.

Кройкова и Окнову играют выдающиеся советские острохарактерные актеры, короли эпизода, Владимир Кашпур и Светлана Харитонова. У Харитоновой это, наверное, единственная главная роль в кино, очень ею любимая, которую она считала своей "визитной карточкой".

И у Кашпура это первая главная роль в кино. С первого своего появления в кино он запомнился зрителю. Несколько странное, монголовидное лицо, которое появлялось в каждом втором советском фильме. Обычно он играл офицеров, простых солдат, крестьян, ударников строительства в тюбетейках и разных жуликов. Но чтобы ни играл Кашпур, он всегда запоминался. Настоящий русский самородок из той же когорты, что Николай Крючков. Петр Алейников, Борис Андреев, Георгий Юматов.

Родился в 1926 г. в алтайском селе. Во время войны был направлен в летное училище, где обучился на штурмана бомбардировщика, но война закончилась и повоевать он не успел. В военной авиации он прослужил до 1951 г.

Вот такой лихой штурман пикирирующего бомбардировщика Пе-2, старший лейтенант Владимир Кашпур.
Вот такой лихой штурман пикирирующего бомбардировщика Пе-2, старший лейтенант Владимир Кашпур.

У Кашпура возникли проблемы со зрением и ему пришлось демобилизоваться. Устроился в 1951 г. разнорабочим во Владимирский драмтеатр, но постепенно стал одним из ведущих актеров. Играл роли от В.И. Ленина до Бабы-Яги. Там же на всю жизнь подружился с другим начинающим актером Евгением Евстигнеевым, с которым они жили в одной комнате в актерском общежитии. Потом Евстигнеев уехал в Москву учиться в Школе-студии МХАТ. А через некоторое время по его следам туда же поступил и Кашпур. Все-таки тогда еще требовали диплом о профессиональном образовании. После окончания в 1959 г. некоторое время работал в "Современнике", а с 1961 г. до самой смерти в 2009 г. во МХАТе. Народный артист России.

Октябрь 1941 г. На защиту Москвы из Омска двигается одна из сибирских дивизий. Всего в обороне Москвы участвовало 17 "сибирских" дивизий и 2 стрелковые бригады. Едут сибиряки к фронту и наблюдают, и паническое бегство гражданского населения, и организованную эвакуацию предприятий. Тяжело все это им наблюдать.

Это три главных героя фильма. Сержант Кузьма Кройков, командир роты лейтенант Котельников, одна из первых ролей Юрия Назарова, и политрук роты Парфентьев, тоже одна из первых больших ролей Владимира Заманского.

Не думали они, что обстановка такая тяжелая.
Не думали они, что обстановка такая тяжелая.

Да, это пока три главных героя. У каждого в фильме своя история. Комроты Котельников влюбится в военную регулировщицу Нину,и они уже начнут строить планы на будущее. Но один случайный звонок семье в Омск вернет его на землю. Жена тяжело больна, трехлетний сын сидит один дома без присмотра, семья голодает. И отношения с Ниной будут закончены. Политрук Парфентьев, опытный советский и партийный работник районного масштаба - умный и честный большевик, не прячущийся за спины солдат.

Но постепенно на первый план из этих трех героев выходит сержант Кузьма Кройков. Простой сибирский плотник, рукомелец и самостоятельный мужчина. И к тому же настоящий коммунист с 1930 года. Чем очень гордится На первый взгляд этот скромный и неприметный мужичок не производит на окружающих впечатления. Узнав, что он член партии, ему не особо и верят. Впрочем, так же не поверил и крестьянин Федор Фокин Василию Губанову, что тот коммунист.

А почему же не верят окружающие Кройкову? Даже полюбившаяся ему Варвара Окнова с сомнением смотрит на сибирского плотника: "Не похож ты на коммуниста". На что Кройков отвечает ей:" А что коммунисты должны только в лаковых сапогах ходить. Я что, генералом должен быть? А я простой партийный солдат".

А ответ на этот вопрос Габрилович даст в другом свое фильме "Твой современник" устами беспартийного профессора Ниточкина, когда сын Василия Губанова спросит, почему тот не в партии.

А вы постоянно кичитесь, что вы коммунист. Мне всегда казалось, что коммунистом может быть человек, которому по плечу нечто большее, чем обычному человеку. А если ты можешь то что все, то какой же ты в сущности коммунист. А таких, которые могут только то, что все, я бы и вовсе турнул из партии. Уж больно много коммунистов развелось, таких, как все.

Да, коммунист в глазах обывателей должен быть необыкновенным человеком. И Кройков постепенно доказывает, что он именно таким обыкновенным необыкновенным человеком и является. Что без таких, как он, воспитанных и взращенных Советской властью, прошедшего перековку из простого деревенского паренька в идейного коммуниста, никогда бы не победили почти всю Европу, напавшую на нашу страну. Простой сибирский плотник, который не знает всех основ марксистско - ленинской - сталинской теории построения коммунизма, но для которого его "сундук" уже не на первом месте. Все для партии, все для людей он отдаст. Это тот самый новый человек, без которого невозможно построение самого справедливого общества в мировой истории.

И именно вот такие Кройковы без принуждения пьяных идиотов - политруков, садистов-особистов, заградотрядов и штрафбатов, как это нынче принято показывать в современных фильмах, и переломили хребет Гитлеру. И не вопреки Советской власти, а благодаря ей.

И еще он очень живой человек. До войны не успел жениться. "Не годится сгоряча ничего делать," - объясняет он Варваре. А вот в первый день прибытия на фронт происходит у него встреча с Варварой Окновой, которая в "сапогах и с пистолетом". И не видел он своей сибирской деревне таких самостоятельных женщин, можно сказать "царь-бабу", которая и коня, и в горящую избу.

И у Варвары нет пока мужчины, очень она скептически к мужскому полу относится, так как пока не видит мужчину такой же силы духа, как и она. Но происходит чудо. И два очень самостоятельных человека находят друг друга. И весь сюжет фильма начинается вращаться вокруг пяти случайных встреч Кузьмы Кройкова и Варвары Окновой на дорогах войны. От самой первой в октябре 1941 г. до последней в марте 1942 г.

Но об этом в следующей части.

Часть вторая.