В начале мая южнокорейский автоконцерн Genesis — бренд автомобилей премиум-класса от Hyundai — анонсировал новый концепт Genesis X Dog. Это модификация электрокара GV70 специально для тех, кто путешествует с собаками. Оказывается, что животные меньше стрессуют в электромобилях, которые работают гораздо тише топливных моделей. А чтобы сделать путешествия еще комфортнее для питомца, авто планируют оснастить специальным съемным модулем в задней части.
В нем есть подогреваема подушка, встроенный душ, аудиосистема Bluetooth, выдвижной пандус, отсеки для хранения необходимых аксессуаров или лакомств, специальная шлейка для безопасности животного, внутренняя подсветка. Пока это только концепция, но такие апгрейды и маркетинговые решения не удивляют. Что еще люди готовы сделать для комфорта своих четвероногих друзей?
Хвостатый рынок
В 2023 г. мировой рынок товаров по уходу за домашними животными оценивался в $246,66 млрд. По прогнозам, в 2024 г. он вырастет до $259,37 млрд, а к 2032 г. — до $427,75 млрд, показав среднегодовой темп роста в 6,45%. Считается, что в мире живет более 520 млн собак и около 400 млн кошек. Чаще всего четвероногих друзей заводят в Аргентине и Мексике — здесь 80% семей имеют домашнего питомца, чуть меньше в Бразилии — 75% семей.
В России домашних животных держат около 66% граждан, согласно недавнему опросу ВЦИОМ. В целом численность кошек и собак в российских семьях достигла 74,8 млн: 49,2 млн собак и 25,5 млн кошек. Тратят же наши соотечественники в среднем 5–8 тыс. руб. ежемесячно, при этом содержание собак обходится на несколько тысяч дороже, чем уход за кошками.
В числе регулярных расходов на питомца — корм, игрушки, средства гигиены, а также лекарства и походы к ветеринару. Растет спрос и на аксессуары, одежду и гаджеты. В 2022 г. российский рынок зоотоваров достиг объема 330 млрд руб. В 2023 г. он вырос до 434 млрд руб., а рынок ветпрепаратов составил 35,4 млрд рублей.
При этом владельцы животных все чаще стали прибегать к платным услугам — груминг, профессиональный выгул или передержка, занятия с кинологом или зоопсихологом, страхование. Спрос, как известно, рождает предложение, поэтому и для четвероногих друзей появляются новые — разнообразные и удивительные — сервисы и товары.
Все как у людей
В Китае набирают популярность «детские сады» для животных. Для людей, которые проводят много времени на работе и боятся или не хотят оставлять питомцев надолго в одиночестве, такая услуга — настоящее спасение. Здесь за животными не просто присматривают, но и социализируют, занимаются дрессировкой, учат плавать, купают и передают хозяевам чистых и счастливых питомцев. Некоторые сады даже развозят «детсадовцев» в специальном автобусе, а другие предлагают закрытое обучение с круглосуточным наблюдением. Стоить такой «детсад» может около $1,5–1,6 тыс. в месяц.
В США появилась первая в мире авиакомпания для собак. Bark Air — одно из направлений компании Bark, производителя товаров и кормов для животных. «Ни одна собака не должна летать в клетке», — заявляли в компании, а директор даже проверил, что испытывают животные в полете и провел 4 часа на борту самолета в огромном контейнере в багажном отделении.
Теперь Bark Air предлагает собакам отдельное кресло рядом со своим хозяином, специальный напиток от заложенности ушей, успокаивающую музыку, приятные запахи, лакомства, пледы и подушки. Стоимость перелета варьируется от $6 до $8 тыс., но со временем компания планирует значительно снизить стоимость перелетов.
Безусловно, не каждый может тратить на комфорт своего питомца кругленькую сумму. Однако и компании, в свою очередь, понимают, что лояльность к животным отлично конвертируется в лояльность их владельцев. Поэтому в городах появляется все больше dog-friendly сервисов, компаний и пространств.
Свои технологии
Рост рынка домашних животных нашел свое отражении и в развитии технологического сектора. Здесь появилась отдельная ниша Pet Tech (technology for pets).
В первую очередь, это устройства, которые помогают людям в уходе и содержании животных: автоматические системы кормления, интерактивные игрушки, самоочищающиеся лотки, системы мониторинга здоровья. Существуют, например, умные двери, которые могут идентифицировать питомца по чипу в ошейнике или при помощи камер и датчиков.
Отдельный сегмент — носимые устройства, которые встраиваются, например, в ошейники. Они помогают следить за здоровьем животных, дрессировать и обучать их, а также регулировать уровень их активности, контролировать местоположение и передвижение. Один японский стартап даже придумал своего рода устройство-переводчик. Оно считывает сердечный ритм животного и определяет эмоциональное состояние питомца, которое хозяин может увидеть в мобильном приложении.
Еще одна ниша — платформенные решения. Это могут быть мобильные приложения для поиска специалистов по грумингу, выгулу, передержке, платформы для удаленных ветеринарных услуг или специализированные соцсети.
Безусловно, развитие интернета и распространение IoT (Internet of Things) не обойдет стороной и рынок домашних животных. Новые технологии могут стать источником новых идей, направленных в первую очередь на самого питомца. По словам экспертов, в ближайшее время на рынке могут появиться персонализированные товары и услуги, разработанные для конкретного животного — корма, пищевые добавки, витамины и вакцины, аксессуары, готовые планы тренировок. Лечение может частично перейти в онлайн или в домашний режим. Например, через специальные решения для диагностики заболеваний и различных медицинских и биологических тестов.
И, конечно, уже появляются первые попытки буквально понять своего питомца. Технологии на базе искусственного интеллекта учатся расшифровывать вокальные сигналы животных — и кто знает, может быть, уже завтра мы поймем, о чем «поют» наши кошки в 4 утра.