Железнодорожный вуз на Урале попытались открыть в начале 30-х годов прошлого века. Но первый блин вышел комом, вуз закрыли, студентов из Свердловска отправили доучиваться в Томск.
С третьей попытки
Вторая попытка состоялась после войны, проект института утвердили в 1947-м, снова в Свердловске. Даже выбрали место для здания, но построить его не смогли, появление вуза вновь отложили.
Всё получилось лишь с третьего раза. В 1956 году на базе железнодорожного техникума открылся УЭМИИТ — Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. Его ректором стал Иван Васильевич Уткин.
Долгое начало и быстрое развитие
Несмотря на позднее объявление о наборе студентов, конкурс получился приличным: на 225 мест претендовали 638 человек. В итоге на первый курс зачислили 228 человек.
Ну а дальше — началась работа. К первым пяти кафедрам постепенно прибавлялись новые, студенты изучали высшую математику и технологию материалов, химию и физику, электрическую тягу и связь, вагонное хозяйство и многое другое.
Создавались факультеты: вечерний, электромеханический, заочный, строительный, электротехнический…
Постепенно строили новый учебный корпус, в 1964 году открылись его первые здания. С увеличением пространства росло и число учащихся, в 80-е их было уже около 7 тысяч. Вместе с гражданами СССР в вузе учились студенты из Германии, Кореи, Греции. Преподавали в вузе больше 350 человек, около половины из них — с учёными степенями и званиями.
Сложное время и новые достижения
В непростые 90-е вуз не только выстоял, но и прошёл аттестацию, лицензирование, а также стал сначала Уральской государственной академией путей сообщения, а в 1999-м получил статус университета и современную аббревиатуру — УрГУПС.
В обновленном вузе продолжали открываться новые факультеты и специальности. Например, появился факультет экономики и управления с современными специальностями вроде менеджмента и информатики.
С 2009-го УрГУПС перешёл к многоуровневой системе образования с бакалавриатом, специалитетом и магистратурой.
УрГУПС современный
Сегодня в университете работают 6 факультетов и 21 кафедра. У вуза есть филиалы в нескольких городах. Каждый год в УрГУПС поступают около 1,3 тысячи студентов на очное отделение и тысяча — на заочное. Их обучают больше 900 преподавателей.
Большинство тех, кто сегодня работает на уральских магистралях, окончили этот университет. Среди его выпускников есть министр путей сообщения СССР, несколько замминистров транспорта, первый вице-президент ОАО "РЖД" и даже глава одного из российских регионов.
Поступают в УрГУПС по результатам ЕГЭ. Для большинства специальностей понадобятся математика, русский язык, а также физика или информатика. При поступлении на базе СПО можно сдавать внутренние экзамены вуза.
Тем, кто живёт в Сибири, советуем почитать о Сибирском государственном университете путей сообщения.