Найти тему

СГУПС. Где готовят сибирских железнодорожников

Оглавление

Рассказываем об истории Сибирского государственного университета путей сообщения, которому недавно исполнилось 90 лет

В 30-х годах прошлого века в России вузы стали подчиняться ведомствам и разделяться по отраслевому принципу. Часто отраслевые институты создавали из отдельных факультетов крупных учебных заседаний.

По этому принципу в 1932-м из факультета томского СИИТа получился Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта.

Учебный корпус: Попова Татьяна Олеговна - Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=51574441
Учебный корпус: Попова Татьяна Олеговна - Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=51574441

Как всё начиналось

Сокращённо новый вуз назывался НоПИИТ. Для него начали строить отдельное здание. В сентябре 1932-го туда прибыли 250 учащихся из бывшего СИИТа, а самая первая лекция прошла 2 октября.

Лекции шли в ещё не до конца достроенном помещении, под шум монтажных работ. Аудитории после занятий становились жилыми комнатами.

Вскоре из Томска прибыла её одна партия студентов. Вместе с теми, кого приняли на первый курс НоПИИТа, на всех четырёх курсах было 569 студентов. Их обучали по четырём специальностям:

  • путейцы;
  • строители;
  • изыскатели;
  • мостовики.

В том же 1932 году вышел первый номер газеты "Кадры — транспорту", которая издаётся в университете и сегодня.

Учебный полигон
Учебный полигон

Новые студенты и новое название

Скоро учащихся стало значительно больше, около 1500: после закрытия транспортного института в Иркутске один из его факультетов полностью перевели в Новосибирск. Тогда же, в 1934-м, из вуза вышли первые инженеры, дипломы получили 33 человека: 13 строителей и 20 изыскателей.

Вскоре после этого прошла реорганизация и вуз стал НИВИТом — институтом, который выпускал военных инженеров-железнодорожников.

1 сентября в СГУПС
1 сентября в СГУПС

Военное время

В годы войны некоторые их этих выпускников стали заметными военачальниками. Защищать родину ушли многие учащиеся и преподаватели.

Сам же НИВИТ и в войну продолжал работать и учить будущих инженеров, по возможности помогая фронту. Например, часть здания вуз отдал одному из эвакуированных предприятий, а студенты собрали деньги на создание самолёта.

-5

Что было потом

С 1953-го НИВИТ прекратил быть военным вузом и превратился в НИИЖТ — Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта.

В последующие годы он развивался, открывал ещё больше факультетов, в 1993-м стал академией, а через четыре года получил статус университета и с тех пор носит нынешнее название — Сибирский государственный университет путей сообщения, СГУПС.

-6

Наше время

Сегодня это крупный вуз с десятью факультетами, в числе которых заочный. Здесь обучают по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры.

Многие специальности связаны с железной дорогой. Для поступления на большинство из них после окончания школы понадобятся результаты ЕГЭ по математике, русском языку, а также физике или информатике. При поступлении на базе СПО можно сдать внутренние экзамены.