Рассказываем об истории Сибирского государственного университета путей сообщения, которому недавно исполнилось 90 лет
В 30-х годах прошлого века в России вузы стали подчиняться ведомствам и разделяться по отраслевому принципу. Часто отраслевые институты создавали из отдельных факультетов крупных учебных заседаний.
По этому принципу в 1932-м из факультета томского СИИТа получился Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта.
Как всё начиналось
Сокращённо новый вуз назывался НоПИИТ. Для него начали строить отдельное здание. В сентябре 1932-го туда прибыли 250 учащихся из бывшего СИИТа, а самая первая лекция прошла 2 октября.
Лекции шли в ещё не до конца достроенном помещении, под шум монтажных работ. Аудитории после занятий становились жилыми комнатами.
Вскоре из Томска прибыла её одна партия студентов. Вместе с теми, кого приняли на первый курс НоПИИТа, на всех четырёх курсах было 569 студентов. Их обучали по четырём специальностям:
- путейцы;
- строители;
- изыскатели;
- мостовики.
В том же 1932 году вышел первый номер газеты "Кадры — транспорту", которая издаётся в университете и сегодня.
Новые студенты и новое название
Скоро учащихся стало значительно больше, около 1500: после закрытия транспортного института в Иркутске один из его факультетов полностью перевели в Новосибирск. Тогда же, в 1934-м, из вуза вышли первые инженеры, дипломы получили 33 человека: 13 строителей и 20 изыскателей.
Вскоре после этого прошла реорганизация и вуз стал НИВИТом — институтом, который выпускал военных инженеров-железнодорожников.
Военное время
В годы войны некоторые их этих выпускников стали заметными военачальниками. Защищать родину ушли многие учащиеся и преподаватели.
Сам же НИВИТ и в войну продолжал работать и учить будущих инженеров, по возможности помогая фронту. Например, часть здания вуз отдал одному из эвакуированных предприятий, а студенты собрали деньги на создание самолёта.
Что было потом
С 1953-го НИВИТ прекратил быть военным вузом и превратился в НИИЖТ — Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта.
В последующие годы он развивался, открывал ещё больше факультетов, в 1993-м стал академией, а через четыре года получил статус университета и с тех пор носит нынешнее название — Сибирский государственный университет путей сообщения, СГУПС.
Наше время
Сегодня это крупный вуз с десятью факультетами, в числе которых заочный. Здесь обучают по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры.
Многие специальности связаны с железной дорогой. Для поступления на большинство из них после окончания школы понадобятся результаты ЕГЭ по математике, русском языку, а также физике или информатике. При поступлении на базе СПО можно сдать внутренние экзамены.