Народному художнику СССР, академику РАХ, лауреату государственных премий и наград, живописцу Виктору Ивановичу Иванову 2 августа 2024 года исполнилось 100 лет
Виктор Иванов, несомненно, один из самых значительных художников второй половины ХХ – начала ХХI века. В 1950-е он был одним из тех, кто отверг устаревшие догмы «соцреализма» с его пафосом и глянцем и вернул понятию «реализм» его истинный и глубокий смысл: отображать реальную жизнь на плоскости холста… Этот «неореализм» стали называть «суровым стилем». Почему стиль «суровый»? На этот вопрос Виктор Иванович отвечает, что "та жизнь, которую мы намеревались писать, была более суровой и сложной, чем ее хотели видеть и признавать власти, поэтому нас и называли авторами «сурового стиля».
Правда жизни была в том, что страна в середине 50-х восстанавливалась от руин войны, ее последствия преодолевали созидательным трудом на стройках и в полях, а не рассуждениями. "Значит, - считали молодые художники "сурового стиля", - такова же должна быть и правда искусства - жесткая и бескомпромиссная".
В этом направлении Виктор Иванов пошел своим собственным путем: коренной москвич, он сознательно выбрал предметом своей живописи сельский труд, крестьян, жизнь деревни среднерусской полосы. Но как нужно было изображать этих людей и их жизнь, чтобы было понятно, что обычные люди, занятые трудом на клочке земли, есть отблеск божественного творения, проявления единого космического целого? Виктор Иванов нашел свой способ: убрать пафос, максимально удалить все внешнее, отказаться от излишней детализации образа, передав лишь главное в человеке - внутреннюю силу, энергию, достоинство, скрытое благородство.
Это воспринималось как новаторство, да и было новаторством: непривычен был лаконизм, сдержанная цветовая гамма, монументальность фигур и лиц. Само обращение к сюжетам из жизни крестьянства было необычным, особенным было и то, что крестьянин показывался как личность, как существо изначально благое, разумное, полное достоинства, при этом этническая принадлежность героев картин Иванова не вызывала никаких сомнений: это были именно русские люди, русские крестьяне. Возможно, поэтому сегодня творчество художника воспринимается как актуальное: именно сейчас мы гордо заявляем: «Я – русский» и намерены гордиться принадлежностью к своему народу.
Как и любой классик, Иванов поднимается в творчестве до обобщения высокого уровня, отсюда и величавые пропорции, и гармония, и соразмерность, и сила, с которой художник изображает лица, фигуры, характеры людей. И да, Иванов не склонен писать сюжеты «на злобу дня», реагировать на конкретные социальные и политические события. Он пишет лишь вечное, устойчивое, глубинное, неизменное.
Значит ли это, что его картины приукрашивают действительность, рисуют ее благороднее и достойнее, чем она есть на самом деле? Нет, художник прекрасно видит и понимает силу зла, и его картины отражают это и сумрачным колоритом, и скрытой тревогой, и появляющейся иногда разобщенностью героев. Но Иванову 100 лет. Он был свидетелем очень тяжелых событий, сложных периодов в жизни страны и народа и знает, что трудности мы всегда все-таки преодолеваем, поэтому вера в народ и его дух у художника непоколебима. Она базируется на понимании того, что у наших людей есть такие изначально присущие качества, которые сохраняют нашу жизнеспособность и делают нас непобедимыми, несмотря ни на что.
Именно это он и пишет прежде всего. Не потому ли лица у героев его картин зачастую напоминают лики? Как на иконах… Некоторые его картины легко представить в качестве настенных росписей в храме или другом помещении, где люди могут собираться для торжественных случаев, для поминовений, для раздумий и воспоминаний…
Графика Виктора Иванова не менее ценна и интересна, чем его живопись. И она более непосредственная, детализированная и «жизненная», чем живопись. В графике, предшествующей написанию картины, мастер прорабатывает массу «живых» подробностей, от многих из которых в живописи он в дальнейшем откажется. Его рисунки сродни рисункам старых мастеров, некоторые искусствоведы справедливо ассоциируют их с графикой Леонардо.
Сам автор много раз говорил, что всякую большую картину он начинает с рисунка, как бы «набирая» черты и образы. Для особо важных работ он обязательно готовит картоны в натуральную величину. Его рассказ о том, почему это необходимо, мы обязательно опубликуем.
Иванов много писал и пишет пейзажей. Но и пейзаж у него носит эпический характер, он как будто дополняет и делает более понятным и объяснимыми и человеческие характеры, и сам уклад жизни. Даже если людей и нет на холсте…
Художник рассказывал, что в юности мечтал написать картину настолько же эпическую, как «Явление Христа народу». Но со временем понял, что эта мечта неисполнима: слишком быстро меняется действительность, время ускорилось невероятно. Пришлось «разбить задачу на части», на отдельные эпизоды, которые в совокупности, в конечном счете дают более или менее полную картину жизни…
В мастерской, в московском и деревенском доме Виктора Ивановича, не раз приходилось слышать много его рассказов о годах ученичества, об учителях, о начале творческого пути, об отношении к искусству и к жизни. Часть из этих рассказов, законспектированных близко к тексту или записанных на аудио- и видео, будут опубликованы здесь далее.
Все работы, представленные на фотографиях, с 2 августа по 20 сентября можно увидеть на выставке "Виктор Иванов 100" в Музее Актуального Реализма