Чего только не понапридумывают, чтобы объяснить тот или иной ход того или иного буржуазного правительства, вроде бы направленный на увеличение производства благ. При этом говорят очень много умных слов, тасуют ценные бумаги и обязательства, рассуждают о всевозможных коррекциях и всегда перекладывают ответственность за недостатки и неудачи на что-то постороннее. А да... ещё и некий «средний класс» придумают... Ну, а деятели вроде Г. Грефа так вообще, насколько я понимаю, мыслят в логике Павла Афанасьевича Фамусова. Единственное, о чём предпочитают не говорить, так это о вещах как раз простейших:
никаких благ не бывает без производства продукта, в том числе и у говорунов, в том числе и у властных.
Впрочем,
Wem Gott ein Amt gibt, dem gibt er auch Verstand, — ist ein alter Scherz, den man wohl in unsern Zeiten nicht gar für Ernst wird behaupten wollen.
— G.W.F Hegel Grundlinien der Philosophie des Rechts, Berlin 1821. Vorrede S. XVI
перевод на русский:
Кому Бог даёт должность, тому он даёт также и разум – гласит старая шутливая пословица, но вряд ли её будут серьезно отстаивать в наше время.
— Г.В.Ф. Гегель Основания философии права, Берлин, 1821. Предисловие, стр. XVI
Пусть кто хочет, попытается основательно оспорить такой тезис:
для производства любого продукта (кроме случая полностью роботопроизводящего общества) необходимы:
а) сырьё и материалы;
б) средства производства;
в) рабочая сила.
Замечу, что я сейчас говорю даже не о товаре, я говорю просто о продукте вне зависимости от его предназначения. Мне могут добавить, что также могут потребоваться знания, например, в виде технологий, навыки в виде технологической дисциплины... но это не будет оспариванием, заметим, самого тезиса. В лучшем случае — дополнением его.
Пока же этот тезис не оспорен, я буду исходить из его истинности.
А теперь рассмотрим один из компонентов, который объединяет приведённые три элемента в некоторую систему — управление производством продукта. Это управление, собственно из набора элементов и организует их взаимодействие, результатом которого является тот самый продукт, который вообще является целью производства.
Возьмём самый развитый современный уклад производства — капиталистический фабрично-заводской. Пусть
есть некто, кто приобретает сырьё и материалы (как? — ну, покупает или даже сам их добывает, сейчас это не так важно),
есть кто-то, кто приобретает средства производства (опять-таки не существенно — каким образом, например, изготавливает их сам),
и
есть некто, кто осуществляет труд, затрачивая рабочую силу.
Обращаю внимание, что уже и в сырье, и в материалах, и в средствах производства также необходимым образом содержится именно всё тот же труд, предположим, даже приобретателя их (так как и они являются продуктами некоторого производства). Таким образом, абсолютной необходимостью в производстве любого, подчёркиваю — любого продукта, всегда является наличие рабочей силы.
Да, я Америки тут не открываю. Это было отлично известно ещё до К. Маркса, между прочим, хотя отчего-то целый ряд моих оппонентов мне заявляет, что это — «марксистские бредни», заявляют, полагаю, по своей полной безграмотности, соединённой с апломбом.
Удовлетворение необходимости в управлении производством продукта — функция совершенно точно чисто человеческая, так как оно всегда сопряжено с целеполаганием, а последнее не может быть отделено от человека никак, ибо связано с потребностями или хотя бы с интересом. При этом цели у всех тех, кто является носителем права распоряжения на каждый из названных трёх компонентов, будут, строго говоря, если брать их в тотальности, не совпадать, по крайней мере пока и поскольку это цели различных субъектов в этом отношении даже — лиц. Организационных форм такого управления может быть много, например, такая: совет директоров предприятия. Тогда в этом совете директоров как раз и происходит согласование различных целей в единую — производство конкретного продукта. Но это значит, что в таком управляющем органе должны быть представлены непременно интересы всех трёх групп.
А теперь внимание!
Мы знаем, что в капиталистическом предприятии, приобретением как сырья и материалов, так и средств производства занимается капиталист. И мы видим, что он представлен в управлении таким продуктом. Это — понятно. Но... а кто же представлен в таком случае в управлении со стороны... носителей рабочей силы, ведь мы только что выяснили, что абсолютной-то необходимостью является именно она? При этом буржуазным положительным правом признаётся полная личная свобода носителей рабочей силы. Ни один капиталист не желает признавать себя собственником рабочих или инженеров, он отрицает, что является рабовладельцем или даже феодалом. И, тем не менее, именно носители того, что является абсолютной, подчёркиваю — абсолютной необходимостью для производства продукта... в управлении производством... не представлены никак. Хотя по идее всё должно быть иначе: прежде всего и решающе должны быть представлены именно носители рабочей силы, если понимать, что именно они обладают компонентом, необходимость которого именно абсолютна для всего, в том числе и для приобретения и сырья и материалов, и для средств производства.
Подчёркиваю: я вообще ни слова не говорю о распределении!
Не представляется ли в таком случае абсолютной необходимостью такое устройство законодательства, что в тех же советах директоров или в иных органах управления должны быть представлены, причём именно главным образом, а даже не факультативно, как, например, в ФРГ, именно работники соответствующего предприятия, а вовсе не представители тех, кто, например, всего-то что и сделал — перечислил те или иные суммы денег на счета других точно таких же непричастных к производству продукта, скажем, акционеров? Или просто... похитил... Если цель производства есть именно производство продукта, то обратное положение
не является существующим с необходимостью,
следовательно,
не является действительным (действительно лишь то, что не просто существует или даже просто имеет наличное бытие, а существует или имеет наличное бытие непременно с необходимостью),
и
следовательно — разумным.
Was vernünftig ist, das ist Wirklich; und was wirklich ist, das ist vernünftig
А знаете что означает, что система законодательных правил является недействительной (неразумной)?
Это означает, что рано или поздно (а чаще всего — всегда!), но она
начинает приходить в противоречие с действительностью,
не учитывает новые явления,
значит не соответствует спокойному в них, то есть закономерностям,
при попытках реформирования образует внутри себя пробелы,
а при попытках залатать эти пробелы, будет плодить противоречия и ... новые пробелы.