Тут будет совсем коротенькая и лирическая статья про город Бабушкин (ж/д станция Мысовая). Думаю, что все иркутяне его хорошо знают - проезжали, делали пересадку, гуляли по берегу, усыпанному крупными мраморными камнями... ходили на маяк:
Город с уютным названием Бабушкин прежде назывался Мысовск (ударение на первый слог), а по-бурятски - Бабушкин хото:). Считается одним из пяти исторических городов Бурятии. Поднялся город за счёт Транссибирской магистрали.
Городок находится в Кабанском районе Республики Бурятия, население его невелико - всего четыре тысячи с лишним человек...
Ехать туда от Иркутска можно полночи на поезде (почему-то отложились такие поездки в памяти, когда в предрассветных сумерках выбираешься на станцию Мысовую), а на машине расстояние всего 274 км - примерно пять часов. Разумеется, всё будет зависеть от спуска/ситуации на Култукском тракте:)
В целом городок выглядит как большая деревня... к сожалению, в 90-ые годы он начал сдавать, а сейчас и вовсе стал печальным:
Когда-то это был своеобразный "выселок" от знаменитого Посольского монастыря. Было это в XVII веке. В этом месте был важный транспортный узел - начало Удунгинского тракта через перевал Хамар-Дабан. Построили тракт и пристань кяхтинские купцы, когда развернули бойкую торговлю с Китаем.
Тракт назывался Кругоморским, через Мысовую шли по этапу катожники - шли они предсказуемо в Нерчинск, на рудники Акатуя...
Помните?
Долго я тяжкие цепи влачил,
Долго бродил я в горах Акатуя,
Старый товарищ бежать пособил,
Ожил я, волю почуя...
В конце XIX в. в Мысовском появилась почтовая станция, и местные заговорили о том, что посёлку нужен статус города. В 1900 году (нарядная дата!) была основана железнодорожная станция на Трассибе.
И пока не построили Кругобайкалку ("золотая пряжка на стальном поясе Транссиба"), здешняя пристань принимала паромы с поездами, которые шли с западного берега озера Байкал.
Итак, 31 мая 1902 года Высочайшим повелением посёлок получил статус безуездного города Забайкальской области - Мысовск.
Красиво же звучит? - что-то беспечальное и безудержное в такой формулировке:) - шучу, если что. Просто сейчас куда более сухо было бы сформулировано...
Из интересного: когда началась русско-японская война, то в город функционировал лазарет Красного Креста на двести коек.
В революцию 1905-ого года город оказался в центре событий, и в январе 1906-ого здесь были расстреляны шестеро революционеров, в числе которых и сам Бабушкин.
Иван Васильевич - большевик "искровец" - был известен под партийными кличками "Богдан", "Николай Николаевич" и другие. Расстреляла его карательная экспедиция генерала Меллер-Закомельского.
Не знаю, насколько мне жаль самого Ивана Васильевича, но очень жаль его жену и дочку. Жена (Прасковья Никитична) была помещена в тюрьму с четырёхлетней дочерью Лидией, где девочка умерла от болезни и плохих условий.
После первой русской революции жизнь вошла в мирную колею, и к началу Первой Мировой в Верхнеудинске (Улан-Удэ сейчас) состоялся съезд кооператоров западного Забайкалья, на котором было создано Прибайкальское торгово-промышленное товарищество кооперативов под названием "Прибайкалсоюз" (не одни большевики любили сокращения), это подняло экономику здешнего края... к 17-ому году близ Мысовска открылся женский Успенский монастырь.
А в 18-ом году в город пришли белочехи, которые контролировали Транссиб. Позже подоспели (ожидаемо) американцы, японцы и прочие интервенты. Через город прошли банды Семёновы, каппелевцы, унгеровцы... в общем, сложное время было для жителей.
Пишут, что именно здесь белогвардейский генерал Войцеховский учредил одну из высших наград Белого движения - знак отличия "За Великий Сибирский поход".
В 1920 году на пристани базировался пароход «III Интернационал» из Сибирской военной речной флотилии, а вообще бои периодически сотрясали именно этот участок дороги... именно здесь сгорел знаменитый ледокол-паром Байкал. Эта трагическая гибель парома случилась после занятия Мысовска белочехами: 16 августа 1918 года паром-ледокол «Байкал» был уничтожен ими полевой артиллерией и сгорел у городской пристани. Горел, говорят, трое суток почти...
Кстати, город отнюдь не сразу после Гражданской был переименован... переименование случилось лишь зимой 41-ого года. До этого город входил в Иркутский округ, потом вошёл в состав Бурят-Монгольской АССР.
В советские времена здесь работала судостроительная верфь Восточно-Сибирского рыбного треста.
Рыбой тут пахнет вкусно-вкусно! - очень люблю этот запах чистой (немного речной) воды и свежего омуля... в перламутрового цвета день это всё кажется просто каким-то чудом природы и подарком, конечно же...
На этом мы с вами на сегодня прощаемся, но будет пополняться рубрика о Путешествии на Восток.