Найти тему

«У вас ус отклеился». Рассматриваем 3 главных отличия фильмов СССР периода от 60-ых до 80-ых годов от западного кинематографа

Один из главных досугов современности – это просмотр различных фильмов. Нынешнее поколение выросло преимущественно на западном кино: фантастических боевиках, комедиях, триллерах. Однако, предыдущее поколения было воспитано фильмами СССР.

В Советском Союзе кино выполняло три главные функции: развлекательная, образовательная и воспитательная. Если взять практически любое кино из СССР, то так или иначе там будут фигурировать сразу 3 аспекта.

За что же мы любили фильмы СССР? Почему советские фильмы можно выделить как отдельный жанр? Рассмотрим основные тому причины, а также сравним некоторые киноленты как доказательство.

1. Комедии СССР были более глубокими

Возьмем два фильма приблизительно из одной эпохи: Эльвира – повелительница тьмы (1988) и Собачье сердце (1988). И в том, и в том фильме присутствуем мистика, и тот, и тот фильм является хорошей картиной, которую можно посмотреть и сейчас.

Однако, Собачье сердце основано на литературной классике, а Эльвира – это фантазия режиссера. Фантастическая комедия из СССР отдает научной фантастикой, как и многие другие, а фантастические комедии запада часто просто берут за основу мистические легенды.

Благодаря этому пункту получается, что для решения проблем в комедиях СССР используется человеческий разум, взаимодействие с научными изобретениями и так далее. В западных же фантастических комедиях это более отдалено от реальности.

Также часто у советских главных героев часто имеется дуга характера (тот же Шариков) в то время, как у западных фильмов данная дуга менее заметна, либо ее нет вообще, если дело касается комедийного жанра.

Конечно, это не делает западные фильмы плохими, среди них тоже много классики, которую никто не откажется пересмотреть вечером, но если хочется посмотреть боле культурно ценные фильмы, то можно смело выбирать комедию из СССР.

Кадр из Собачьего сердца
Кадр из Собачьего сердца

2. В СССР практически отсутствовал жанр ужасов

Еще с 1898 года в Европе и Америке начал набирать обороты жанр ужасов, который делится на кучу поджанров, часто определяемый тем, кто охотится на главных героев. В то время как фильмы ужасов производства СССР можно посчитать по пальцам.

Один из ярчайших представителей такого жанра – это Вий 1967 года. Данный фильм, скорее, можно описать как страшную сказку, а не откровенные ужасы. Похожие по жанру фильмы в то время были популярны в Европе, например, фильмы Марио Бава.

И там, и там демонстрировалась нечистая сила, колдовство и ведьмы. Но фильмы европейского режиссера предназначались строго для взрослых из-за большого количества неприемлемых сцен. Вий же обошелся без них, но пугал детей того времени своей атмосферой и сюжетом.

Такой жанр не прижился в Советском Союзе, потому что сложно сделать фильм ужасов, подходящий для всех возрастов и при этом, чтобы он оставался страшным и еще выполнял бы функции, присущие фильмам СССР.

При этом отголоски жанра ужасов можно увидеть даже в детских сказках, например ого, вода и медные трубы. Взять хотя бы антураж крепости Кощея или сцена, где волк гнался за Аленушкой. Такой фильм, конечно, не способен никого напугать, однако там сразу понятно, чего герои боятся, а чего нет.

Вий 1967 года
Вий 1967 года

3. Криминальные фильмы часто были комедийными

Сразу в пример можно привести Двенадцать стульев (1971). Опять же, за основу было взято литературное произведение. При этом данный фильм был легкий и веселый про преступников и авантюристов. При этом фильм обошелся без лишней жестокости, которая часто появляется в криминале запада.

При этом количество таких фильмов было не сильно большое, потому что главной задачей фильмов СССР все же было воспитание нации, где криминалу не должно быть места.

Резюмируя,можно сказать, что кинематограф СССР хоть и отказывался от некоторых жанров в пользу более добрых и приятных зрителю, но любой человек мог найти себе картину по вкусу.

При этом все равно был доступ к западным фильмам в кинозалах. Тогда каждый иностранный фильм рассматривался как феномен, каждый день такое смотреть не получалось и получалась как раз такая частота иностранных фильмов, что они не сбивали ориентир, заданный советским кинопроизводством.