Найти в Дзене
БЛОГ КОЛЛЕКЦИОНЕРА

И прототип некрасивый, и масштабная модель не удалась. Но это с какой стороны посмотреть. История редкого советского капотного автобуса

Именно так в интернете отзываются о масштабной модели автобуса и его прототипе. Но возможно нужно посмотреть на всё это с другой стороны. Предлагаю сегодня в статье взглянуть на всё это со всех сторон, и сделать окончательный вывод.

Приветствую вас уважаемые читатели. Вы находитесь на канале «БЛОГ КОЛЛЕКЦИОНЕРА». Подписавшись на мой канал, вы всегда будете в курсе последних интересных новинок из мира масштабных моделей автотранспорта. Так же нажмите на колокольчик на главной странице канала, чтобы не пропускать свежую информацию.

История масштабной модели началась не вчера, а в 2023-ем году. В начале июня 2023-го года ребята из костромской мастерской «ModelPro» выпустили копию редкого пассажирского автобуса из Кургана.

1
1

Благодаря ребятам из «ModelPro», мы узнаём о новых неизвестных транспортных средствах, созданных в Советском Союзе. Часть из них была изготовлена небольшими партиями, а некоторые остались в единственном экземпляре.

Перед нами капотный автобус КУАЗ-985, созданием которого вначале 60-х занимался молодой конструкторский коллектив Курганского автобусного завода (КАВЗ). И ведь у них получилось, не всё конечно, но они старались.

2
2

Первый готовый образец, который мог самостоятельно передвигаться, был показан на первомайской демонстрации. Ребята показали своим землякам первый автобус собственной разработки.

Наверное, было бы правильнее, переместиться ещё на пару лет назад, в 1958-й год, когда и началась история Курганского автобусного завода (КАВЗ), аббревиатурой которого в первые годы был «КУАЗ».

В послевоенное время в стране была острая нехватка автобусов, а в 50-х их нехватка была просто катастрофической.

3
3

19 сентября 1957 года вышло Распоряжение Совета Министров РСФСР о передаче производства автобуса марки ПАЗ-651А с Павловского автобусного завода в Курган и организации производства автобусов КАВЗ-651 капотного типа на базе автомобиля ГАЗ-51.

4
4

К тому моменту автобус уже выпускался почти 10 лет, и он уже был морально устаревшим. Именно поэтому, заводчане хотели построить свой собственный автобус. На выходе получился «Крокодил».

5
5

Такое название автобусу дали сами рабочие, из-за характерного оформления передней части. Автобус имел несущую безрамную конструкцию, благодаря чему собственная масса КуАЗ-985 уменьшилась на 400 килограмм по сравнению с выпускавшимся на тот момент серийным автобусом КАВЗ-651А при той же вместимости.

Конструктора завода оставили капотную компоновку кузова, сделали большие боковые окна, которые давали хороший обзор, а так же каждое окно имело сдвижную форточку.

6
6

А для ещё большей вентиляции салона, в крыше имелось два люка. В салоне автобуса находилось двадцать диванов для пассажиров, а для перевозки пассажиров в тёмное время суток, в салоне на потолке находилось четыре светильника.

Автобус КУАЗ-985 был предназначен для районных и внутрирайонных перевозок. В ходе испытаний, каких-либо проблем обнаружено не было, и автобус вполне мог стать серийным.

Но не стал, и на то есть одна очень веская причина. Зачастую это бюрократическая причина, но не в этот раз. Как я уже говорил, автобус имел несущую безрамную конструкцию, которая и стала камнем преткновения, поставившая крест на всём проекте.

7
7

Всё дело в том, что серийное изготовление несущих кузовов оказалось слишком сложным делом для завода на тот момент. От проекта пришлось отказаться. Сколько было создано автобусов КУАЗ-985, доподлинно неизвестно.

Предположу, что из-за таких проблем с производством, на заводе собрали один единственный экземпляр, который ещё какое-то время стоял на территории у забора, вместе с другими автобусами, выпущенными на «КАВЗе».

Завод же продолжил выпуск капотных автобусов КАВЗ-651А (ПАЗ-651А). За первые 5 лет завод достиг проектной мощности — 5000 автобусов в год. В 1962 году завод перекрыл проектную мощность и выпустил 5251 машину. К 1967 году автобусостроителями было выпущено 50 тысяч автобусов базовой модели.

8
8

История автобусного завода «КАВЗ», очень богатая, и за более чем 60-ти летнее существование, конструктора не сидели, сложа руки, и пытались выпустить что-то новенькое и интересное. О некоторых автобусах многие даже не слышали, но об этом поговорим в других статьях.

Кстати, об одном автобусе я даже сейчас вам напомню. Это автобус КАВЗ-3275, который был изготовлен совсем небольшой партией. Представленная на фотографии масштабная модель выйдет в 63-ем выпуске журнала «Наши автобусы».

Согласно графику, размещенному на официальном сайте издательства, выпуск ожидается в продаже 2-го сентября.

Автобус КУАЗ-985 не смог попасть в серию как настоящий автобус, зато его выполнили в 43-м масштабе. Какой был изготовлен тираж, одному только производителю известно, но точно не пара сотен.

10
10

До мастерской «ModelPro», в 43-м масштабе никто автобус КУАЗ-985 не выпускал. Так что, аналогов масштабная модель не имеет.

  • Друзья, не забывайте подписываться на канал, нажимать на колокольчик на главной странице канала, а в конце статьи ставить лайк, и по возможности, писать комментарии. Вам это ничего не стоит, а для канала будет большая польза в продвижении.

Как и вся продукция, выпускаемая в костромской мастерской, автобус выполнен из смолы и пластика. Его кузов является единой целой деталью отлитой из смолы. Вместе с кузовом даже отлита облицовка.

11
11

Когда коллекционеры увидели первые фотографии масштабной модели, комментарии звучали следующим образом:

-13

Действительно, внешней автобус похож на рисунок ребенка дошкольного возраста, да и сам я примерно так автобусы и рисовал.

Для меня до сих пор остаётся загадкой, для чего конструкторы сделали автобусу выступы над передними фарами. Сами фары находятся ниже, есть огромная радиаторная решетка, и в чём смысл двух дополнительных решеток (если это вообще решетки).

12
12

Прототип сделан топорненько, но возможно в то время у заводчан не было достаточного количества оборудования, чтобы сделать лучше. Вот у костромичей всё это есть, но даже они не могут сделать масштабную модель, которая была бы точной копией прототипа.

Как бы это печально не звучало, но получившийся у костромичей автобус далёк от идеала. И первое, что сразу же бросается в глаза – острые углы облицовки. Для наглядности, предлагаю сравнить две фотографии, и тогда все вопросы отпадут.

13
13

Смоляной кузов костромичи покрасили в красный цвет с широкой белой полосой, по центру проходящей через весь кузов. Так же в белый цвет была покрашена крыша. Все архивные фотографии автобуса чёрно-белые, и был ли он в жизни красного цвета, нам неизвестно.

Всё остекление выполнено из прозрачного пластика, а так же светотехника, за исключением габаритных огней на скатах крыши. Над ветровым стеклом не хватает надписи «опытный образец», а так же нет номерных знаков.

Стеклоочистители выполнены методом фототравления, ручка водительской двери сделана отдельной деталью, и бампера сделаны отдельными деталями.

14
14

Установлены колёсные диски с шестью сквозными отверстиями. Покрышки имеют не только боковые обозначения, но и белые вайтволлы, как было у прототипа.

Сиденья в салоне являются отдельными пластиковыми деталями. Мягкая часть сидений покрашена в коричневый цвет, а каркас покрашен серебрянкой.

Несмотря на то, что масштабная модель автобуса КУАЗ-985 поступила в продажу 7-го июня 2023-го года, т.е. более года назад, модель по-прежнему находится в продаже практически во всех интернет магазинах.

15
15

За этот год, поменялась только стоимость, и поменялась в большую сторону. Изначально цена составляла 5 950 рублей, а теперь составляет 6 950 рублей.

А ещё, осенью того же 2023-го года в продажу поступил набор для самостоятельной сборки от «AVD Models» с этим же автобусом. Так что, при желании можно собрать масштабную модель самому. Стоимость составляет 3 450 рублей.

16
16

Что можно сказать по итогу статьи? Автобус, разработанный конструкторами Курганского автобусного завода, хоть и выглядел, не самым красивым, но были и более страшные автобусы. Так что, внешность хоть и необычная, но не отталкивающая. Одним словом - «Крокодил».

Что же до масштабной модели, созданной в мастерской «ModelPro», ребята могли бы постараться получше. Понятное дело, что и так купят, но всё же.

17
17

А о том, какой уникальный трехосный автобус был разработан в СССР, и как выглядит его копия в 43-м масштабе, читайте в статье, которая уже опубликована на канале «Блог Коллекционера».

Оставайтесь с нами, и вы будете всегда в курсе интересных новостей. Делитесь статьями в социальных сетях и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ

Продолжение следует...