На этот раз о спектакле, который, к сожалению, разочаровал.
Были мы вчера на бесплатном показе мюзикла "Обыкновенное чудо" в рамках театрального фестиваля на ВДНХ. Дочкам очень хотелось, они фанатки и знаменитого советского фильма, и пьесы Евгения Шварца. И вообще всего Захарова и Шварца (спойлер: а я вот не фанат, за исключением Мюнхгаузена). Ну мы и поехали. Вход был по бесплатным билетам, на которые, как водится, надо было заранее оформить регистрацию. Дело происходило в Зелёном театре ВДНХ, который вмещает аж 3000 человек, а билеты, понятно, без мест. Поэтому мы приехали заранее (я знала, что пускать внутрь начинают за час до спектакля), и нам вполне неплохие места достались. Всë было видно, а звук вообще отличный. Звук это, наверное, самое лучшее, что вообще было в этом спектакле: играл живой оркестр с чудесной женщиной-дирижëром.
Ну а бОльшую часть действа, честно говоря, хочется развидеть. Нет, игра актëров порадовала. Особенно мне понравился тандем Принцессы и Медведя. В их любовь, несмотря на всё режиссëрские закидоны, верится безоговорочно. Принцесса в исполнении Анастасии Малаховой получилась очень необычная, сильная духом, и при неизбежном сравнении с образом, созданным Евгений Симоновой в кино, она, как минимум, не проигрывает. И вокально была хороша, очень точна в интонациях, делала нам всем больно...
Медведь в исполнении Ивана Коряковского получился менее "медвежьим", чем всеми любимый Абдулов. Прямо рыцарь без страха и упрëка, даже слишком человек-человек, но это и хорошо. Хоть какое-то оправдание дурацким развлечениям волшебника.
Данное "Обыкновенное чудо" привезли к нам из питерского ТЮЗа. Т.е. как бы для детей, видимо (что сомнительно). Автор постановки известный и ныне модный режиссёр Алексей Франдетти, которого поклонники музыкального театра считают практически гением. На его счету не только мюзиклы, но и многочисленные оперетты, и даже оперы (в том числе в Большом и Мариинке). Но у меня что-то с восприятием работ Франдетти уже не в первый раз не задаëтся. Талант признаю, но его художественный язык не воспринимаю. А многое в его постановках не только эстетически, но и идейно отталкивает.
Вот и вчера мне хватило кроваво оторванной королëм головы у голубя. Сразу стало худо. Эта сцена совершенно ничего не добавляла, никаких смыслов. Чисто дурацкое шоу (Оззи Осборну привет). Поклонники Франдетти хавают такие развлечения?
И подобного было много. Нет, я понимаю, чем отличается пьеса от кино, а кино от мюзикла. Но мне тошно было смотреть, как штаны у министра лёгким движением руки на сцене превратились в трусы, расшитые золотыми пайетками на причинном месте. И на пошлые танцы в этих трусах. Да, мне ясно, что здесь отсылка к Миронову в этой роли у Захарова, и даже к сцене из "Бриллиантовой руки". Но как это было там и как здесь? Две большие разницы. Больше, чем между шортами и трусами.
Хочется сравнить (и многие сравнивают) этот спектакль Франдетти с "Преступлением и наказанием" Кончаловского. Но разница в том, что у Кончаловского дух Достоевского всë же сохранëн, а у Франдетти оригинал с позором изгнан. О "Преступлении и наказании" я, кстати, писала недавно.
Но ладно, можно как-то потерпеть и петушиные костюмы диких цветов, и гигантскую парящую над сценой морковь, и прочую ерунду... Хотя Соня вот периодически снимала очки, чтобы не видеть творящегося на сцене... Но финал! Искажения финала я никак Франдетти простить не могу.
У Франдетти лëгким движением руки... чудо отменяется. Человек просто превращается обратно в медведя. Принцесса и её возлюбленный во время поцелуя уезжают куда-то под сцену, где бушует пламя и скрежещут по рельсам поезда. И больше мы их не видим. А волшебник сразу после выносит завëрнутый в чëрный плащ труп жены и произносит монолог о еë смерти. Вроде бы будущей, а по факту свершившейся. И король с придворными облачаются в траур и уходят с чемоданами на вокзал.
Вот зачем вы так и с нами, и со Шварцем, Алексей Борисович? Разве ж это любовь, без чуда? Как верить тогда волшебнику, призывающему любить? Да и какой он волшебник, так дешëвый фокусник...
Театр закрывается, нас всех тошнит (с)