Найти тему
Журнал «Фотон»

Ошибался ли Маркс, считая общественное производство основой развития человечества?

Некоторые начинающие изучать марксизм видят в нём лишь экономический детерминизм, понимая великие открытия Маркса лишь в том смысле, что он указал на роль экономики как единственного фактора развития человечества. В действительности это не так. Маркс никогда не принижал значения политики, идеологии, культуры и иных институтов, участвующих в формировании и развитии как отдельных людей, так и общества в целом. В конечном счёте здание марксизма базируется на переработке гегелевской диалектики, которая Марксом была превращена в материалистическую диалектику, исходящую из монизма в истории, то есть всеобщей целостности мира на материальной основе, которая отнюдь не предполагает отсутствие идей или их влияния в мире.

Почему же за всем многообразием форм человеческой деятельности Маркс разглядел именно в характере производства и способе распределения, то бишь в экономике, фундамент всего человеческого движения, всего развития? Почему не прекрасные поэмы или мудрые законы правителей направляют и развивают общество, а именно производство и распределение — процессы, на первый взгляд, весьма функциональные? Всё дело в том, что именно промышленность становится в общественном масштабе тем инструментом, с помощью которого общество куёт самое себя.

Человек вышел из природного мира именно благодаря изменению и подчинению окружающей природы. Наши далёкие предки начали сбиваться в группы, дабы упростить своё выживание, что стало фундаментом для индивидуализации жизни, так как кто-то лучше охотился, кто-то лучше собирал, кто-то лучше производил орудия труда и так далее. С постепенным накоплением прибавочного продукта ввиду развития средств производства у общества накапливался важнейший ресурс для развития индивидуальности — свободное время, которого сперва было совсем немного, но этого хватало для таких проявлений иррациональной, с точки зрения выживания, деятельности, как наскальная живопись или создание игрушек. Также прибавочный продукт стал вымениваться на такой же прибавочный продукт у других обществ — так родилась торговля, которая кратно ускорила процессы развития всех тех, кто был к ней причастен.

При росте производственных мощностей именно то, насколько общество эффективно преобразует природу под собственные нужды, стало основой того, как это общество существует и развивается. Дело в том, что человек развивает сам себя не благодаря внутренним или откуда-то извне данным силам, он преобразует себя посредством отрицания отрицания природы. Сначала человек через преобразование природы отрицает эту самую природу, внося в неё сущностные изменения, а после этого уже новая природа, сохраняющая заряд общественной практики, начинает изменять человека, как бы отрицая то старое, что в нём было, позволяет развиться новому. Так, наши далёкие предки, взявшие в руки палку, начали преобразовывать природу, а преобразованная после этого природа стала преобразовывать человека. Такой диалектический процесс и стал основой всего движения человечества как общества.

Общество же является первичной сущностью по отношению к отдельному человеку. Равно как индивидуальность появилась в историческом процессе только после того, как появилось общество, так и сегодня отдельный человек является плотью от плоти общества, даже если старается свести свои контакты с ним к минимуму. Мы не сами построили себе тот дом, в котором живём, не сами производим ту пищу, которую едим, ходим в одежде, которую сделали не сами. Всё это результат общественного труда, той самой экономики, которая и сегодня является центральной ареной по преобразованию природы под нужды человека, что в свою очередь меняет и самого человека как зависящую от общества сущность. Даже ушедший жить в уединение в лес сегодня не освободится от общества — он сохранит знание о том, как выживать, строить дом, охотиться и лечиться именно из общественных источников. По-хорошему, уходящему в лес или убегающему от общества иным способом нужно сдать все свои приобретённые в обществе знания и навыки, но на это, естественно, никто не пойдёт, ведь тогда человек превратится в Маугли.

Именно исходя из этих позиций Маркс ставит общественное производство во главу угла — это фундаментальное поле человеческой деятельности, которое и развивает человека, становится тем рычагом воздействия, который поднимает человека всё выше к звёздам, позволяя ему не просто любоваться ими, сидя у костра, но достичь их. Это ни коим образом не умаляет культуру, политику или идеологию, лишь ставит их в зависимое положение от способа производства и распределения благ. В конечном счёте этот подход Маркса можно охарактеризовать словами Энгельса:

«Подобно тому как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, — а не наоборот, как это делалось до сих пор».

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Также рекомендуем переходить на наш сайт, где вы сможете читать уникальный контент и наши книги - https://tukaton.ru

Для желающих поддержать нашу регулярную работу:

Сбербанк: 2202 2068 9573 4429