Светодиодные лампы с их ярким светом и долговечностью всё чаще привлекают внимание водителей. Однако вокруг использования LED-ламп в фарах идут многочисленные споры и мифы: от возможности лишиться прав до получения крупных штрафов. Так можно или нет? Ответы на эти вопросы помогут вам не только улучшить свою машину, но и избежать неприятностей с законом.
Основные типы автомобильных ламп
Каждый автомобилист знает: хорошее освещение на дороге — залог безопасности. Но какие лампы выбрать, чтобы дорога была видна как на ладони, и при этом не переплачивать за электроэнергию? Давайте разберемся в основных типах автомобильных ламп, их особенностях и применении.
Лампы накаливания
Эти лампы — настоящие ветераны на дорогах. В их основе лежит вольфрамовая нить, которая нагревается до высокой температуры и светит, когда через неё проходит ток. Они просты в устройстве и недороги, но имеют относительно короткий срок службы и потребляют много энергии.
Галогеновые лампы
Это улучшенная версия ламп накаливания. Они содержат галогенные газы, которые позволяют нити накаливания работать на более высокой температуре, увеличивая тем самым яркость и срок службы. Галогены дают более яркий и белый свет по сравнению с обычными лампами накаливания и потребляют меньше энергии.
Ксеноновые (газоразрядные) лампы
Ксеноновые лампы используют газоразрядный принцип, когда свет излучается в результате электрического разряда между двумя электродами в среде инертного газа. Они обеспечивают интенсивное и эффективное освещение, которое в 2-3 раза ярче галогеновых ламп и имеет более длинный срок службы, но и стоимость у них выше.
Светодиодные (LED — Light Emitting Diode) лампы
Светодиоды становятся все популярнее благодаря своей энергоэффективности и долговечности. Они потребляют значительно меньше энергии, чем другие типы ламп, и могут служить в течение многих лет без замены. Свет от LED ламп чистый и яркий, что обеспечивает отличную видимость на дороге.
Лазерные лампы
На переднем крае технологий стоят лазерные лампы, которые начинают применять в современных автомобилях. Они используют лазеры для активации фосфора, который затем излучает яркий свет. Этот тип освещения позволяет добиться максимально эффективного и направленного светового потока, но их стоимость и сложность установки делают их доступными пока только для премиум класса автомобилей.
Светодиодные лампы: когда можно, когда нельзя, и как это узаконить
Замена ламп в автофарах — дело не на пять минут, особенно если речь идет о переходе на светодиоды. В зависимости от того, что у вас было установлено изначально и что вы хотите поставить, сценарии различаются:
- Уже были светодиодные фары. Если ваш автомобиль изначально оснащен светодиодными фарами, замена перегоревшей лампы на аналогичную не приведет к нарушениям. Это простая замена «как баш на баш».
- Переход с галогеновых/ксеноновых на светодиодные лампы. Если вы замените галогенную или ксеноновую лампу на светодиодную, это может вызвать проблемы. Фары для галогенных и светодиодных ламп рассчитаны на разное распределение света. Поэтому такая замена может не только ухудшить качество освещения, но и привести к административной ответственности, так как изменяется режим работы фар. Подробности можно найти в ГОСТ 33997-2016, п. 2.54.
- Полная замена фар на светодиодные. Если вы решите не просто поменять лампу, а установить новую светодиодную фару, то здесь важно соблюдение всех норм и стандартов. Для этого необходимо пройти оценку соответствия в аккредитованной лаборатории и зарегистрировать изменения в конструкции авто в ГИБДД согласно пункту 3.1 Требований к изменениям в конструкцию ТС.
Если ваш автомобильный производитель начал устанавливать светодиодные фары на модели, аналогичные вашей, процесс легализации таких изменений существенно упрощается. Согласно пункту 77 раздела 4 главы V Технического регламента, вам не потребуется проходить оценку соответствия. Достаточно будет просто зарегистрировать изменения, и после этого использование светодиодных фар на вашем авто будет полностью легальным.
Прежде чем приступать к изменениям в осветительной системе автомобиля, настоятельно рекомендуется проконсультироваться с квалифицированными специалистами и тщательно изучить действующие требования и законодательство. Это поможет избежать возможных правовых нарушений и гарантировать безопасность на дорогах.
Где прописаны требования к фарам
Когда дело доходит до фар и других световых устройств на вашем авто, всё уже давно разложено по полочкам в нескольких ключевых документах. Если вам нужно понять, как правильно они должны быть установлены и как работать, начните с Технического регламента Таможенного союза. Там, в приложении 3, часть 1, подробно описывается, что и как должно светить, а в приложении 8, часть 3, указаны требования к устройствам освещения.
Если же вас интересует, с какими поломками на дорогу лучше не выезжать, загляните в ПДД. В пункте 3 есть список неисправностей, включая фары, которые могут создать проблемы на дороге. Там же, в пункте 19, описано, как именно нужно использовать фары, чтобы не нарушать правила.
А если нарушения уже случились и начинаются разговоры о штрафах, ваш источник — Кодекс об административных правонарушениях, особенно раздел 12.5. И если случай оказался сложным, инспекторы могут сослаться на постановление Пленума Верховного Суда № 20 от 25 июня 2019 года или даже отправить дело в суд для уточнения нюансов.
Штрафы за светодиоды: когда бюджет может пострадать
Если вы решили поставить в фары светодиодные лампы, вас вряд ли лишат прав, но штраф все же возможен. Важный момент здесь — не только какие лампы вы установили, но и как они светят. По закону, проблемы начинаются, если ваши новые фары меняют не только режим работы, но и цвет света, например, на красный или синий. Это уже серьезное нарушение, за которое могут и права забрать.
Но если вы не пошли так далеко и просто немного изменили режим работы фар, оставив цвет законным, то вас ждет штраф от 500-1000 рублей. Могут и просто предупредить, но обычно это сопровождается предписанием починить все как было. И если не почините, могут даже приостановить регистрацию вашего авто. Так что лучше сразу все делать по правилам, или хотя бы быстро исправлять, если что пошло не так.