Дети с тяжелым нарушением речи часто не умеют играть.
Сюжетные, ролевые, настольные игры и другие привычные детские забавы их не интересуют. Что они любят?
- Выстраивать машинки в длинную очередь;
- Ронять машинки с высоты;
- Играть в самолет, которые летает вокруг его лица;
В комментариях пишите ваши примеры!
Что может нам помочь в развитии игровых навыков у ребенка?
Каждый ребенок в своем развитии проходит этап манипулирования предметами. Нюхает, облизывает, трогает, пробует на зуб. Самые любознательные экспериментируют с жеванием песка и облизыванием качелей. Это нормально. Ребенок таким образом познает мир с помощью всех доступных ему способов.
Сенсорные игры нужны для переживания сенсорных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, обонятельных и вкусовых. Именно эти игры помогут вам установить контакт с ребенком – это поможет ему в дальнейшем сделать шаг от игр-манипуляций к игре со сверстниками.
1. Игры с крупами и песком
В качестве материала можно использовать фасоль, рис, макароны. Мне больше всего нравится фасоль. Дети любят закапытваться в тазу с фасолью - получают от этого огромное удовольствие.
Чтобы было интереснее, в крупу можно прятать игрушки и накрыть крупу тканью. А потом предложить ребенку сунуть руку под ткань и на ощупь определить - какую игрушку от нашел?
Также можно развернуть целые строительные работы - поставить туда самосвал, трактор, экскаватор, бетономешалку. Показать, как экскаватор насыпает манку в самосвал. А потом спрашивать, "кто мешает бетон?", или "кто копает яму?".
2. Игры с водой или гидрогелем
Воду можно переливать из стакана в стакан, впитывать ее губкой, набирать воду в ложку, набирать в большую пипетку.
Также можно подкрашивать воду красками и разливать по игрушечным чашкам из чайничка.
А сколько слов можно потренировать (лей, вытри, капай, крась, набери, мокрый, сухой).
3. Магниты и наклейки
Сейчас есть множество наборов картонных кукол с магнитной одеждой. Можно тренировать такие слова как "надел", "снял", "поправил", учить предметы одежды. Это игра нравится как девочкам, так и мальчикам.
Также можно обратить внимание на альбомы с многоразовыми наклейками по разным темам, близким вашему ребенку. Ребенок может сам придумывать историю, выбирая, куда прилепить самолетик, а куда кота.
4. Тяни-толкай
Ребенку очень понравится игра, где он сможет перетягивать с вами полотенце, тянуть за собой грузовик на веревочке, катать друг с другом большой мяч. Или вы можете посадить его на плед и покатать по комнате. Чтобы продолжить деятельность, ребенок может повторять за вами слова: тяни, кати (в зависимости от его речевых возможностей, конечно).
Делитесь в комментариях, какие игры нравятся вам!
Логопед Леонтьева Светлана
А еще я есть здесь https://vk.com/logo_svetlana