Найти тему
KinoMax-DZEN

"Призрак Оперы" - история экранизаций великого романа ч.I.

Оглавление

Роман Гастона Леру "Призрак Оперы" впервые увидел свет в газете "Le Gaulois" 23 сентября 1909 года. Именно в этот день на третьей странице газеты появился пролог - тот самый, в котором Гастон Леру утверждает, что Призрак Оперы существовал на самом деле. Роман публиковался почти ежедневно (иногда с перерывами в 1-2 дня) до 8 января 1910 года. Чаще всего колонка с романом располагалась на стр. 3, реже - на стр. 4 или 5 газеты.

Сегодня это может показаться необычным, но в XIX веке серийные выпуски романов в газетах и журналах были вполне привычным явлением. Именно тогда зародился фельетон - добавочная полоса в газете, авторская рубрика, целью которой было привлечение внимание читателя к данному номеру газеты или журнала. Романы печатались в этом разделе маленькими кусочками, а затем уже законченная работа публиковалась в виде книги. Наиболее популярными мастерами, выпускающими такие серийные романы и повести, являлись Чарльз Диккенс, Александр Дюма и, конечно, Гастон Леру.

Обложка самого первого издания романа "Призрак Оперы".
Обложка самого первого издания романа "Призрак Оперы".

Сейчас, глядя на изданный роман, представляющий собой довольно небольшую, по правде говоря, книжку, трудно представить, что публикация заняла... 68 выпусков! На протяжении трёх с половиной месяцев читатели знакомились с этой историей по крохотным кусочкам, отрывкам, с нетерпением ожидая продолжения истории, как нынешние зрители ожидают продолжения любимого телесериала.

Давайте вместе пройдёмся по самым значимым экранизациям, и посмотрим, как же менялся образ и сюжет "Призрака Оперы" от классической экранизации до мюзикла Эндрю Ллойда Уэбера, который вдохнул новую жизнь в бессмертную классику.

Фильм 1925 г.
Фильм 1925 г.

"ПРИЗРАК ОПЕРЫ" 1925г.

С момента выхода первого фильма о Призраке Оперы прошло почти сто лет. Первая экранизация увидела свет в 1925 году. Эта экранизация является на данный момент наиболее точной адаптацией романа, Режиссёр фильма Карл Леммле купил право на экранизацию лично у Гастона Леру, после знакомства с ним в 1922 году в Париже.

Карл Леммле и Гастон Леру
Карл Леммле и Гастон Леру

Роль Призрака в фильме исполнил актёр Лон Чейни, которого по праву прозвали "Человеком с тысячью лиц". Лон Чейни очень тщательно работал над каждой своей ролью, в том числе он сам продумывал грим для персонажей, которых он играл.

Работая над гримом Эрика (так на самом деле звали призрака) Чейни делал своё лицо неузнаваемым, и держал свой образ в тайне от съёмочной площадки и от коллег по фильму,

в Сцене когда снимали момент где с Эрика снимают маску и он поворачиваетсчя к Кристине, актриса Мэри Филбин от страха закричала (этот момент без изменения остался в фильме). К сожалению Лон Чейни унёс с собой тайну грима, и как бы в дальнейшем гримёры не пытались воссоздать его, у них ничего не получалось.

Момент где Кристина кричит от вида Призрака, это естественная реакция актрисы
Момент где Кристина кричит от вида Призрака, это естественная реакция актрисы

Ещё одной интересной находкой для того времени можно назвать вкрапления цветной съёмки в середине историии, первоначально в фильме присутствовало 17 минут с использованием цвета, в сцене постановки оперы "Фауст" и бала-маскарада, но до нашего времени к сожалению дошла только последняя.

Так же у фильма был первоначально другой финал, Этот финал (на котором, к слову, настаивал сам Лон Чейни) зрители увидели лишь один раз - на показе-превью в Лос-Анджелесе 7 января 1925 года. Данная версия строго следовала роману Гастона Леру, однако была холодно встречена публикой и критиками, которые сочли этот финал слишком мягким и романтичным. Именно это стало причиной того, что финал был изменен на другой, а для нас с вами, к сожалению, остались от него лишь отдельные кадры.

Фильм стал классикой на все времена, на него ссылаются во многих медийных произведениях, а образ Лона Чейни настолько вошёл в культуру и стал обьектом отсылок, камео и пародий, а в 2012 году свет увидела полностью отреставрированная, озвученная версия фильма которую запустили в кинотеатрах ещё и в формате 3D, но увы, такая версия не пришлась по душе многим любителям как оригинального романа, так и оригинального фильма.

DVD версия переиздания фильма в 3D
DVD версия переиздания фильма в 3D
Фильм 1943г.
Фильм 1943г.

"Призрак Оперы" 1943г.

Первая цветная адаптация романа увидела свет в 1943 году. Компания Universal переработала книжный первоисточник и добавила призраку предысторию (которую в дальнейшем ещё не раз будут использовать в последующих экранизациях).

Образ Призрака
Образ Призрака

В этой версии призрак является скрипачем по имени Эрик Клоден, он тратит огромные деньги на учителя для юной Кристин Дюбуа, к которой питает тайную страсть. Кристина же об этом не подозревает и не обращает на немолодого музыканта никакого внимания, к тому же в этой версии у неё целых два поклонника - коллега по оперной сцене Анатоль Гаррон и инспектор полиции Рауль Добер. Из за проблем с деньгами, а так же узнав что музыкальный издатель присвоил себе его произведения, Эрик убивает издателя, но прибывшая домработница выплёскивает на его лицо химикаты для проявки фотографий, после чего Эрик получает химический ожог на половину лица и вынужден скрываться в подвалах оперы.

Клод Рейнс
Клод Рейнс

Роль призрака на этот раз исполнил английский актёр Клод Рейнс, на его счету роли в таких знаковых фильмах как - "Человек - Невидимка", "Человек Волк" ( интересный факт, эти фильмы вместе с "Призраком" являются частью так называемой серии "Монстры Universal", а в "Человек Волк" главную роль исполнил Лон Чейни мл. Сын оригинального призрака оперы.), "Цезарь и Клеопатра" , "Робин Гуд" и многих других.

Сюзана Фостер
Сюзана Фостер

Роль молодой исполнительницы Кристин Дюбуа исполнила Сюзана Фостер, чья актёрская карьера к сожалению не сложилась, несмотря на её привлекательную внешность и прекрасный певческий талант.

Новый грим Призрака
Новый грим Призрака

На мой взгляд фильм хоть и получился красочным и очень красивым но в нём очень далеко ушли от первоисточника, сцена в которой Кристана срывает маску с призрака уже не так сильно наводит ужас, по превых потому что зритель первоначально видел лицо Эрика, а во вторых потому что ну после грима Лона Чейни, такой грим смотрится не устрашающе (Интересный момент, весь фильм Эрик носит маску которая закрывает практически всё его лицо, но когда Кристина срывает маску, мы видим что его лицо обезображено только на половину, как и в знаменитом мюзикле.)

-17

Интересный факт - Декорации оперы и подземелья использованные в фильме, это те же самые декорации которые были использованы в фильме с Лоном Чейни, так что благодоря этому мы в полной мере можем насладиться удивительной красотой декораций.

Фильм 1962г.
Фильм 1962г.

"Призрак Оперы" 1962г.

В 50-е года 20 века, когда Студия Юнивёрсал и её фильмы терпели взлёты и падения, не менее культовая студия "Hammer" взялась за возраждение культовых монстров, таким образом на смену "Монстрам Юниверсал" пришли "Монстры Студии Хаммер". Образы их монстров стали более гроздными и устрашающими, и конечно студия не могла пройти мимо Призрака Оперы.

Данный фильм можно с лёгкостью назвать своеобразным ремейком фильма от студии Юнивёрсал. Сюжет у фильма остался таким же как и в фильме 43 года, есть те же моменты с плагиатом, кислотой и возмездием, только теперь призрака зовут не Эрик а Л.Питри и действие из Франции 1880 перенесено в Лондон 1900 года.

Герберт Лом
Герберт Лом

Роль Призрака исполнил чешский актёр Герберт Лом известный по ролям в фильмах "Дракула","Дориан Грей", "Розовая Пантера" и др.

Хизер Сирс
Хизер Сирс

Роль Кристины исполнила англичанка Хизер Сирс, которая до фильма снималась в основном в сериалах.

Лицо Призрака на этот раз смотрится гораздо лучше, но по прежнему видно что не натурально
Лицо Призрака на этот раз смотрится гораздо лучше, но по прежнему видно что не натурально

Грим Призрака на этот раз выглядит намного лучше чем грим Клода Рейнса, но всё равно не естественно чем у Чейни, Маску для Призрака и вовсе создали прямо перед началом съёмок из подручных материалов, а потом покрасили и состарили.

Призрак - Учитель
Призрак - Учитель

В этом фильме Призрак не является каким то жутким злодеем, он просто хочет справедливости.

Интерес Призрака к Кристине так же является строго профессиональный, он хочет научить девушку петь, чтобы она исполнила главную роль в постановке оперы по его мотивам. здесь он не влюблённый "Ангел Музыки", а весьма строгий учитель, который при каждой ошибке бьётпощёчину бедной девушке, а когда она теряет сознание от перенапряжения, просто выплёскивает на неё воду из грязного озера и заставляет петь дальше.

Крысолов - неотъемлемая часть истории о призраке оперы
Крысолов - неотъемлемая часть истории о призраке оперы

Так же это первый фильм, в котором у Призрака в помощниках появляется карлик-крысолов, который нашёл бедного музыканта после взрыва в редакции и заботился о нём все эти годы.

-24

Фильм на мой взгляд получилсся ещё более скучным чем версия 43 года, в нём чувствуется какая то растянутость, если в прошлой версии зритель хотя бы мог насладиться красотой декораций, то в этот раз весь фильм имеет неприятный серый оттенок, очень много пустых и длительных диалогов, Количество оперных номеров в фильме сокращено до минимума, что хоть и не так отвлекает от развития сюжета как это было в прошлой версии, но в фильме с названием "Призрак Оперы"хотелось бы чуть дольше видеть хотя бы репетиции оперы примечательно что опера "Святая Жанна" исполняемая в фильме на самом деле не существует и была написана специально для фильма. Студия возлогала на фильм большиенадежды, однако он провалился в прокате, впрочем критики очень хорошо отзывались о Ломе, подчёркивая его игру - "Будучи в маске, одними жестами, голосом и единственным глазом получилось создать убедительный образ."

Фильм 1974г.
Фильм 1974г.

"Призрак Рая" 1974г.

Фильм "Призрак Рая" мрачный Мюзикл который берёт за основу не только роман Гастона Леру, но так же отсылается на такие произведения как "Портрет Дориана Грея", "Нотр-Дам" и "Фауст". Режиссёр Брайн Де Пальма который большинству известен как режиссёр таких культовых гангстерских картин как - "Лицо со Шрамом", "Путь Карлито", "Неприкасаемые" др. По его словам идея фильма к нему пришла когда он услышал в лифте песню группы The Beatles которую превратили в фоновую музыку.

-26

Поскольку фильм больше по мотивам оригинального романа, его можно было бы не включать в эту подборку, но он значительно отличается от остальных картин по мотивам. Действие фильма происходит в 70-е годы в эпоху диско, глэм рока, раннего метала, и рассвета таких культовых групп как ABBA и Bee Gees, и сам фильм наполнен этим духом и музыкой.

Новая маска Призрака своей формой напоминает сову
Новая маска Призрака своей формой напоминает сову

По сюжету фильма музыкальный продюсер Свон проавший душу дьяволу за вечную молодость (отсылка на Дориана Грея), ищет музыкальные таланты для открытия дворца рок-музыки который он назвал "Рай", как и в прошлых картинах он крадёт музыку у талантливого но неизвестного композитора Уинслоу и собирается на его основе ставить рок-оперу "Фауст", предварительно отправив бедного Уинслоу в тюрьму, тот в скором времени сбегает и пытавшись уничтожить корпорацию Свона, но случайно попадает в печатный пресс который уродует его лицо. Слетев с катушек Уинслоу называется призраком и терроризирует "Рай", тогда Свон предлогает ему новый вариант договора - Сделку с Дьяволом.

Уильям Финли в роли Призрака Рая
Уильям Финли в роли Призрака Рая

Роль Призрака исполнил близкий друг режиссёра Уильям Финли с которым они уже много раз работали вместе, но Пальма очень хотел когда-нибудь снять своего друга в главной роли, но до "Призрака Рая" ему не попадалось подходящего сценария.

Джесика Харпер в роли Феникс
Джесика Харпер в роли Феникс

Роль местного аналога Кристин Дайэ по имени Феникс сыграла Джесика Харпер, актриса которая на тот момент ещё не имела опыта в кино. Примечательно так же то, что все актёры сами исполняют музыкальные номера.

-30

Фильм вышел очень ярким, пестрящим различными поп-культурными отсылками, в нём достаточно много элементов чёрного юмора и потрясающих композиций в духе ABBA или Led Zeppelin, это замечательная пародийная комедия, которая погружает зрителя в дивную эпоху 70-х годов.

-31

К сожалению в прокате фильм с треском провалился, критики так же приняли фильм очень холодно, что ничуть не помешало выдвинуться ему на несколько пристижных наград как номинантам включая оскар. В настоящее время фильм считается классикой комедийного ужаса, он так же пародировался и упоминался в различных масмедиа включая даже пародию в сериале про известную жёлтую семейку Симпсонов, в которой помимо всего можно увидеть и других "Призраков"

Фильм 1983
Фильм 1983

"Призрак Оперы" 1983г.

Первый фильм который по настоящему можно назвать фильмом ужасов. Телевезионный фильм снятый американским режиссёром Робертом Марковицем. Действие фильма перенесено из Парижа в Будапешт в первую половину XX века.

-33

Сюжет у фильма вновь потерпел изменения -
Шандор Корвин был дирижером в театре, в котором в роли Маргариты должна была дебютировать его красавица жена Элена.

-34

Однако Элене ещё не хватало опыта, а потому она сильно волнуется и иногда фальшивит. Во время дебюта на сцене Элену освистывает публика, а подкупленный критик тут же печатает разгромную статью в газете, которая выходит буквально через час после окончания выступления. Элена от отчаяния топится в реке.

Призрак
Призрак

От отчаяния Корвин повреждается рассудком. Сперва он отрубает руку подкупленному зрителю, а затем убивает критика. Во время борьбы на Корвина проливается серная кислота, и потерявшего сознание дирижера находит и выхаживает местный крысолов, он помогает Корвину спрятаться в подвалах театра и так на свет появляется Призрак Оперы.

Максимилиан Шелл
Максимилиан Шелл

Роль Призрака исполнил известный австрийский актёр Максимилиан Шелл,

Джейн Сеймур
Джейн Сеймур

Местную версию Кристин исполнила прекрасная Джейн Сеймур, стоит отметить что она исполнила сразу две роли в фильме - жены Корвина Елены и Марии Джианелли и честно говоря при первом просмотре я даже не понял что это одна и таже актриса, героини очень отличаются друг от друга.

Майкл Йорк
Майкл Йорк

На роль местного аналога Рауля - Майкла Хартнелла пригласили Майкла Йорка, известного зрителям по ролям в фильмах Ромео и Джульетта, Три Мушкетёра, Рыцарь Камелота, Остин Пауэрс и др.

Лицо Призрака
Лицо Призрака

Грим Призрка в этот раз получился очень приближённым к фильму с Лоном Чейни и наводит жути. Это уже третий фильм в котором призрак получает ожоги лица от кислоты.
Увы, сам Призрак в фильме в основном появляется в виде теней в разных местах театра, или незначительных фрагментов фигуры.

"Фауст" вновь на сцене
"Фауст" вновь на сцене

На мой взгляд фильм получился весьма зрелищным, зрителя вновь погружают в оперу "Фауст" (последний раз в кино о Призраке эта опера появлялась аж в 1925 году.) У призрака весьма понятная мотивация, зритель понимает за что он мстит сотрудникам театра и его даже в какой то момент становится жалко. У фильма красивые декорации, весьма мрачная картинка, но в отличие от фильма 65 года, такой мрачный тон идёт ему на пользу. В фильме использована очень красивая музыка, а актёры очень органично вписались в свои роли.

-41

К сожалению этот фильм так же ожидал провал, причём во всей Европе. Его заметили только в Германии и то на мой взгляд только благодаря участию в нём Шеллу.

Что ж, на этой ноте, я заканчиваю I часть статьи об экранизациях великого произведения Гастона Леру, а впереди нас ждут первые постановки Бродвейского мюзикла который вдохнул в произведение новую жизнь, экранизация с великим и ужасным Робертом Инглундом и много ещё всего интересного. До новых встреч!