Последний серийный тяжелый танк Советского Союза Т-10 без преувеличения можно назвать самым красивым тяжеловесом. Его элегантным обтекаемым обводам могут позавидовать даже спортивные автомобили того времени. К сожалению, он довольно малоизвестен, хотя является самым массовым тяжелым танком мира и был одним из решающих факторов сдерживания НАТО во времена Холодной войны.
И в этой статье я расскажу о 5 странных фактов об этой машине, который и станут ответом на вопрос: а почему этот тяжелый танк стал последним?
№5 Почему Т-10 стал последним?
В годы войны попытки увеличить защищенность привели к тому, что серийные танки стали стремительно набирать вес. КВ-1 весил 43 тонны, ИС-2 уже 46, ИС-3 потяжелел до 49-ти. ИС-4 разъелся до 60-ти, правда его выпустили в количестве всего в две с половиной сотни. ИС-7, который должен был его заменить, прибавил еще восемь тонн и сравнялся по массе с «Королевским тигром», целых 68 тонн. В серию не пошел.
Такое развитие не очень нравилось военным. Помимо усложнения логистики (не по каждому мосту могут пройти, да и с перевозкой по ЖД возникали проблемы) тяжелые танки очень трудно эвакуировать с поля боя.
В итоге, в феврале сорок девятого появилось постановление о прекращении всех работ по машинам с массой более 50-ти тонн, похоронившее довольно удачный ИС-7. Этим же постановлением предписывалось приступить к разработке тяжелого танка в этих ограничениях.
Первым танком, принятым на вооружение и запущенным в серию в рамках этой концепции, стал Т-10. Он же стал и последним, так как через 12 лет, в феврале шестьдесят первого было принято новое постановление, прекращающее все работы по созданию тяжелых танков. Концепция основного боевого танка окончательно победила, Т-10 стал последним советским тяжелым танком.
№4 Осознанно ослабили броню этого танка
Т-10 стал компиляцией основных решений своих предшественников ИС-3, ИС-4 и ИС-7. Сохранив общую компоновку ИС-3, за основу взяли бронирование ИС-7. От него Т-10 получил ряд элементов корпуса, особенно в лобовой проекции. Но вполне сознательно пошли на ослабление защиты, чтобы вписаться в регламентируемые 50 тонн. Броня толще, чем у ИС-3, но уступает ИС-4 и ИС-7.
Аналогично и с вооружением. От 130 мм пришлось отказаться, ограничились 122-мм Д-25Т, правда в ее модернизированном варианте, Д-25ТА (потом последуют Д-25ТС и М-62Т2). От ИС-7 позаимствовали и механизированную боеукладку с досылателем. На последующих модернизациях пушка получит стабилизатор во всех плоскостях. Пулеметов оставили 4, все крупнокалиберные.
На меньшей массе обошлись и менее мощным двигателем, 750-ти сильным В-12 (как на ИС-4). Инжекционную систему его охлаждения позаимствовали у ИС-7. Работал он в паре с восьмискоростной планетарной КПП танка ИС-7.
В удельной мощности не потеряли (14 л.с/тн), но скорость упала до 42 км/ч.
Откатились назад и по ходовой части. По сути, это модернизированный вариант ходовой ИС-3 с мелкозвенчатой гусеницей и маленькими катками. От ИС-7 взяли только пучковые торсионы.
В целом, получилась машина, превосходящая ИС-3, но по ряду показателей уступающая предшественникам ИС-4 и ИС-7.
Концепция основного танка была принята во всех ведущих странах. Пятидесяти тонный Т-10 на их фоне действительно был тяжелым, во всяком случае тяжелее первых основных, принятых на вооружение. К примеру, советский Т-64А весил 36 тонн, «Леопард 1» 40, английский А41 «Центурион» 43 тонны. Американский М60 «Паттон» со своими 46-ю тоннами уже к нему приблизился.
Впрочем, удержаться в рамках ниже 50-ти тонн удалось только Советскому Союзу. Все последующие основные танки вероятного противника уже в первой версии оказались тяжелее Т-10, а в результате последующих модернизаций значительно превзошли его по массе, практически сравнявшись с ИС-7. Пожалуй стоит привести некоторые цифры по росту массы основных танков стран, задающих моду в танкостроении. «Леопард 2» (ФРГ, от 55-ти до 66-ти тонн), «Абрамс» (США, от 55-ти до 67-ми тонн), «Меркава» (Израиль, от 56-ти до 70-ти тонн) и английский «Челенджер» 62 тонны.
На их фоне тяжелый Т-10 уже кажется «легковесом».
№3 Единственный тяжелый танк без имени вождя
Тяжелим танкам по традиции присваивались имена вождей. Началось с СМК (Сергей Миронович Киров), затем КВ (Клим Ворошилов), а последние получили аббревиатуру ИС (Иосиф Сталин).
После ИС-4 было начато проектирование ИС-5, но проект заморозили, более перспективными казались ИС-6 и ИС-7. Поскольку оба они превысили допустимую массу пришлось вернуться к ИС-5. Установочную партию 10 штук сделали в том же сорок девятом, но на войсковых испытаниях вылезла масса недоработок. Довести его удалось только к пятьдесят второму. Доработанный ИС-5 изменился настолько, что получил очередной порядковый номер ИС-8.
После смерти Сталина новые руководители страны приняли политическое решение. Борьба за власть обострилась до предела и называть новые образцы военной техники именами членов правительства просто запретили. Весьма мудро, чтоб потом не переименовывать, в случае чего.
К счастью прославившиеся в войну танки переименовывать не стали, но вот еще не проявивший себя ИС-8 попал под раздачу и превратился в Т-10 (ну не в честь Хрущёва-то называть!). По наиболее расхожей версии он был десятым (начиная с Т-35) серийным тяжелым танком. Под этим обозначением в ноябре пятьдесят третьего его и приняли на вооружение.
№2 В боях не был, но считался мощнейшим фактором сдерживания
Начало серийного производства стремительными темпами не отличалось. В пятьдесят третьем, после принятия на вооружение сделали всего 10 штук. В следующем году 30. В пятьдесят пятом целых 90. По официальным данным за 12 лет производства ЧКЗ и ЛКЗ на двоих осилили всего чуть больше полутора тысяч машин.
В «Энциклопедии танков» Холявского упоминается, что эксперты НАТО оценили общий объем выпуска намного больше, порядка 8-ми тысяч. Эта же цифра реального объема приведена и в книге Барятинского «Советская бронетанковая техника 1945-1995». Похоже эти цифры ближе к истине, так как выпущенных Т-10 хватило для замены всех тяжелых танков при перевооружении довольно крупных бронетанковых войск Советского Союза.
На экспорт Т-10 никогда не поставлялся, даже в страны Варшавского договора. Поэтому ни в каких боевых действиях участия не принимал. Единственная операция, в которой он засветился это операция «Дунай» по вводу войск стран Варшавского договора в Чехословакию для подавления восстания оппозиции против коммунистов. Остались его фотографии с характерными опознавательными знаками (белыми полосами) на улицах Праги.
Тем не менее основная масса произведенных Т-10 была отправлена в ГСВГ, западные округа СССР и на Дальний Восток. По мнению экспертов НИИ академии генштаба, он внес огромный вклад в дело сдерживания Запада. При объеме выпуска восемь тысяч штук он стал самым массовым тяжелым танком в мире.
№1 Трижды модернизировался и стоял на вооружении четыре десятка лет.
Т-10 был принят на вооружение в ноябре пятьдесят третьего. Первая модернизация, после которой он получил индекс Т-10А произошла в пятьдесят шестом. Он получил новую пушку Д-25ТС со стабилизатором в вертикальной плоскости и системой продувки ствола после выстрела. Механик-водитель обзавелся прибором ночного видения и гирополукомпасом, наводчик получил новые прицелы.
На следующий год появился вариант Т-10Б, пушка уже стабилизировалась в двух плоскостях. Окончательный вид танк приобрел в этом же году под индексом Т-10М. На этот раз изменения были более значительные. Новая пушка М-62-Т2 с высокой баллистикой и стабилизацией, все четыре пулемета теперь были 14,5 мм КПВТ, лобовое бронирование башни усилено до 250 мм.
Приборы ночного видения теперь были у всех членов экипажа, кроме заряжающего, танк оборудовали противоатомной защитой и системой постановки дымовой завесы.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Масса подросла на полторы тонны, но новый, более мощный двигатель В-12-6 это с лихвой компенсировал, скорость даже выросла до 50-ти км/ч. В дальнейшем серьезных изменений уже не было. В середине шестидесятых на него установили оборудование для подводного хода и оснастили автоматической системой пожаротушения.
Танкисты, которым довелось служить на Т-10 даже отдавали ему предпочтение по сравнению с более новыми образцами танков. В основном хвалили плавный ход и ощущение полной защищенности. Сняли его с вооружения только в 1993-м году, после 40-ка лет безупречной службы.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍
А как Вы считаете, насколько хорош этот танк?