Тревожность – это смутное беспокойство о будущем, о том, что может произойти и нести угрозу нашему благополучию. Она, как правило, проявляется одновременно в отношении нескольких вещей, создавая ощущение неопределенности и дискомфорта. Однако, за этой пеленой тревожных мыслей скрывается базовый страх и конкретная травмирующая ситуация, в которой он впервые проявился.
Важно понимать, что базовый страх не всегда является осознаваемым и раскопать его бывает непросто. От человека требуется определенное усердие и мужество, чтобы восстановить ситуации из прошлого и соприкоснуться с болезненными переживаниями. К тому же связь между первичной ситуацией и последующими переживаниями бывает не столь очевидной и логичной, как кажется на первый взгляд.
Приведу пример из практики.
Ко мне обратилась девушка, назовём её Катя*, которая больше года предпринимала попытки справиться с социофобией. Она сменила двух психологов, много читала о своей проблеме, посещала тренинги. Жалобы были вполне типичны: нервозность при любых контактах, напряжение в теле, тремор, обильное потоотделение, головокружение, стремление быстрее закончить общение или вовсе его избежать. Катя сменила работу с офисной на удаленную, перестала посещать людные места и массовые мероприятия, растеряла немногочисленных приятелей, о создании семьи даже думать боялась.
Девушка была убеждена, что тревожность возникала после неудачной презентации результатов проекта, когда в её адрес было много заслуженной, но нелицеприятной критики. Психологи поддерживали эту гипотезу, так как принято считать, что в основе социофобии лежит страх осуждения, негативной оценки окружающих, порицания и насмешек. Катя проработала аналогичный детский опыт: нотации от бабушки в присутствии родителей, выговор от воспитательницы детского сада, насмешки одноклассников в момент ответа у доски. Но кардинальные изменения в состоянии и поведении так и не наступили.
Потребовалось несколько встреч, чтобы восстановить цепочку событий, которые были связаны между собой не логикой и сходством внешних атрибутов, а одинаковыми телесными ощущениями и образами, чтобы Катя вспомнила случай, в котором зародился базовый страх.
Катины родители были очень спокойными, в какой-то степени безэмоциональными людьми; до 5 лет она ни разу не слышала, чтобы мама или папа повышали голос. Но однажды вечером, она услышала жуткий шум в их спальне, родители буквально орали друг на друга. Девочка кинулась их разнимать, забыв, что держит в руке канцелярские ножницы. В следующий момент она увидела, как из папиной руки хлещет кровь. Конечно, всё обошлось, рука зажила, а скандалы в семье не повторялись. Но пережитый ужас был так силён, что Катя не только вытеснила эту ситуацию из памяти, но и приобрела страх сближения с другими людьми. Она боялась не осуждения или агрессии в свой адрес, а наоборот, боялась причинить вред окружающим. Кстати, в момент презентации проекта страх действительно актуализировался, потому что Катя очень хотела запустить пультом от проектора в критикующего её коллегу.
Как только последовательность событий была восстановлена и проанализирована, тревожность стала отступать. Постепенно Катя восстановила контакты, завела новых приятелей, стала дважды в неделю приезжать в офис.
Проработка базового страха - это не легкий путь, но он определенно стоит того, чтобы вернуть себе чувство спокойствия и уверенности в себе.
* имя и некоторые детали изменены, согласие на публикацию получено.
Ваш психолог, Наталия Муленок
Автор: Наталия Муленок
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru