Есть две исторические причины у этого праздника.
Одна связана со старинной традицией крестных ходов в Византии. Дело в том, что август – самое жаркое и опасное в смысле эпидемий время для южных стран. Главная святыня, хранившаяся в Византии, – Господень Крест. Крестные ходы с Крестом и чудотворными иконами всегда совершались с началом летних болезней и продолжались до тех пор, пока эпидемии не прекращались. К X веку шествия с Крестом уже оформились в традицию. На иконе праздника это отражено. В нижней части обычно изображаются многочисленные молящиеся люди.
Вторая историческая причина праздника связана с двумя чудесными победами, произошедшими практически одновременно в середине XII века. Византийский царь Мануил Комнин пошел против турок. Наш благоверный князь Андрей Боголюбский – против волжских булгар. В обоих случаях противник сильно превосходил. В обоих случаях христиане усердно молились. В обоих случаях над местом битвы было знамение Креста Господня. После этого по всему православному миру утвердилось новое празднование Всемилостивому Спасу.
Позже помимо исторического смысла у праздника появился очень важный духовный. Это смысл единства двух миров – Церкви Небесной торжествующей и Церкви земной, ведущей духовную брань. Смысл единства Неба и земли. И в центре этого единства – Крест, Христова жертва за нас.
В российской традиции с XVI века к иконографии праздника присоединилась еще идея «Третьего Рима». России как хранительницы веры на земле.
©Мария Тряпкина