Найти тему
Стеклянная сказка

Чем отличается малый бизнес в России от США и Европы: интересно, когда наши предприниматели это поймут?

Сначала старый и очень бородатый анекдот, но в тему:

Собрались бывший одноклассники на вечер встреч. Хвалятся друг перед другом:
- Я фермер, у меня 10 гектар земли, 100 тёлочек и 50 бычков. Езжу на УАЗе.
- Я собственник фирмы, у меня 1000 гектаров, 1000 тёлочек и 100 бычков. Езжу на Вольво.
- Ну не знаю ребята, я арендую 5 метров на Кутузовском и у меня всего 3 тёлки, но езжу я на майбахе.

Многие экономисты, особенно либеральные, с воодушевлением рассказывают о роли малого бизнеса в экономике, и всегда приводят в пример США. Вот, мол, где "собака порылась", именно там малый бизнес - свобода из свобод, основа процветание американской экономики.

И приводят потрясающую цифру: целых 61% ВВП создано малым бизнесом!

Специально забыв о том, что статистика она такая статистика. Когда в начале 2000-х пошли разговоры о том, что американская экономика не так сильно растёт, как этого бы хотелось, власти взяли и включили в расчёт ВВП доходы от девушек с низкой социальной ответственности, от распространения всяческих запрещённых веществ и теневой рынок оружия.

И всех этих товарищей записали...

куда вы думаете?...

правильно, в малый бизнес!

Нет, ну а что добру пропадать? Деньги приносят? Налоги платят! (наверное).

-2

За год производство удвоилось, а доля малого бизнеса увеличилась втрое. Если же выкинуть всех этих мелких бизнесменов, по которым плачут места не столь отдалённые, то поразительным образом количество ИП в России и США совпадает до процента. Если в России фей с Кутузовского проспекта включить в ВВП, то мы переплюнем всю Европу и США вместе взятых.

Получается разница не в количестве?

Она в одном, на первый взгляд, небольшом, но очень важном моменте. А чтобы его понять расскажу об одной интересной женщине.

Зовут её Джулия Кернс, она живёт в Англии в небольшой прибрежной деревушке Ист-Виттеринг, графство Сассекс. Деревушка настолько небольшая, что в ней нет даже полноценной школы, только детский сад и начальная школа. Дети среднего и старшего возраста каждый день ездят за 10 километров в соседний городок Чичестер. Который по своим размерам не далеко ушёл от их родной деревни.

Джулия Кернс
Джулия Кернс

Джулия педагог, более 20 лет проработала с детьми, занимаясь коррекционной работой, развивающим обучением с самыми маленькими школьниками. И, знаете, что я Вам скажу, ситуация у них в школах не намного лучше, чем у нас. Не хватает нормальных, качественных игрушек, хороших книг, проблемы с ремонтами. А на все просьбы со стороны педагогов, местные власти говорят стандартные слова: "денег нет, но вы держитесь, здоровья вам...". И с каждым годом ситуация становилась всё хуже и хуже.

Отработав 20 лет в таких условиях, Джулия не выдержала и уволилась, решив организовать собственный бизнес. Как хороший педагог, она знала, что нужно детям и родителям, но в школе не могла ничего сделать.

Система - есть система!

Однако своё призвание, работу с детьми, она решила не бросать, а перевести на коммерческие рельсы.

Пиппин
Пиппин

Бизнес Джулии заключается в следующем: она разрабатывала игрушки, писала детские книги, проектировала детские конструкторы из природных материалов исходя из собственного педагогического опыта. Спроектированные изделия она заказывала у мастеров ручной работы, ремесленников. На местных мануфактурах и небольших производствах.

То есть там, где сделают заказ максимально качественно, применяя безопасные краски и материалы. А когда изделий набралось достаточное количество: несколько десятков книг, конструкторов, открыток, игрушек, она открыла на первом этаже деревенского дома небольшой магазинчик, который назвала "Магазин Солёной собаки" в честь своего верного пса Пиппина, который очень любил бегать по морскому побережью, рыть песок и купаться в солёной воде.

-5

Помимо магазина у неё есть сайт, поддерживать работу которого ей помогает муж. Заказы идёт изо всех англоязычных стран, многие приезжают в деревню для того, чтобы лично пощупать и купить некоторые игрушки и книги. Понятно, что миллионы фунтов в месяц и даже в год она не зарабатывает, однако спрос на её изделия постоянно растёт, магазину даже стало не хватать площади, пришлось переехать в соседний дом, больший по метражу.

Интересно, но у меня есть хорошая знакомая, которая более 20 лет отработала в системе образования. И, несколько лет назад, услышав слова "денег нет, но вы держитесь...", тоже уволилась из системы образования, открыв свой бизнес... на детских игрушках.

Которые она... закупает оптом в Китае и продаёт на Вайлдбериз. Я спросил её:

- Нет желания, написать детские книги или спроектировать СОБСТВЕННЫЕ игрушки.

Ответом мне были ВОООООООТ такие глаза:

- Да ты что! Это же дорого, сложно, долго, да и не заработаешь столько! Проще из Китая продавать.

Именно в этом разница между ТУТ и ТАМ. По данным статистики, в России собственно производством и разработкой занимается... около представителей 7% малого бизнеса. 50% торгуют, 12% занимаются перевозкой, 15 сдают помещения в аренду или торгуют недвигой.

-6

Тогда как в Штатах 80% малого бизнеса производят и оказывают собственные услуги.

Многие возмутятся и скажут:

- Ну и что? Зато перепродавать выгоднее!

Да, выгоднее. Но спекулянт всегда зависит от продавца, у него нет уникального товара, он продаёт тот же самый товар, что и все остальные. В конечном счёте это заведомо проигрышная позиция. Американский малый бизнес оказывается умнее: он понимает, что производя своё именно, ты становишься хозяином положения. Если бизнесмен производит уникальный товар, то люди будут стараться по мере сил и возможностей обращаться именно к нему, а не в супермаркеты, которые в США уже начали закрываться.

Если же снова обратиться к России, то на длинной дистанции в выигрыше оказываются российские ремесленники, рукодельницы, которые смогли найти свою нишу и предлагают людям уникальные продукты, а не перекупы, тащущие всё из Китая.

-7