Пограничное расстройство личности (ПРЛ) - одна из самых сложных и противоречивых категорий в психиатрии и психотерапии. Люди с ПРЛ балансируют на грани невроза и психоза, сохраняя связь с реальностью, но при этом имея серьезные нарушения в эмоциональной сфере, самовосприятии и межличностных отношениях.
Диагностические критерии ПРЛ
Согласно DSM-5, для диагностики ПРЛ должны присутствовать как минимум 5 из 9 следующих критериев:
1. Отчаянные усилия избежать реального или воображаемого отвержения/покидания
2. Нестабильные и интенсивные межличностные отношения с чередованием идеализации и обесценивания
3. Нарушение идентичности: выраженная и стойкая нестабильность образа Я
4. Импульсивность как минимум в двух сферах (трата денег, секс, ПАВ, опасное вождение, переедание)
5. Повторяющееся суицидальное поведение, угрозы или самоповреждение
6. Эмоциональная нестабильность из-за выраженной реактивности настроения
7. Хроническое чувство пустоты
8. Неуместный интенсивный гнев или трудности с контролем гнева
9. Транзиторные параноидные идеи или тяжелые диссоциативные симптомы, связанные со стрессом
Причины и механизмы развития ПРЛ
В психоанализе ПРЛ понимается как задержка на ранних довербальных стадиях развития. У пограничных пациентов не произошла интеграция "хороших" и "плохих" образов себя и других. Они используют примитивные защиты (расщепление, проективная идентификация), демонстрируют нестабильность объектных отношений, нарушения идентичности, слабость Эго.
Согласно теории привязанности, в основе ПРЛ лежит дезорганизованный тип привязанности, сформированный из-за непоследовательного и травмирующего опыта с близкими в детстве. Пограничные люди не смогли интернализовать постоянный объект любви и заботы, поэтому во взрослых отношениях проявляют амбивалентность, страх брошенности и гнев.
Особенности психотерапии пограничных пациентов
В терапии пограничных важно выстроить надежные и стабильные рамки (сеттинг), чтобы компенсировать их дефициты в сфере безопасности и постоянства. При этом нужно быть готовым к интенсивному переносу (идеализация/обесценивание) и контрпереносным реакциям (спасать/контролировать).
Основные терапевтические задачи:
1) помочь пациенту осознать и объединить расщепленные части себя и объекта, интегрировать амбивалентные чувства
2) развивать способность выдерживать фрустрацию, тревогу, гнев без разрушительных действий
3) укреплять функции Эго и границы
4) корректировать дисфункциональные паттерны в отношениях через анализ переноса.
Пример из практики
В терапию обратилась клиентка А., 28 лет, с жалобами на нестабильную самооценку, сложности в отношениях с мужчинами, приступы гнева и периодическое самоповреждение. В процессе сбора анамнеза выяснилось, что в детстве А. подвергалась эмоциональному насилию со стороны матери, которая то игнорировала ее, то вторгалась в личное пространство.
На начальном этапе работы А. демонстрировала сильный идеализирующий перенос - видела во мне "волшебного спасителя". Я чувствовал контрпереносное желание оправдать ее ожидания, дать то, чего она была лишена в детстве. Открытое обсуждение этих реакций, совместный анализ параллелей между терапевтическими и реальными отношениями А. постепенно помогли ей осознать свои паттерны, корни внутреннего конфликта. Большим прорывом для нее стало понимание и принятие того факта, что я могу быть одновременно и "хорошим" (принимающим), и "плохим" (фрустрирующим) объектом, не переставая при этом быть надежным. К концу терапии самооценка А. стала более интегрированной, отношения - стабильнее, а деструктивные импульсы трансформировались в конструктивные действия.
Терапия пограничного расстройства - непростой и долгий путь. Но именно глубокая эмоциональная работа в безопасных и надежных терапевтических отношениях способна излечить старые травмы, построить целостную личность, открыть дорогу к зрелой близости. Если вы узнали себя в описанных паттернах - приглашаю вас к совместной работе. Не быстрой - 40+ сессий. Первый шаг - самый трудный, но он того стоит!