Найти в Дзене
IPLogos

Форма Бутылки для Игристого Вина от Sensi Остается Зарегистрированным Товарным Знаком ЕС

История производства известных вин Sensi ведется с 1890 года, когда в центральной части Тосканы, рядом с Флоренцией Пьетро Сенси начинает выращивать виноград и производить вино для местного рынка. Через несколько лет к бизнесу Пьетро присоединились его сыновья. Благодаря им бизнес начал расти и были освоены новые земли для виноградников. Следующие поколения семьи вывели компанию сначала с регионального рынка на внутренний, затем Sensi начинает экспортировать Chianti, а несколько лет спустя и другие сорта вин во многие страны мира. В начале 2000х гг. Chianti от Sensi становится самым продаваемым Кьянти в мире. Сегодня Sensi - один из ведущих винных брендов Италии, который продолжает расти и развиваться.

Фото Sensi Vigne
Фото Sensi Vigne

Товарные знаки являются важной частью бизнеса винодельни Sensi, как и любого серьезного бизнеса с многолетней историей. Производство качественных напитков и товарные знаки обеспечивают сильную репутацию бренду Sensi. Благодаря большому портфолио товарных знаков поклонники итальянских вин имеют возможность различать и узнавать вина Sensi среди огромного количества вин других производителей. Портфолио бренда Sensi включает в себя товарные знаки для слов, изображений, этикеток и форм бутылок.

В условиях жесткой конкуренции, которая сегодня существуют почти в любой области, производители пытаются не допустить, чтобы их конкуренты становились правообладателями оригинальных товарных знаков, особенно когда речь идет о товарных знаках для формы товара или упаковки. Ведь именно оригинальная форма товара или упаковки мгновенно повышают узнаваемость товара на рынке во много раз. И монополия на форму, которую обеспечивает товарный знак, - безусловное преимущество производителя на рынке.

19 июля 2024 года Отдел аннулирований EUIPO (EUIPO - Ведомство по интеллектуальной собственности ЕС) рассматривал заявления об аннулировании правовой охраны товарных знаков для форм бутылок бренда Sensi. Спор касался трех бутылок для игристого вина 18К от Sensi. Линейка игристых вин 18K в необычных перламутровых бутылках золотого, серебряного и розового цвета появилась в 2012 году. В 2018 году для формы бутылок разного цвета были зарегистрированы три товарных знака в ЕС. Поскольку решения Отдела аннулирования EUIPO одинаковые, далее речь пойдет только о товарном знаке для формы бутылки серебряного цвета.

-3

Итак, товарный знак ЕС № 017909163 для формы бутылки серебряного цвета получил правовую охрану в ЕС в 2018 году. Товарный знак зарегистрирован для товаров 33 класса "вина, игристые вина, розовые вина, тихие вина, игристые красные вина, десертные вина, аперитивы". 7 марта 2023 года другой известный итальянский производитель вина с многолетней историей, бренд Maschio Beniamino, подал заявление об аннулировании правовой охраны данному знаку в отношении всех охраняемых товаров.

Заявитель сослался на ст. 7(1)(a), (b) и (g) EUTRM Постановления Европейского Парламента и Совета ЕС 2017/1001, согласно которым в качестве товарного знака не может быть зарегистрировано обозначение, не обладающее различительной способностью и состоящее исключительно из формы, которая существенно увеличивает ценность и стоимость товара. По мнению заявителя, товарный знак бренда Sensi состоит из формы стандартной бутылки, которая существенно не отличается от форм других бутылок для игристого вина, которые используют производители на европейском рынке. Декоративное покрытие и цвет бутылки являются вариантом расцветки бутылки. Единственные элементы, которые обладают различительной способностью - это этикетка прямоугольной формы, на которой расположено слово "SENSI", остальные слова на этикетке выполнены серым шрифтом на фоне серебряного цвета, поэтому не привлекают к себе внимания потребителей и также не обладают различительной способностью. Декоративный внешний вид и форма бутылки имеют эстетическую привлекательность, которая, безусловно, влияет на стоимость товара и помогает потребителям принять решение о покупке. Более того, как утверждает заявитель, в июне 2018 года винодельня Sensi стала еще и правообладателем промышленного образца на внешний вид той же самой бутылки, форма которой охраняется товарным знаком.

Винодельня Sensi подала ответ на заявление, в котором утверждала, что заявитель не доказал, что спорный товарный знак не помогает отличать товары бренда Sensi от аналогичных товаров других производителей. Правообладатель сослался на решение Европейского Суда по делу Bottega/Tombacco (T-324/18 of 08/05/2019), в котором суд установил, что цвет не является частью формы товара, которая добавляет ценность этому товару. По аналогии с аргументацией про цвет, правообладатель считает, что декоративные разводы на бутылке, выполненные в стиле венецианской штукатурки, не добавляют ценность товару. Более того, правообладатель уточнил, что знак состоит не только из формы бутылки, правовая охрана распространяется еще и на внешний дизайн, то есть декоративный орнамент на бутылке также является частью товарного знака а не функциональной частью бутылки.

Стороны еще раз обменялись ответами. Правообладатель товарного знака добавил, что спорному товарному знаку предоставлена охрана в Грузии, Казахстане, Норвегии, России и других странах, на что заявитель ответил, что факт регистрации товарного знака за пределами ЕС не означает, что товарный знак может быть зарегистрирован в ЕС. Правообладатель также уточнил, что товарный знак используется во многих странах мира, а продажи именно декоративных бутылок в период с 2018 по 2021 гг. существенно выросли, поэтому знак хорошо узнаваем во многих странах. Правовая охрана промышленного образца и объемного товарного знака может существовать одновременно, поскольку цели у этих объектов интеллектуальной собственности разные. Функция товарного заключается не только в охране формы и внешнего вида бутылки, товарный знак - это еще и репутация и послание бренда, сообщение о миссии бренда.

19 июля 2024 года Отдел аннулирований EUIPO рассмотрел спор и пришел к следующим выводам.

Заявитель не предоставил убедительные аргументы в пользу того, что спорному знаку не должна быть предоставлена правовая охрана. Единственный аргумент, что на европейском рынке присутствуют винные бутылки с декоративной поверхностью серого цвета, не доказывает, что спорный знак не может выполнять главную функцию товарного знака - отличать товары одного производителя от аналогичных товаров других производителей.

Как известно, в ЕС крайне сложно получить правовую охрану товарного знака для формы упаковки или товара, если на них отсутствуют дополнительные отличительные элементы в виде слов, букв, изображений. Отдел аннулирований EUIPO еще раз объяснил, что, если на форме товара или упаковки, которая не обладает различительной способностью, расположены элементы, обладающие различительной способностью, такой знак может быть признан охраноспособным.

Спорный товарный знак является объемным товарным знаком, который состоит из формы бутылки с декоративной поверхностью серебряного цвета, на которой расположена этикетка с элементами SENSI и 18K. По мнению Отдела аннулирований EUIPO, такой товарный знак вполне может выполнять свою главную функцию.

Отдел аннулирований EUIPO согласился, что форма бутылки в данном споре, действительно, является стандартной, такую форму используют многие производители игристого вина, то есть форма не обладает различительной способностью. Декоративный орнамент серебряного цвета тоже вряд ли помогает потребителям устанавливать источник происхождения, то есть производителя. Но товарный знак еще содержит и словесный элемент SENSI, в различительной способности которого никто не сомневается. Этот элемент хорошо заметен на бутылке, выполнен черным цветом, оригинальным, крупным шрифтом. Такое же утверждение справедливо и в отношении элемента 18К, который не только выполнен оригинальным и заметным шрифтом, но еще и не имеет никакого отношения к охраняемым товарам, а значит обладает различительной способностью. Благодаря этим элементам, спорный товарный знак имеет различительную способность.

Что касается вопроса об охране формы бутылки с помощью различных объектов интеллектуальной собственности - промышленного образца и товарного знака, европейское законодательство не устанавливает запрет на охрану формы товара или упаковки таким образом. Более того, охрана спорного товарного знака распространяется не на идентичный результат, который охраняет промышленный образец. В отличие от промышленного образца товарный знак содержит элементы SENSI и 18К. Доказательств в пользу аргумента, что форма бутылки увеличивает ценность товара или влияет на решение покупателей о приобретении товара, предоставлено не было.

Таким образом, Отдел аннулирований EUIPO пришел к выводу, что спорный товарный знак обладает различительной способностью. В удовлетворении заявления об аннулировании правовой охраны товарного знака ЕС заявителю отказано.

Комментарий

Позиция EUIPO в отношении регистрации объемных товарных знаков следующая. Восприятие потребителями товарного знака в виде формы товара не обязательно такое же, как в случае восприятия словесных и изобразительных товарных знаков, которые не зависят от формы товара. Обычно потребители не могут догадаться об источнике происхождения товара, полагаясь только на его форму или упаковку без каких-либо изобразительных или словесных элементов, поэтому установить различительную способность объемного обозначения в виде формы товара сложнее, чем установить данный характер словесного или изобразительного обозначения. Соответственно, только форма товара, значительно отличающаяся от принятых форм в данной сфере, может быть признана обладающей различительной способностью. Простого отклонения от стандартной формы недостаточно. Чтобы товарный знак мог выполнять свою главную функцию, а именно указывать на источник происхождения, разница между заявленным обозначением и стандартом должна быть значительной.

В практике Sensi есть и отказное решение в регистрации товарного знака для формы бутылки. В 2021 году в качестве обозначения на регистрацию товарного знака была заявлена форма бутылки c расположенными на поверхности выпуклыми элементами, но без иных словесных или изобразительных отличительных элементов. EUIPO пришло к выводу, что заявленное обозначение не обладает различительной способностью, и даже выпуклые элементы не являются отличительными элементы, а носят декоративный характер. Сложность рельефа бутылки недостаточна, чтобы рассуждать об оригинальности бутылки. В регистрации товарного знака было отказано.

-4