В турецком сериале "Зимородок" удивительным образом практически нет второстепенных героев. Как нет и однозначно положительных или отрицательных персонажей. Как и в реальной жизни, люди могут вести себя правильно или совершать недопустимые ошибки, в зависимости от обстоятельств и состояния души в определенной точке пространства и времени.
Один из самых ярких персонажей киноэпопеи конечно Казым Шанлы, гениально воплощенный актером Диреном Полатогуллары. Личность отца Сейран и Суны несомненно заслуживает отдельной публикации.
В первых сериях сериала "Зимородок" Казым предстает перед зрителями в образе до истеричности вспыльчивого, злобного и жестокого домашнего тирана, измывающегося над женой и дочерьми. Причем, мужчина не только избивает девчонок за любую придуманную им же самим провинность, но и практикует наказания, больше напоминающие пытки. Чего только стоит заточение Сейран в подвале без еды, воды и туалета до тех пор, пока она не согласится выйти замуж.
Родные дочери и жена Казыма Шанлы в одинаковых, как униформа, старых закатанных платьицах с утра до ночи обслуживали огромный дом, доставшийся ему в наследство от отца, и питались только раз в день объедками, оставшимися от гостей главы семейства, для которых ежедневно ими же готовился и накрывался ужин.
А биты или жестоко наказаны девочки могли быть, например, за то, что посмели порисовать, а значит неэффективно израсходовать бумагу и карандаши, купленные исключительно для школы, или за то, что осмелились выйти на улицу погулять, пока папани не было дома.
Поощрял Казым и жестокость преподавателей иностранных языков, музыки, этикета. Он инвестировал в образование Сейран и Суны, чтобы продать их потом подороже.
По достижении заветной цели - стать сватом всемогущего ювелирного магната Халиса Корхана, Казым Шанлы раскрывается нам с еще одной неприглядной стороны - его алчность переходит все мыслимые и немыслимые границы.
Получив за Сейран нешуточный калым, папаша следом вымогает у Корханов роскошную двухэтажную квартиру в центре Стамбула, а затем требует и особняк с видом на Босфор. А за дорогой автомобиль, не моргнув, отдает Суну в жены откровенному извращенцу.
Однако, по мере продвижения через все перипетии, уготованные героям сериала сценаристами, мы видим и другого Казыма. Способного любить, прощать, сопереживать. Обладающего прекрасным чувством юмора. Умеющим включить харизму и расположить к себе.
Неспроста Ферит, имеющий в активе отца и деда, представленных зрителям в качестве условно положительных героев, с невероятно нежной интонацией обращается к тестю "Папа Казым". Безусловно Шанлы смог дать своему зятю то, чего тому недоставало в старших родственниках из своей семьи.
Вспомним хотя бы момент, когда Казым и Ферит вместе готовили завтрак. Ни дедушку Халиса, ни папу Орхана даже представить себе нереально с закатанными рукавами орудующими скалкой на кухне под песни в собственном исполнении.
А как меняется выражение лица нашего героя при виде впервые за всю жизнь приодетой и накрашенной жены. Как он принимает новые правила, включающие в себя право дам садиться с ним за один стол. Как забавно Казым смущается, общаясь с профессионально соблазняющей его Зерин. Куда только девается крикливый и жестокий семейный тиран. А история, когда Казым бросился под пули, защищая жизнь зятя...
Но только зритель начинает смягчаться по отношению к Казыму Шанлы или даже сопереживать ему, как он вновь проявляет жестокость и потребительское отношение к дочерям. Или оказывается способным на жестокие пытки с вырыванием ногтей ради извлечения утаиваемой информации.
Более сложную и многогранную личность трудно даже представить.
Некоторые сюжетные события в сериале "Зимородок" ассоциативными флешбеками возвращают Казыма в детство. И тогда нам становится понятно, откуда происходит его безжалостность и лютость.
Рано оставшись без матери, мальчишка воспитывался отцом, который бил его палкой и вышвыривал из дома за безобидные детские шалости, и тётей Хаттуч, которая никогда не противостояла своему жестокосердному брату. Она боялась его настолько, что дабы самой не быть наказанной за укрывательство, сдавала малыша со всеми потрохами.
И тем не менее, тётю Казым любил и чтил. Она была единственной особой женского пола в доме, которой позволялось садиться за стол с мужчинами. И её слово имело вес. Хаттуч легко могла поставить племянника на место, но почему-то не вставала на защиту невестки и внучатых племянниц.
Есть в сериале сцена, в которой Казым раскрывается, как тонкокожий, ранимый и трепетный человек. Когда в 70+ лет, прожившая с ним всю жизнь и не познавшая собственного семейного счастья, Хатиджа дает согласие на предложение Халисом руки и сердца, племянник плачет, как ребенок, уговаривая не бросать его:
- Отдать дочек замуж я готов был с того дня, как они родились,- отвечает он на законный вопрос тёти Хаттуч, - А ты... ты всегда была рядом... когда мама умерла...
И если в течение предыдущих 145 серий я просто восхищалась работой Дирена Полатогуллары, испытывая самые разнообразные эмоции от негодования и раздражения на Казыма до закатистого смеха над его своеобразными, но искрометными шутками, то тут просто мороз продрал по коже.
Актёр без сомнения гениален. Веришь каждому его слову, взгляду и жесту. Невозможно даже вообразить себе, чтобы Казым-ага выглядел как-то иначе.
Следующая публикация будет о тёте Хаттуч. А те статьи о сериале "Зимородок", что уже опубликованы, можно найти в подборке ниже: