Номер открывается публикацией Романа Валерьевича Сенчина (р.1971) «Поминки».
Это, как указано, фрагмент книги-очерка, а как я поняла, воспоминания и размышления. Воспоминания о родителях, о том, как они жили, как возделывали землю на своих сотках, как надеялись, продавая выращенную клубнику и помидоры, накопить на квартиру.
Размышления – о соратниках по перу, о прочитанном, о том, что происходит сейчас.
Современным событиям посвящена и повесть Владимира Семёновича Гоника (р.1939) «Сафари».
«Операция «Сафари» проводилась одной из украинских спецслужб в глубокой тайне… Состоялась операция «Сафари» в 2020 году, то есть за два года до открытого конфликта с Россией, тогда донбасские ополченцы, истекая кровью, отбивались от наседающих украинских войск».
Об этих недавних событиях и рассказывает повесть.
Окончание повести следует…
Ещё одна публикация мемуарного жанра – Андрей Алексеевич Молчанов (р.1953), «Начнём с Высоцкого, или Путешествие в СССР».
Отрывки из мемуарно-документального романа - таков подзаголовок публикации.
Автор этого романа в 70-х годах входил в труппу Таганки в качестве гитариста и актёра массовки, хоть и не был профессиональным актёром, выбрав в итоге литературу.
В своём мемуарно-документальном романе Андрей Алексеевич рассказывает о своих встречах с Владимиром Высоцким в начале 70-х, а также о Валерии Золотухине, о Юрии Любимове и о Таганке в целом.
В разделе «Культура» - статья Андрея Венедиктовича Воронцова (р.1961) «После вечности» с подзаголовком «Русские поэты о тайнах Голубиной книги».
«Откуда, из каких глубин пришло к нам название Голубиная (она же Глубинная) книга? Никто не знает. Логично предположить, что оно появилось после появления на Руси книг как таковых. А это, наверное, конец Х – начало ХI века».
Какие же поэты посвящали свои стихи Голубиной книге или просто упоминали её? Первым был Александр Блок, написавший в 1902 году стихотворение «Царица смотрела заставки…», - там книга названа Глубинной.
«Блоком сполна использованы варианты значения слова «Голубиная» - «глубинность» и «голубиность».
Чуть позже тему Голубиной книги затрагивали в своих стихах Вячеслав Иванов, Николай Клюев, Сергей Есенин, а из наших современников – Николай Заболоцкий, Юрий Кузнецов.
К роману «Мастер и Маргарита» возвращает нас Елена Владимировна Кисель со статьёй «Всего лишь три фразы».
Что же это за знаковые фразы? Это, конечно, слова Воланда, обращённые к Маргарите:
«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!»
Эти слова Елена Кисель расценивает как тест на гордыню – один из смертных грехов. Получается, Маргарита не прошла тест? Ведь в Евангелии говорится: «Просите – и дано будет вам». Наверное, здесь дело в том, что просить и у кого.
Вторая крылатая фраза Воланда –
«Рукописи не горят».
Как же трактовать это высказывание? Ведь на самом деле, рукописи прекрасно горят. Но невозможно уничтожить само произведение, если оно, конечно, настоящее, талантливое. Оно останется жить если не в нашем мире, то в том, потустороннем, куда ушли и Мастер, и Маргарита.
И третья парадоксальная фраза:
«Он не заслужил света, он заслужил покой».
У этой фразы, пожалуй, больше всего трактовок. Почему не заслужил Мастер света? Может, потому что струсил, отрёкся от своего романа и писательства?
«Можно было бы даже сказать, что тремя своими фразами Булгаков выводи своеобразную творческую формулу для автора. Писать в пустоту или не писать? Писать. Молить ли кого-то на земле или на небе о милости? Не молить. А если будет тяжко, совсем прижмут, станет страшно – можно бояться и отрекаться от сделанного? Нельзя»
Очень интересная, хоть и спорная статья.
В рубрике «Московская тетрадь» - продолжение глав неопубликованной книги Михаила Вострышева «Москва ХХ века». Сегодняшняя глава называется «Наука Москвы».
Здесь речь идёт о научной деятельности таких учебных заведений Москвы, как МГУ, МВТУ им. Баумана и о русских учёных начала ХХ века.
Продолжение публикации следует…