В художественном тексте бывают слова-символы, которые вроде бы не так существенны для содержания, но настраивают читателя - через подсознание, что ли? - определённым образом.
И вот у Достоевского я и сама такое замечала - например, слова, связанные с полётом и светом в романе "Подросток" - и вот недавно прочитала статью, из которой следует, что и другие читатели такие вещи замечают))
Т.А.Касаткина, правда хороший специалист по Достоевскому, обратила внимание на слово "камень" в романе "Братья Карамазовы"
Когда Алёша идёт в дом госпожи Хохлаковой, он думает об отце и брате Дмитрии:
"Алеша больно почувствовал, что за ночь бойцы собрались с новыми силами, а сердце их с наступившим днем опять окаменело".
И буквально в следующем абзаце видит детей, школьников, которые бросают друг в друга камнями. Это взаимное побивание камнями - следствие действий Дмитрия Карамазова, он прилюдно унизил отца Илюши, штабс-капитана Снегирёва. Илюшу начали дразнить в школе, тот стал огрызаться, дразнилки превратились в травлю, началось бросание камнями в обе стороны, Илюше один из камней попал в грудь, в результате мальчик заболел, слёг, и болезнь эта кончилась печально.
Следующая глава начинается описанием дома Хохлаковой, о котором первое, что сообщает автор - дом был каменный. Здесь камень - основа гармонии, потому что дом очень красивый, один из лучших в городе.
Образ камня, лежащего на могиле, возникает из речи Ивана Карамазова:
Я хочу в Европу съездить, Алеша, отсюда и поеду; и ведь я знаю, что поеду лишь на кладбище, но на самое, на самое дорогое кладбище, вот что! Дорогие там лежат покойники, каждый камень над ними гласит о такой горячей минувшей жизни, о такой страстной вере в свой подвиг, в свою истину, в свою борьбу и в свою науку, что я, знаю заранее, паду на землю и буду целовать эти камни и плакать над ними, – в то же время убежденный всем сердцем моим, что все это давно уже кладбище, и никак не более.
Понятно, что это сам Иван похоронил свою страстную веру в подвиг, истину и науку. Похоронил и камнем завалил.
Но кто хоть немного знает Достоевского, тот в курсе, что камень на могиле для него совсем не имеет тяжкого значения окончательного приговора. Помните, как в другом романе Соня Мармеладова читала Раскольникову о воскрешении Лазаря?
"Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, (громко и восторженно прочла она, дрожа и холодея, как бы в очию сама видела)..."
Вот и Алёшу совершенно не впечатлила эта загнивающая Европа, покрытая могильными камнями😜 Он знает, что
а) для Бога мёртвых нет и
б) у кого кладбище в душе, тому кладбища повсюду мерещатся.
Так что Ивану он говорит жизнерадостно:
...надо воскресить твоих мертвецов, которые, может быть, никогда и не умирали. Ну давай чаю.
Вот за что люблю Алёшу - он хороший и добрый, и абсолютно НЕ малохольный😜
И в конце романа Алёша собирает мальчиков вокруг большого камня, который они назвали "Илюшечкин камень", и это вовсе не могила, а просто большой камень на окраине города, где выгон начинается. Здесь Илюша любил гулять с отцом, и они каждый раз доходили до этого камня. А теперь у этого камня Алёша говорит мальчикам, почти детям, чтобы они не боялись жизни и знали о силе любви и светлых воспоминаний, взятых из детства.
То есть они должны последовать заповеди апостола Петра (чьё имя означает "камень"))
... сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный.
Вот такое можно вычитать из романа "Братья Карамазовы", прикиньте. А за "Братовьёв" я взялась исключительно по причине поездки в Старую Руссу))) И где примерно стоял дом Илюшечки я теперь знаю, и в какую сторону они с отцом ходили - тоже представляю себе. Это так здорово!