Жаркий августовский день уверенно перевалил за половину, солнце клонилось к вечеру, а недавно прошедший ливень убрал царствующий на городских улицах летний зной. Легкий ветерок разогнал духоту, и погода просто располагала к дальнейшем прогулкам.
Успев познакомится с Рязанью по ее главным улицам с каменными купеческими особняками, памятниками, пешеходной Почтовой и Лыбедским бульваром (о чем рассказал в первой части статьи – Прогулки по Рязани. Знакомство с городом) конечно посмотрели Кремль, с его соборами и музеем и, так удачно завершающим ансамбль, памятником Есенину (ссылка на вторую часть – Прогулки по Рязани. Кремль)
Все места и маршруты, что были увидены за день, являются весьма популярными у путешествующих и, по сути, обязательны к посещению всем гостям города. По крайне мере Кремль точно. И вот под вечер было решено сойти с нахоженных туристических троп и попробовать окунутся в Рязань тихую, где-то резную и, где-то, еще хранящую дух губернского города прошлого века.
Такой маршрут вполне доступен. От Кремля до улицы Радищева, с коей и решили начать вечерний променад, около полутора километров пути и, попадая на эту улицу, понимаешь – да, здесь еще можно увидеть дома, помнящие неспешно прогуливающуюся публику старой Рязани, одетую по моде, либо, как у Гоголя в Мертвых душах, «во что бог послал в губернский город».
Но, если доходный дом Чернавского выглядит вполне обыденно
То следующий, мецената П. Третьякова, уже щеголяет башенками и резьбой.
Немного отступив от темы, оставим на время архитектуру и здесь же, на перекрестке ул. Свободы и Радищева свернем под тень аллей Верхнего городского сада. Знаете, порой поражаешься, как простые в общем-то точки на карте, хранят в себе удивительные истории. Есть таковые и у городского сада.
Ранее этот парк именовался Наташиным (или даже Наташкиным, есть и такое) и такое название связано, как нетрудно догадаться, с вполне обычным женским именем, за которым стояла личность далеко не обычная и весьма интересная.
Но обо всем по порядку. Нырнем немного в исторический экскурс, а именно в конец 19 века, когда на месте парка находилась усадьба Сергея Семеновича Климова, адвоката, действительного статского советника, члена Государственного совета и прочая прочая, в общем человека значимого и влиятельного. Его супруга, Любовь Выропаева, получившая медицинское образование в Швейцарии, считалась одной из первых женщин-гинекологов в России. В этой семье, несомненно полноценной и обеспеченной, в 1885 году рождается Наталья Сергеевна Климова.
Наташа растет девушкой доброй, мягкой, отзывчивой, но при этом весьма увлекающейся. Одно время разделяла учение Толстого, вела жизнь вегетарианки, принципиально, что считалось причудами, не позволяла домашней прислуге помогать ей ни в уборке, ни в стирке, ни в иных домашних дела. Блестяще образована: в 1903 году с отличием закончила Рязанскую женскую гимназию, а затем и высшие женские естественно-научные курсы в Санкт-Петербурге. Семья имела возможность проводить отдых в французской Ривьере.
И, казалось бы: великолепное образование, достаток, статус, интеллигентная дворянская семья и, как перспектива, непременно светлое будущее и кто бы мог подумать, да и сама Наталья, наверное, не могла предположить, что через двадцать лет своей жизни будет слушать лаконичный приговор военно-окружного суда:
«Дворянку Наталью Сергеевну Климову 21 года...подвергнуть смертной казни через повешение с последствиями ст. 28 указанными».
А за таким приговором стояло, ни много ни мало, покушение на Столыпина и взрыв на Аптекарском острове, в которых Наташа принимает самое активное участие. Да, водоворот политической и общественной жизни затягивает Климову в Северной столице со всем размахом. Время такое, разгорающейся пожар грядущих событий требует пищи. Помните, как у Есенина: «Но время будет, милая, родная! Она придет, желанная пора! Недаром мы присели у орудий: тот сел у пушки, этот у пера». Революционные веяния уже закручиваются в тугой вихрь. Не обошел он и Наталью, сделавшей выбор «присесть у пушки». Сильно повлияли на ее мировоззрение и события 9 января 1905 года, навсегда изменившие российское общество и заставившие вот таких вот хороших девочек из хороших семей «метать бомбы»
В 1906 году Климова уже в партии эсеров-максималистов, тогда же знакомится и выходит замуж за Михаила Соколова (партийная кличка «Медведь»), тогда же участвует в «акции» на Аптекарском острове, унесшей жизни двадцати семи и оставив ранеными более ста человек. А к концу года Наталья уже опознана, арестована и в мрачных стенах Петербургского дома предварительного содержания пишет свое знаменитое «Письмо перед казнью», облетевшее весь мир. И, как позже скажет о письме Варлам Шаламов: «Это философское письмо, написанное двадцатилетней девушкой. Это не прощание с жизнью, а прославление радости жизни».
Климову спасет от казни письмо ее отца, приговор заменят вечной каторгой, а вот самого Сергея Семеновича такие потрясения сведут в могилу.
Тем не менее в ночь с 30 на 1 июля 1909 года из Московской губернской тюрьмы бежало 13 каторжанок, среди них и Наталья. А дальше следует месяц облав и скрытная жизнь в Москве, отправка железной дорогой по магистрали Великого сибирского пути, путь на верблюдах через пустыню Гоби, Китайский порт, морем в Токио, оттуда пароходом в Италию и затем в Париж. Вот это путешествие! Куда нам теперешним.
В эмиграции Климова все также участник боевой организации эсеров, друг небезызвестного Бориса Савинкова, но к 1912 году Наташа «отходит от дел», выходит второй раз замуж, занимается хозяйством и рожает троих детей. Всей душой рвется в Россию, но, к несчастью, косившая Европу «испанка» не обходит стороной и Климову. Сначала заражаются ее дети, а ухаживая за ними, и сама Наталья становится жертвой болезни. 26 октября 1918 года, в Париже, жизнь Климовой обрывается. Всего 33 года отмерила судьба этой несомненно яркой и любящей жизнь девушке. О Натальи Климовой написано куча статей, есть она и в литературе. Это и Осоргин и Алданов и конечно Шаламов с «Золотой медалью». Почитайте, кому интересно, истории ее жизни весьма увлекательна.
Так, а что же до парка? Спустя десять лет после смерти Наташи, уже в новой стране советов, в Рязанской газете «Рабочий клич» появится заметка о переименовании улиц, так сквер на ул. Ленина будет называться именем Наташи Климовой. На сегодняшний день официальное название парка – Верхний городской сад, но название народное осталось прежним.
Опять длинной получилось у меня вступление, но не упомянуть о Климовой, находясь в парке ее имени, было бы неправильно. Вернемся в наше время и продолжим прогулку. В парке современности конечно уже не осталось никаких следов усадьбы, где родилась героиня рассказа, сейчас это вполне ухоженное место, где прогуливающихся, бронзовым воздушным шаром, встречает Аллея путешественников
Вдоль вымощенной дорожки расположились памятники Рязанским путешественникам и первопроходцам, отсюда и название аллеи
Среди них бюсты Лаврентия Загоскина, Александра Авинова, Василия Головнина, Петра Семенова-Тян-Шанского.
В конце аллеи установлен памятник Есенину, первоначально расположенный в Константинове и перемещенный сюда в 1995 году.
А почти в середине парка, в тени деревьев примостилась еще одна скульптура, правда без опознавательных знаков.
А жаль. Ведь распознать в кудрявом мальчугане, любопытно смотрящем в книгу на коленях матери, маленького Володю Ульянова достаточно проблематично. Но тем не менее это именно он, будущий вождь мирового пролетариата, а памятник такого формата является единственным, за пределами Ульяновска.
Еще в небольшом парке нашлось место для сада камней
Его история началась в 2001 году, с возвращения группы друзей из похода по Карачаево-Черкессии. Ребята прихватили на память камень весом 80 килограмм который и был впоследствии установлен в парке. Позже коллекция пополнилась камнями из Луховиц, Переславля-Залесского и Невинномысска и переросла в традицию, планомерно разрастаясь.
Каждый такой камень снабжен табличкой с географией точки отправки
Найдется здесь камень из Римских Помпей, булыжник с Красной площади Москвы и печально известного Освенцима.
Так, незаметно, Верхний городской сад перейдет в сад Нижний, разделенный лишь улицей Ленина. И если заходить в нижний парк со стороны этой улицы, то входную группу откроет памятник еще одному известному уроженцу города – физиологу, академику и лауреату Нобелевской премии - И.П. Павлову
Скульптура появилась здесь в октябре 1949 года и была приурочена к 100-летию со дня рождения ученого.
За спиной академика виднеется здание филармонии
Храм Эвтерпы появился в 1956 году и, говорят, когда на стол первому секретарю Рязанского обкома партии легло письмо от городского начальства с предложением о присвоении филармонии имени Сергея Есенина (как же иначе?), оный секретарь здорово возмущался. Мол, как так? Рядом академик стоит и тут же поэзия и вообще, все, что не построится, то сразу Есенина подтягивают. Но имя поэта присвоить пришлось и его бюст занял место в фойе. Так ученый и поэт стали делить площадь на двоих.
Позже за спиной Павлова появился рояль, надо же подчеркнуть принадлежность здания
Углубившись в парк направо от филармонии, встретим целую скульптурную группу самого известного Рязанского бренда – «В Рязани грибы с глазами» - продолжающую славный городской «квест» по сбору таких вот местечковых достопримечательностей.
По одной, самой распространенной, версии происхождении знаменитой поговорки с окончанием: «Их едят, а они глядят» уходит корнями в 14 век, к ордынским набегам. Как мы помним Рязани, в этом плане, не повезло больше всех, княжеству, граничащему со степью, всегда доставалось первым. Так, с целью предупреждения внезапного набега, были усилены границы и разработана система наблюдения – по грибам. Грибы делили на «спящих», т.е. целых, растущих на своем месте и «говорящих», т.е. тех, какие были срезаны ордынцами или просто сбиты. Жители приграничных районов, зная о запрете, грибы не трогали, поэтому уничтожить их могли только люди чужие. Собственно по таким «говорящим» грибам нередко отслеживалось продвижение супостата.
Конечно, это только версия, но вполне любопытная и воплощение фольклора в таких незамысловатых фигурках смотрится в Рязани вполне органично.
Сразу за грибами, сквозь зелень парковых деревьев, проглядывает деревянной резьбой интересное здание. С него мы и вернемся на оставленный маршрут по губернскому городу прошлого века
Летний клуб Дворянского или Благородного собрания появился в первом десятилетии 19 века. Изначально, как понятно из названия, вальсировать на балах, посещать устраиваемые в нем маскарады и музыкальные вечера могли только особы дворянского рода, но постепенно «закрытость» клуба сошла на нет и «расписать пульку» стали заглядывать купцы трех гильдий и иные достойные лица, хотя захаживали и разночинцы.
Не имея своего помещения, клуб, до 1888 года, арендовал под свои мероприятия частные усадьбы, как правило разные. Но, в упомянутом выше году, успев сменить нескольких владельцев, строится здание собственного клуба и строится на этом месте, своим обликом очень походя на нынешнее
В сентябре 1902 года первый дом сгорает, но уже в 1904 представлен проект и на фундаменте старого появляется новое здание, повторяющее общую композицию сгоревшего.
Конечно, сразу привлекает внимание богато декорированный резьбой фасад и венчающий второй этаж четырехгранный купол со шпилем
Что примечательно, веранда второго этажа сохранилась в подлинном виде, почти нетронутая последующими реконструкциями.
К 1905 году клуб полностью готов и уже принимает гостей. По всей длине здание опоясывает большая терраса, на ней располагается ресторан: одетые по последней моде дамы, помахивая веерами, чуть пригубливают заграничные дорогие вина, делясь последними сплетнями, виртуозно снуют официанты, на белых блюдцах подносятся закуски и особая страсть аристократов – белуга и стерлядь. Супы исходят паром, шипит кислое шампанское, а с круглой веранды напротив клуба доносятся звуки вальса, играет живой оркестр.
Внутри, в центральном зале, за ломберными столиками, расселись важные господа – здесь правит бал его величество вист. Для игроков открыт отдельный буфет где лихо опрокинутая рюмка коньяка, тотчас укутывается в густом дыме сигары.
Начало 20 века, достойная публика губернского города беспечно проводит вечера в новом клубе, еще не вполне задумываясь о предстоящих потрясениях, что уготовил им начавшийся век. Хотя тематические разговоры уже явно витали, да-с. Вот интересно бывал ли здесь отец Натальи Климовой? Наверняка бывал, положение обязывало, да и его дом был совсем рядом. Но это к слову
Неизбежно наступивший 17 год разогнал собрание, опустели террасы и остыл стерляжий суп. Прощальным взмахом прошелестело ажурное крыло веера и старый, привычный уклад жизни навсегда остался в прошлом. В жизни новой здание клуба занял городской клуб юных пионеров, а затем дом детского творчества. И, наверное, благодаря этому бывший клуб бывших дворян сохранился до наших дней почти в том виде, каким и был построен. Сейчас в здании располагается Рязанский областной научно-методический центр народного творчества, а сам дом несомненно является яркой достопримечательность города, отголоском той, резной Рязани
Чуть свернув в строну, на улице Урицкого, взору предстанет еще один весьма любопытный дом, но уже меньшего размаха. Даже совсем меньшего, он так и обозначен на картах – «Самый узкий дом»
Эта территория, весьма большая, ранее принадлежала купцам Малашкиным, в числе прочего в 1891 году начавшим издавать в своей усадьбе первую частную газету – «Рязанский справочный листок». Главный дом купеческой усадьбы стоял в Газетном переулке, что рядом, но к сожалению, недавно сгорел. Здесь же, по ул. Урицкого, с конца XIX века стоял длинный двухэтажный деревянный дом. В начале ХХ века Малашкины решили на границе владения пристроить к нему узкую кирпичную секцию, выполняющую роль брандмауэра, призванного спасти его от огня в случае пожара в соседней усадьбе – так появился самый узкий дом. Того, длинного деревянного здания уже нет и от всего комплекса построек осталась только каменная секция
И если приглядеться к окну, отчетливо видны следы новой кладки. А раньше окно, по-видимому, выглядело в форме замочной скважины, что характерно для стиля «модерн».
Весьма интересное решение, жаль сейчас так не делают.
Покинув Нижний городской сад, перейдем улицу Свободы и на минуту заглянем во двор Рязанского государственного университета имени, догадайтесь, кого? Правильно - Сергея Александровича Есенина. Сразу вспоминается первый секретарь обкома партии, тот который филармонию не хотел именем поэта величать. Но, это к слову. Во дворе расположилась жанровая скульптура «Студенты» (университет же) изображающая, наверное, самых узнаваемых представителей этого класса из комедии Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика»
Памятник Лиде и Шурику установлен около старейшего ВУЗа Рязани (открыт в 1915 году) к его столетию, т.е. в 2015 году. Персонажи легко узнаваемы и Александр Демьяненко, и Наталья Селезнева, исполнившие роли в фильме, весьма похожи на себя.
А на соседней лавочке, разморенный летним вечером, лениво полеживал вот такой персонаж
Наверное, профессор, не меньше.
От университета поднимемся по ул. Свободы и свернем на ул. Щедрина. Свое название улица, бывшая Абрамовская, а еще ранее Нагорная, получила в 1928 году в честь, как нетрудно догадаться, писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. Дом, в котором с 1867 по 1868 проживал писатель, находится аккурат на перекрестке.
Однако имя классика улица носит не только за его литературные заслуги. В 1858 году Михаил Евграфович высочайшей милостью получает назначение на должность вице-губернатора Рязани, где и губернаторствует до апреля 1860 года, получив затем перевод на такую же должность в Тверь. В Рязань Щедрин вернется уже в октябре 1867г. в качестве председателя казенной палаты.
И обратите внимание на памятную табличку на стенах дома
Дом сатирика открывает целый ансамбль деревянной архитектуры, расположенной в историческом центре Рязани. Это улицы Салтыкова-Щедрина, Урицкого и Садовая и прогулка по таким тихим улочкам точно могла бы окунуть в эпоху «губернского города». Деревянные здания с оригинальными орнаментами резьбы, красивым фасадным декором до сих пор привлекают взгляд. Но жаль, что несмотря на таблички и статусы объектов культурного наследия, пусть и регионального значения, состояние этих объектов вызывает грусть
Вот, справа притаился дом дворянина Германа Карловича Краузе. Сквозь тень листвы еще можно рассмотреть резной фасад, но дом, который однозначно знавал лучшие времена, а его хозяин наверняка был завсегдатаем благородного собрания, в наше время совсем «приуныл», находясь без должного ухода.
Еще печальней выглядит 40-ой дом, бывший приют для девочек-сирот, организованный купцом Рюминым в начале прошлого века.
Наверняка дни этого дома уже сочтены.
Гораздо лучше выглядит дом дворян Лукиных, постройки последней четверти 19 века.
Судя по тарелке телевидения и пластиковым окнам, дом вполне жилой.
Кстати, Яндекс карты, аккурат напротив дома Лукиных, «рисуют» достопримечательность в виде тумб 19 века, в свое время призванных отделять проезжую часть от тротуара. По информации из сети, их извлекли из земли при благоустройстве и установили на прежнем, историческом месте. Судя по всему, вот они, но никакой информации рядом мы не нашли
Неплохо выглядит и бывшая усадьба Соболева-Попова, двоюродного брата знаменитого физика и электротехника. Здесь еще виден какой-то уход и вычурная резьба фасада еще улыбается улице, помня, как свой, так и ее лучший век.
Да, по сути каждый дом улицы Щедрина мог похвастаться своей индивидуальной красотой, своей историей. И, вкупе, целая улица таких объектов прочно создавала бы атмосферу старого губернского города, со своей аутентичностью и флером ушедшей романтики дворянства. Да, ее отголоски еще просматриваются в доживающих свой век домиках, но эта атмосфера, к сожалению, гибнет без должного ухода и конечно не выдерживает натиска современной многоэтажной застройки.
Определенно красив и красив по-настоящему, соседний 19-й дом. Красив своей искусной резьбой и формами и видно, что его бывший владелец имел изысканный вкус.
Видно с какой любовью отделаны и фасад, и конек крыши и резное крыльцо
И обратите внимание на занавески, ведь наверняка ручная работа, тонкая и изящная, прям навевающая домашний уют. Вряд-ли конечно первых владельцев бывшей усадьбы, но и они словно прибыли из того же времени и только дополняют картину архитектуры
Но к сожалению все изящество форм и мастерство резчика теряются за общей запущенностью и так бросающимся в глаза контрастом, с коим смотрит на отголосок ушедшей эпохи застройка эпохи современной, с коробочками кондиционеров и остальными благами цивилизации
«О, электрический восход, Ремней и труб глухая хватка, Се изб древенчатый живот Трясет стальная лихорадка!» - не совсем точная ассоциация, но приходит в голову именно она, да и автор этих строк, прочно связанный корнями с Рязанщиной, в своем «Сорокоусте» говорил примерно об этом, о смене эпох и наступлении прогресса.
Улица Щедрина, как исторический центр, оставляет двоякое впечатление. Вроде и веет еще здесь ушедшей эпохой губернского города, а зажмурившись еще можно услышать грохот проезжающей по мостовой пролетки, с лихим посвистом извозчика, уютное ворчанье закипающего самовара из открытых окон деревянного резного домика, и глуховатый раскат патефона, мотивом старинного вальса, обволакивающий улицу. А вот открывая глаза картинка предстает далеко не в радужном свете и глядят на современную улицу бывшие дворянские усадьбы провалившимися крышами и пыльными фасадами с разрушающимся декором.
Улице просто необходим ремонт и реставрация и тогда эта жемчужина отряхнет пыль и засияет привлекая внимание не только случайно забредшего туриста. Живым примером может послужить Старо-Татарская слобода в Казани
Отчего нельзя также отдать дань уважения своей истории?
Вопрос риторический. От него отправимся дальше и через небольшой парк Дворца детского творчества выйдем к бывшему Дворцу пионеров, а ныне собственно Дому детского творчества
Открытие дворца пионеров было приурочено к годовщине смерти В.И. Ленина и в январе 1925 года здание распахнуло свои двери юным наследникам выстраиваемого светлого будущего. Количество секций и кружков растет с каждым годом, не отстает и число посещающих и к 50-м годам прошлого века прежнее деревянное здание уже не вмещает всей массы воспитанников. Так начинается строительство нового дома, коей и сдается аккурат к 40-й годовщине Великой Октябрьской в ноябре 1957г. Любят у нас приурочить. Дворец получается настолько хорошим, что товарищи из Госстроя признают его образцовым и «клоны» сталинского ампира Рязанского дворца появляются в Брянске, Казани, Орле и других городах необъятной.
В парковой зоне, перед фасадом здания, примостились скамейки и памятник Пушкину (судя по тенденции странно, что не Есенину)
А на лестничном пролете весело играет самолетиком еще один Рязанский гриб, в тематику локации – пионер
Вообще, этот интересный проект стартовал в городе в 2021 году, милостью скульпторов Полины и Василия Горбуновых. Места установки согласовываются с городскими властями, а каждая фигурка уникальна и изображает одну из категорий жителей Рязани. Каждый год число грибов только растет, что не может не радовать. Ведь воплотить в таких скульптурках одну из главных Рязанских «фишек» идея замечательная и явно добавляет плюс туристическому потенциалу города. Да и горожан, наверное, радует
Продолжая грибную тему, от дворца пионеров выйдем на ул. Есенина (и снова привет Сергей Александрович!) и дойдем до Театральной площади, где в закатных лучах уходящего дня гордо красуется колоннами Рязанский театр драмы
Его история уходит в 18 век, когда, при содействии поэта эпохи Просвещения Гавриила Державина, в Рязани был основан «Оперный дом», игравший заметную роль в культурной жизни города. Современное здание построено в 1961 году и его репертуар составляет русская и мировая классика.
Все также принимая участие в культурной жизни, на подмостках театра можно услышать и концертные программы по произведениям Пушкина, конечно Есенина, Ахматовой, Цветовой и других. И, наверное, посмотреть что-то из современных постановок или наоборот, в очередной раз улыбнуться «Женитьбе» Гоголя, в театр заглянула влюбленная пара
воплощая в себе все ту же концепцию Рязанского бренда.
На этом месте наша туристическая прогулка по центру региона подошла к концу. Следующим днем мы двигались дальше, знакомиться с достопримечательностями богатой на них области. Уже на выходе из города не могли не остановиться около еще одного гриба, что «вырос» в скверике по Первомайскому проспекту 74 к.1.
В этом доме расположилась библиотека (ну, наверное, уже сами догадаетесь имени кого, любят своего земляка Рязанцы) и потому начитавшись умных книг, оный гриб сам стал мудрым
За сим мы покинули гостеприимный город. Но, что хочется сказать напоследок? Совершенно точно, Рязань не достойна всех тех нелицеприятных комментариев, что порою можно встретить в отчетах коллег по путешествиям. Да, городу несомненно есть куда расти в туристическом плане, и ее потенциал (верю, что пока) раскрыт не в полной мере. Но вместе с тем, прогулка по Рязани современной не оставить равнодушным даже дотошного и много уже повидавшего туриста. Ей есть что показать и рассказать: это и Кремль с его глубоко, к ордынским набегам, уходящей историей, это и уютные улицы, с массивами каменных купеческих особняков, и нарядная пешеходная улица Почтовая, с целой россыпью кафешек и кофеен, это и современные «грибные» фишки, делающее город только интересней. И конечно Рязань бережно хранит память своих великих земляков, коих у нее великое множество и среди которых нарочно идет нечесаным, с головой, как керосиновая лампа на плечах, великий поэт Сергей Александрович Есенин.
Что ж, к нему в гости и направимся. Всем ровных дорог и самых ярких впечатлений.