Всероссийская научно-практическая конференция «Современные методики обучения игре на гитаре в системе дополнительного образования: традиции, инновации, перспективы». 26 ноября 2021
Проблемы профессионального и любительского исполнительства на классической гитаре (авторская версия С.Быковского).
https://metodcabinet.ru/materials/conference6
Так сложилась обстоятельства, что на протяжении почти 30 лет на глазах автора этой статьи проходило становление классического гитариста Дмитрия Нилова. С 2002 года Д.Нилов активно концертирует. За эти годы была проделана огромная работа по организации его концертов и гастрольных туров по России, Литве, Украине и Беларуси. Эти поездки были богаты многочисленными встречами: с гитаристами всех возрастов, другими музыкантами, а также со специалистами филармоний. Именно этот опыт позволил нам убедиться не только в очень большой популярности классической гитары (далее КГ), но и в том, что существует очень много проблем разного уровня, связанных с концертным исполнительством. В данной статье рассматриваются некоторые из таких проблем, которые наиболее тесно связаны с деятельностью концертного администратора. Кроме того, необходимо отметить, что начиная примерно с 2011 года, автору пришлось вникнуть в детали гитарного исполнительства и преподавания, т.к. имелась вполне конкретная цель: обосновать для Дмитрия Нилова необходимость сосредоточиться на методических вопросах обучения. Подробнее об этом можно узнать в двух статьях, опубликованных в газете «Играем с начала» в 2017 [1]; и в 2019 [2].
Считается, что КГ наряду с фортепиано являются самыми популярными инструментами в системе музыкального образования. А это означит, что за период примерно с 70-ых ХХ века речь идёт о десятках тысяч учеников и тысячах педагогов по классу гитары и это только в РФ. Результат этой деятельности - исполнители-профессионалы, педагоги, а также гитаристы-любители, играющие для себя. Предпоследние и последние по идее - это потенциальная публика на филармонических концертах. Для начала надо уточнить, что за профессиональное исполнительство на КГ в данной статье принимаются носящие системный характер публичные и оплачиваемые сольные концерты гитаристов, исполняющих для филармонической публики концертные программы академического репертуара. Это уточнение необходимо, так как именно такие сольные концерты являются не только вершиной и показателем исполнительского мастерства конкретного гитариста, но и показателем общего уровня развития КГ.
Примечание: термин "системный" не носит формальный характер. Как утверждал Д.Ойстрах, для струнников просто необходимо с должной степенью ответственности за результат играть в концертном сезоне не менее 6-8[филармонических] концертов в месяц для того, чтобы исполняемые произведения были у них "в пальцах". Но одного желания гитаристов играть концерты в филармониях в таком ритме - мало. Необходимой предпосылкой для этого является соответствующий уровень интереса публики к сольным концертам гитаристов. А это, как показывает концертная практика, увы, является серьёзной проблемой.
А любительское исполнительство - это исполнение, свободное от ответственности за подготовку и публичное выступление [за гонорары]. Например, домашнее музицирование.
Что касается проблем, то у профессионального исполнительства на КГ их достаточно: методические, технические, музыкальные, организационные и т.д). Например, поддержание строя гитары в условиях нестабильных параметров микроклимата в концертных залах. Очень интересный, непростой для разрешения в полной мере вопрос, хотя что-то сделать всё-таки можно даже концертному администратору. Вообще-то принято выделять три основные "стратегические" проблемы, а именно: гитара - очень тихий инструмент; нехватка достойного академического репертуара; а также непризнание КГ со стороны академического музыкального сообщества. Об этом много говорится и пишется, и обсуждения эти действительно интересны, особенно по последнему пункту. Правда, сотни прослушанных концертов и многочисленные контакты со специалистами филармонического сообщества позволяют утверждать, что существуют принципиальные проблемы, которые лежат в их основе. Сначала для наглядности предлагается сравнить концерты на КГ с концертами на другом тоже популярнейшем инструменте - фортепиано. Конечно, и у пианистов тоже есть свои проблемы, даже говорится о кризисных явлениях в их профессиональном сольном исполнительстве. Но при этом в филармониях РФ абонементы сольных фортепианных концертов - естественное явление. А вот гитаристы, увы, никак не могут похвастаться хотя бы приблизительно такими же результатами. Наблюдается даже тенденция постоянного уменьшения количества гитарных абонементов и это при том, что число желающих учиться играть на КГ в ДМШ постоянно растёт и уже сопоставимо, если не превышает количество пианистов. Очевидно, что система обучения на КГ, в отличие от пианистов не обеспечивает такой подготовки исполнителей и потенциальной гитарной публики (к последней относятся, например, гитаристы-учащиеся ДМШ их родные и близкие), которая могла бы позволить формировать филармониям сольные гитарные абонементы. Это объективная реальность для РФ.
Для бОльшей объективности, стоит обратить внимание на статью известного американского гитариста и педагога Д.Таненбаума (David Tanenbaum) [3]. Интересна она и тем, что была опубликована в 2003 году Музыкальным обществом университета в Кембридже. Согласитесь, что уже сам выбор столь уважаемым в мире учебным заведением для публикации именно этой статьи о КГ говорит об уровне оценки её содержания и выводов. В первой, условно аналитической части, автором проделана очень большая работа по анализу состояния гитарного искусства в 20 веке. Им проведён всесторонний разбор исполнительства и преподавания, причём как по отдельным исполнителям и педагогам (в т.ч. на основании конкретных примеров деятельности самых известных из них), так и по периодам времени, дана оценка композиторов, гитарных мастеров. Всё очень скрупулёзно и аргументировано. И всё это в самых превосходных тонах как по отношению к самим гитаристам, так и к развитию гитарного искусства в ХХ веке. Особенно это касается развития техники, звука и преподавания. В частности, вот такой пример: "...Фактически можно утверждать, что впервые современный репертуар и исполнительский уровень гитары соперничают с репертуаром и исполнительским уровнем любого инструмента". Даже эта маленькая фраза звучит очень впечатляюще... Кроме того, автор обращает особое внимание на то, что на волне огромного интереса к КГ в 50-60-ые годы 20 века, в 70-ых активно открывались классы КГ в консерваториях и колледжах, куда принимались на работу педагогами, профессорами относительно молодые гитаристы, только-только прошедшие обучение у своих более старших товарищей, в т.ч., например, у самого А.Сеговии в его академиях. В результате: "... появилось новое многочисленное поколение классических гитаристов, теперь уже среднего возраста... Сейчас они преподают практически на всех гитарных факультетах мира, записываются, гастролируют и напоминают маленькую армию...". Это тоже объективная реальность, которая говорит об изменившихся и совершенно новых условия существования для классической гитары и гитаристов. Их - армия, они преподают, записываются и... гастролируют. Можно констатировать, что всё замечательно...
Кстати, анализируя всё более и более совершенную исполнительскую технику гитаристов, в статье нашлось место и вопросу о постановке правой руки. А именно: "...Благодаря дискуссиям и обмену мнениями, технические идеи впервые в истории гитары стали стандартизированными. Например, почти все гитаристы теперь располагают правую руку с прямым запястьем". Стоит отметить, отсутствие примеров активной дискуссии и (или) обмена мнениями, на основании которых гитаристы стали играть с прямым запястьем.
Но у статьи есть вторая часть, небольшая, но с выводами, которые очень контрастируют с оптимизмом первой. Так, по мнению автора, оказывается, что "…классическая гитара достигла пика популярности в 1980-х годах, и с тех пор постепенно теряет свою аудиторию.... Еще одним фактором, повлиявшим на популярность гитары, является сокращение числа сольных концертов за последнюю четверть века". В результате "...гитаристы сейчас больше, чем когда-либо, полагаются на гитарные общества для сольных концертов...". И при этом, увы, "...хотя эти общества здоровы и процветают во многих местах, они мало способствуют продвижению гитары в мейнстрим классической музыки или созданию больших аудиторий".
Но и это ещё не всё, по мнению маэстро Таненбаума, к концу 90-ых выясняется, что: "...сегодня перед молодыми гитаристами стоят серьезные проблемы. Одна из главных - нехватка преподавательских мест. Относительно молодой возраст большинства гитарных профессоров в колледжах и консерваториях позволяет предположить, что они будут преподавать на своих рабочих местах еще как минимум лет двадцать. Этот факт, наряду с уменьшением привлекательности сольных концертов и увеличением числа начинающих гитаристов, делает существование в этой области сложной задачей...". Удивительно: оказывается, что увеличение числа начинающих гитаристов, это - отрицательный фактор (!), который "...наряду с уменьшением привлекательности сольных концертов... делает существование в этой области сложной задачей". Получается, что классические гитаристы исполняя сольные программы академической направленности, не просто теряли (и теряют) публику, а в первую очередь, именно ее ф и л а р м о н и ч е с к у ю составляющую. Оказывается, что нет новых мест для педагогов колледжей и консерваторий. И очевидно, прав был маэстро Брим, когда бил тревогу по поводу того, что гитаристы всё более дистанцируются от мира академической музыки, замыкаясь на своих фестивалях, и можно добавить, - на гитарных сообществах. Конечно, выводы маэстро Таненбаума можно рассматривать как его личную точку зрения, а не результат научных изысканий. Но и в этом случае, факт их публикации Университетом Кембриджа - это повод задуматься и обсудить, как такое может происходить, если в настоящее время в гитарном мире говорится о небывалом за последние 20-30 лет расцвете исполнительства на основании достижения самой совершенной техники. Что это за техника и, конечно, как ей учат? Может быть, проблемы в этом? Правда маэстро Таненбаум предложил молодым гитаристам выход из этой ситуации - отлично играть. Но что значит "отлично играть", если до них кто только не играл (кстати, многие из армии гитаристов 70-ых), а количество и привлекательность сольных концертов всё равно только падали. Эта статья маэстро Таненбаума интересна еще и потому, что в РФ ситуация, даже в деталях, оказалась на удивление похожа на им описанную. Хотя в более скромных масштабах.
В гитарном мире есть и другие примеры критического осмысления ситуации с гитарным исполнительством. Б.Дамке, немецкий музыкант середины 19 века, комментируя игру Н. Паганини на гитаре, сделал вывод: «…плавная игра на гитаре невозможна, и, следовательно, она неспособна к истинно музыкальной обработке; этим достаточно оправдывается пренебрежение, в котором оставляется этот инструмент»[4]; «…сам Антон Рубинштейн еще в 70-х годах XIX века не разрешил открыть класс гитары в консерватории Петербурга, «дабы не портить слух музыкантам»[5] . А так в конце 30-ых ХХ века журналисты оценивают игру А.Сеговии в т.ч. исполнение им музыки И.С.Баха: «…Однако, хотя Даунс был щедр в своей похвале Сеговии, он также заявил, что испанец может стать "трюковым исполнителем" своего времени». Он также заострил внимание на предполагаемом недостатке гитары: «…Говоря все это, следует добавить, что Сеговия не может устранить ограничений, которые всегда будут присущи его инструменту. Он далеко ушел от обычного звона струн. Тем не менее, гитара остается гитарой, с ограничениями по звучанию, цвету, динамике. Эти ограничения делают Баха менее впечатляющим..., чем на фортепиано или клавесине. Гитара достигает своего предельного эффекта в музыке менее скульптурной и контрапунктической, чем у Баха, с более теплой гармонией и более элементарными ритмами».[6]
А.Ширер (один из ведущих американских гитаристов и педагогов): "Все наши великие артисты, участвующие в концертах, являются самоучками. Сама мысль о том, что они самоучки, указывает на уровень игры на гитаре. Не существует такого понятия, как концертирующий пианист-самоучка"[7].
По мнению автора, всё выше приведённое говорит о том, что у КГ более чем достаточно проблем, в т.ч. и с сольными концертами как в РФ, так и в мире. Увы, пока нет фактов их активного, объективного и компетентного обсуждения в интересах развития сольного академического исполнительства, хотя число педагогов ВУЗов и научных работников в гитаре всё-таки немалое, а желающих ими стать еще больше…
Гитаристам можно сколько угодно рассуждать об огромных успехах, в т.ч. в достижении совершенной техники, но публика, в первую очередь филармоническая, ориентируется на другой показатель - ЗВУК. Конечно и здесь тоже можно говорить о лирической, интимной красоте звука гитары, о том, что она напоминает звучание отдельных инструментов симфонического оркестр и т.п., но при этом есть проблема, о которой гитаристы знают, но не очень любят распространяться, которая как раз и снижает привлекательность сольных концертов для публики - это проблема монотонности концертного звука гитары. Конечно это не единственная его проблема, но она - общая для всех. По мнению экспертов [в т.ч. филармоний], слушать гитариста с академической программой более 15-20 минут подряд трудно: надо либо сделать перерыв и поговорить с публикой, либо резко сменить стиль музыки, например, с классической на современную, можно просто самому вести концерт. Чтобы было более понятно, о чем идет речь, точка зрения доцента РАМ Д.Илларионова: "... действительно, слушать сольный концерт гитары (академической гитары) – это, можно сказать, развлечение не из самых лёгких. ... Это сложно...". "... Я помню, Джон Дюарт, с которым я встречался, сказал, что "гитаристы не любят музыку, гитаристы любят гитарный звук. Действительно гитарная публика почему-то приходит слушать не музыку, а гитарный звук".[8]. Это очень точное, "живое", наблюдение, которое, описывает реальную картину, но как и другие, к сожалению, не стало для гитарного сообщества поводом к обсуждению.
Теория исполнительства говорит о том, что склонность к монотонности звука естественна для всех музыкальных инструментов. Но её преодоление на концертной эстраде, например скрипачами, - это в первую очередь показатель мастерства в использовании гибкости тембра на основе нюансировки, а далее - фразировки и, конечно, штриха legato. А вот для гитаристов показателем мастерства является достижение особой красоты гитарного звука. Что по признанию самих гитаристов, - понятие очень относительное. 100 лет сольному концертированию, а в результате... Считается, что монотонность - смерть музыки. Не будем утверждать, что для КГ это верно на все 100% - у гитаристов всё-таки есть свои аргументы – но опыт подсказывает, что скорее всего даже у великих гитаристов прошлого с монотонностью всегда были проблемы, что объясняет, почему среднестатистический почитатель академических концертов всё чаще и чаще предпочитал (и предпочитает) купить билет на пианиста, скрипача, чем на концерт классического гитариста. Но можно утверждать, что за этим отношением к звуку стоит не только концертная практика, но уже целая философия, которая имеет эстетические и технические корни. Гитаристы считают, что на первом месте находятся именно вопросы эстетики звука, но мы относимся к тем, кто считает, что проблемы начинаются с ...техники.
А сейчас - к деликатному вопросу. Дело в том, что все перечисленные проблемы с привлекательностью сольных концертов из-за качества звука (монотонность, но конечно не только) имеют в своей основе системную проблему - качества работы на инструменте, начиная с первичного периода обучения. Но с начало пример. Не секрет, что у многих оперных певцов, включая самых известных, часто есть очень хорошие данные по голосу и… некоторые проблемы со слухом. А петь и хочется, и в принципе можно, но надо много работать над своим исполнительским развитием. Им не только ставят голос (т.е - звук), а это развитие "моторики" голосового аппарата, музыкальных способностей, но они постоянно поддерживают свой уровень, занимаясь (работая) с именно с пианистом-аккомпаниатором. И очень ценят эту категорию музыкантов. Чтобы пение со сцены было профессиональным, нужна огромная работа в классе.
И для гитаристов характерна во многом аналогичная ситуация, физиологическое состояние игрового аппарата крайне важно для их возможного концертного будущего. Ведь у гитаристов нет даже смычка, только пальцы, точнее ногти. Кстати, на значение физиологических факторов для скрипачей обращал большое внимание Л.Ауэр. Теоретически - на тех же мастерклассах или статьях у гитаристов все говорится абсолютно правильно и по поводу слуха и слухового контроля, и по поводу звука, и как работать над техникой. Можно найти информацию и о необходимости работы над постановкой звука. Но вот на практике... Фактически, уже с 6-7 лет идёт наработка техники звукоизвлечения на основе развития моторики, нужны результаты-на зачетах (экзаменах), да и конкурсы тут как тут. Номинации 6-8 лет это уже обычное явление. А 40-50 побед в конкурсах в период с 6 до 14 лет - это тоже уже реальность. Какая тут постановка звука, на основе развития техники?! Мелкие технические огрехи становятся естественными, что не может не отражаться отрицательно на звуке, например, его монотонности. Автор пишет об этом имея ввиду перед глазами путь пройденный Дмитрием Ниловым. Который уже в 22 года будучи лауреатом международных конкурсов стал снова работать над упражнениями на основании школы Пухоля, а в результате большой работы практически с первых концертов получил признание у филармонического сообщества.
А у обычных гитаристов в результате получается примерно так, как описано у гитариста-педагога Е.Шилина[9] Он "пряморучник", но убеждённый противник постоянного использования во время игры ПУП, т.е. предварительной установки пальцев на струны. Вот как он оценивает последствия такого применения ПУП: "...Мы получаем только часть полного звука гитары - ...с обрезанными обертонами, ... укороченный, выхолощенный, полу-стаккатированный звук там, где он абсолютно не нужен (особенно это заметно в арпеджио)... И вот так воспитывается слух: одну нотку не дотянул, вторую укоротил, третью приглушил (не заметят!)... Вроде бы мелкие, незаметные погрешности. Ухо привыкает к ним (как будто так и надо?!) и через некоторое время это становится правилом и "истиной" для такого музыканта. Но все эти мелкие детальки, отброшенные ради удобства и точности игры, на самом деле составляют тонкие и ценные "пищевые добавки" к гитарному звуку, помогающие делать музыку музыкой! ...А это уже становится опасным для самой музыки... Чего-то в ней не стало хватать!... Какой-то маленькой малости..."; "...некоторые гитаристы такое укороченное звучание (например, арпеджио) на дух не переносят, а другие не обращают на это никакого внимания и продолжают играть, как ни в чём не бывало". А в результате: "...Если тебе нравится полу-стаккатированные, укороченные звуки арпеджио, если они не идут поперёк твоей природы - значит, можешь смело продолжать заранее готовить пальцы. Если же тебя такое звучание не устраивает, мешает тебе - тогда этим приёмом сильно увлекаться не стоит...".
Можно спорить, в меньшей или большей степени описанное Е.Шилиным, относится к конкретному гитаристу, но то что они носят общий характер это однозначно. Хотя в принципе, получается Это всё недоработки, заложенные с самого начала обучения. А самая большая проблема у классических гитаристов заключается в том, что уже скоро будет правильным, а точнее НЕОБХОДИМЫМ, введение понятия ГИТАРНЫЙ СЛУХ. То есть, есть СЛУХ у музыкантов, а есть - ГИТАРНЫЙ слух. Только ОН даёт возможность по-настоящему получить удовлетворение на концерте классических гитаристов. Правда, филармоническая публика этого почему-то не понимает…
В заключении хочется обратить внимание на слова Джона Вильямса, сказанные корреспонденту почти 40 лет назад:
"...Наблюдая за игрой первокурсников колледжей, затем продвинутых студентов и до профессионалов, нахожу, что основы нашего преподавания неверны. Сейчас я это очень сильно чувствую. Каждый раз, когда мы проводим сравнение между гитаристом и другим инструменталистом по предположительно сопоставимому стандарту игры, наблюдаем музыкальный разрыв, который невероятно огромен...»
«...Я чувствую, что должна произойти революция (и это не слишком сильное слово) в обучении игре на гитаре. Я пока не готов сказать, как это осуществить на практике. Мне нужно поговорить с двумя или тремя высококвалифицированными опытными педагогами, которым я очень доверяю. Я также хочу открыть эту тему для обсуждения и на своих занятиях. Но на данный момент я глубоко убежден в этом, особенно после разговоров с очень хорошими друзьями, отличными музыкантами, играющими на других инструментах, о том, какое их честное мнение об игре гитаристов. Это «ахиллесова пята» гитарного мира, о которой не говорят".
Это очень правильные слова великого гитариста, необходимо что-то менять в гитарном искусстве, начиная с целей и задач. И правильнее всего начать с реформирования системы начального образования классических гитаристов. Представляется правильной и идея маэстро Вильямса о необходимости обмена мнениями между опытными педагогами, возможно даже не гитаристами и в полной мере учесть весь опыт гитарного исполнительства ВСЕХ концертирующих гитаристов РФ.
В том числе, например, с Дмитрием Ниловым. Это живой пример нестандартного для гитарного сообщества подхода, а именно, как пример, постановка [концертного] звука на основании комплексного подхода в работе над развитием техники, требований к качеству звука и слуха гитаристов. Это пример музыканта, который имеет реальные результаты концертной деятельности, а также свои опубликованные методические и учебные наработки [11]. Это аргументы, которые можно использовать для очень большой работы в интересах будущих гитаристов России.
Вот несколько предложений Дмитрия Нилова, на которые он постоянно обращает внимание, и которые представляются не только интересными, но и важными для рассмотрения в настоящее время.
Итак: первое – первичное обучение нужно начинать с использованием классической постановки правой руки, а первые 3 (а лучше 4) года - только с безногтевым звукоизвлечением;
второе - на 10-15 лет объявить мораторий на проведение гитарных конкурсов для учащихся, не достигших 14 лет. Выработать критерии оценки работы педагогов ДМШ, не основываясь на конкурсных достижениях их учеников;
третье - необходимо соблюдение принципа добровольности и целесообразности в обучении, т.е. никакого диктата. Главное, чтобы в учебном процессе была освоена свобода игрового аппарата, а это предполагает освоение классической постановки. Впоследствии можно и изменить постановку, как например, это сделал Д.Рассел.
Хочется верить, что среди профессиональных преподавателей найдется немало неравнодушных людей, заинтересованных в развитии так всеми любимого музыкального инструмента.
У классической гитары есть возможность не только получить признание, но и внести свой вклад в популяризацию всего академического исполнительства.
Сергей Быковский
Литература
1.Газете "Играем с начала" - ДМИТРИЙ НИЛОВ: «АКАДЕМИЗМ – ГЛАВНОЕ В МОЕЙ РАБОТЕ» "https://gazetaigraem.ru/article/7912"
2.Газете "Играем с начала" -Дмитрий Нилов. Классическая гитара. Взгляд из-за кулис...
https://muzkult.ru/news/46665002
3.The Cambridge Companion to the Guitar from Part III - Baroque and classical guitar today Print publication year: 2003 Online publication date: September 2011 11 - Perspectives on the classical guitar in the twentieth century By David Tanenbaum Edited by Victor Anand Coelho, University of Calgary
Publisher: Cambridge University Press
DOI: https://doi.org/10.1017/CCOL9780521801928.012
4.Журнал «ИСТОРИЯ ГИТАРЫ» стр26-27. Бертольд ДАМКЕ. Поездка с Паганини http://www.guitar-times.ru/pages/magazine/IGvL_8_2013.pdf
5.Журнал «Гитаристъ», No1, 2004, с.29
6.John Williams: An Evaluation of his Impact Upon the Culture of
the Classical Guitar Michael O'Toole. Technological University Dublin
https://arrow.tudublin.ie/cgi/viewcontent.cgi?article=1088
7.Classical Guitar Magazine. Aaron Shearer: Father of American Classical Guitar Education; a Profile https://classicalguitarmaga
- Арт-Акцент. ДМИТРИЙ ИЛЛАРИОНОВ - классический гитарист, Лауреат Международных конкурсов
https://www.youtube.com/watch?v=Cj8F5gpDOKc
- Е.Шилин. Мастер-класс №4. ОПОРА (Supporting finger). 1-я ЧАСТЬ http://www.guitarshilin.ru/index6ea.htm
10.John Williams interviewed in 1983
http://paulmagnussen.com/classical-guitar.html
- Дмитрий Нилов. Комплект учебных роликов.
Классическая постановка правой руки и её преимущества. Часть 1 и Часть 2
https://www.youtube.com/watch?v=mpIo-xZT7TY
https://www.youtube.com/watch?v=9mnZ_1sCNug
Тирандо. Апояндо.Туше. Дмитрий Нилов
https://www.youtube.com/watch?v=FFESEhf1PLk
Независимость и сила пальцев правой руки//Д.Нилов
https://www.youtube.com/watch?v=HA_eZGJakl8
Гибкость суставов, независимость пальцев, эластичность и сила мышц. [Дмитрий Нилов]
https://www.youtube.com/watch?v=pWXSZsHRXuc
Левая рука. Независимость пальцев. Часть 1. [Дмитрий Нилов]
https://www.youtube.com/watch?v=WfObFY5AevM
Независимость пальцев левой руки. Часть 2. [Дмитрий Нилов]
https://www.youtube.com/watch?v=1M7972UC35g
Уроки классической гитары. Элементы пассажной техники. [Дмитрий Нилов] ч.1
https://www.youtube.com/watch?v=sDLRXCIDI1g
Элементы пассажной техники. Тактильный контакт со струнами. Часть 2. [Дмитрий Нилов]
Элементы пассажной техники. Часть 3. [Дмитрий Нилов]
https://www.youtube.com/watch?v=28cHGkPPSTY
Техника игры на классической гитаре. Тремоло. [Дмитрий Нилов]
https://www.youtube.com/watch?v=ok9xBa6NXlM
Тремоло. Положение правой руки. Мышечная свобода. [Дмитрий Нилов]
https://www.youtube.com/watch?v=FIYZ_92xbjo