Найти в Дзене

Беляны: гигантские одноразовые суда, которые строили в России и СССР

Эти громадные даже по современным меркам деревянные суда сохранились только на фотографиях и в виде макетов. Исполинские многоэтажные беляны двигались с севера на юг. Удивительно, но их строили всего на одно плавание. Как и зачем? Давайте разбираться.

Издавна древесина была одним из основных строительных материалов. Однако лес растет неравномерно: в северных районах деревьев больше, по качеству они лучше. На юге дефицит. Как доставлять древесину? Конечно, по водным путям. Деревья рубили и заготавливали зимой, а летом отправляли по рекам. Необработанный лес можно было сплавлять в плотах, но для пиломатериалов это не подходило. Если бы древесину возили на обычных судах, это было бы очень дорого. Если возить пиломатериалы на плотах, они бы сильно портились, да и судоходству плоты мешали. Поэтому появились беляны.

Беляна. Начало XX в.
Беляна. Начало XX в.

Беляна — специальное плоскодонное судно для транспортировки
самосплавом пиломатериалов. Она грузилась только обработанным,
«белым» лесом (тёс, брус и др.). Возможно, это и дало название судам.

Модель волжской беляны. Козьмодемьянский музейный комплекс. Фото автора
Модель волжской беляны. Козьмодемьянский музейный комплекс. Фото автора

В длину беляна была 60-110 метров. Это длина футбольного поля. Ширина сверху была 15-30 метров, высота борта — 6 метров. Руль был спереди по ходу движения. Он был огромным, как дощатые ворота. Руль поворачивался при помощи длинного бревна. Также можно увидеть огромные горизонтальные «колеса» — это воробы, приспособления для поднятия якорей и грузов.

Модель ветлужской беляны. Козьмодемьянский музейный комплекс. Фото автора
Модель ветлужской беляны. Козьмодемьянский музейный комплекс. Фото автора

Сверху на беляны особым образом грузили пиломатериалы. Их грузили штабелями, оставляя зазоры, чтобы доски не гнили. Кроме того, были проходы, чтобы можно было добраться к днищу в случае протечки беляны. Сверху устанавливали несколько срубов, в которых жила команда. Команда беляны составляла 15-30 человек, на самых больших — до 80.

Укладка пиломатериалов. В срубах жила команда беляны.
Укладка пиломатериалов. В срубах жила команда беляны.

Беляна могла перевозить 13 тысяч кубометров леса. Если перевести это на железнодорожные вагоны, то получится состав более чем из 200 вагонов!
Беляны шли самосплавом в низовья Волги, где эти суда разгружались и полностью разбирались. Что-то на деловую древесину, остатки — на дрова.

Волжские беляны были самыми большими
Волжские беляны были самыми большими

В конце 19 — начале 20 века спрос на беляны был большой. Так, например, в 1885 году было спущено в низовье Волги — 120 белян, в 1913 году — 49.

Модель ветлужской беляны. Козьмодемьянский музейный комплекс. Фото автора
Модель ветлужской беляны. Козьмодемьянский музейный комплекс. Фото автора

Беляны строили и при СССР. Сохранились фотографии 1935 года. Это беляна на пристани Дубовая в Горномарийском районе, где-то недалеко от Козьмодемьянска. Козьмодемьянск был одним из важных центров продажи древесины.

Беляна №2 Кагановича. 1935 год. Фото из фондов КМК
Беляна №2 Кагановича. 1935 год. Фото из фондов КМК

Развитие железных дорог и строительство водохранилищ для электростанций на Волге положили конец эпохе белян. Сейчас беляны — это страницы истории. В Козьмодемьянском музейном комплексе мне удалось побывать на выставке, посвященной белянам. Ее материалы и легли в основу этой статьи.

Фотографии с выставки в Козьмодемьянском музейном комплексе
Фотографии с выставки в Козьмодемьянском музейном комплексе

Вот такие гигантские и необычные суда строились когда-то в России.

Дополнение: готовя материалы к публикации, я обнаружил статью о том, что несколько лет назад в Нижегородской области обнаружили остатки беляны, которой примерно 350 лет. Возможно, ее извлекут и отреставрируют.

Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк в поддержку 👍🏻. Заходите ко мне на канал о путешествиях по России. Подписывайтесь, чтобы не пропустить свежие материалы.