История BMX очень длинная и насыщенная, она восходит к ранним дням мотокросса в Соединенных Штатах. Хотя точное происхождение BMX является предметом споров, нет никаких сомнений в том, что этот экстремальный вид спорта прошел долгий путь с момента своего скромного зарождения.
Сокращение BMX происходит от английского Bicycle Motocross, где X означает «кросс» — «велосипедный мотокросс» в дословном переводе.
Первые гонщики мотокросса в США часто были ограничены отсутствием подходящей местности для гонок. Это привело к тому, что они начали гоняться на грунтовых трассах, предназначенных для велосипедов, что в конечном итоге привело к появлению спорта BMX. Первые официальные гонки BMX состоялись в 1972 году, и с тех пор этот вид спорта набирает популярность. Сегодня BMX - это широко известный экстремальный вид спорта, имеющий своих преданных поклонников по всему миру.
Кто основал BMX?
Современный вид спорта BMX (велосипедный мотокросс) зародился в конце 1960-х годов в Калифорнии. Пионерами BMX были дети, которые можно сказать выросли на кроссовых мотоциклах и хотели повторить это на более компактном и доступном велосипеде, на котором они могли бы гонять по своему району.
Самым известным популяризатором BMX был Боб Харо, бывший профессиональный мотогонщик из Сан-Диего. Он заметил зарождающуюся тенденцию BMX в своем районе и решил начать продвигать гонки для взрослых и детей в местных парках и на мотокроссовых трассах. Влияние Харо быстро распространилось по Калифорнии и другим частям Соединенных Штатов, что привело к тому, что его стали называть «отцом фристайла».
Участие Харо в BMX сыграло важную роль в популяризации этого вида спорта и вдохновило не одно поколение райдеров. В конце концов он основал собственную велосипедную компанию Haro Bikes, которая на долгие годы стала одним из самых узнаваемых имен в гонках BMX и фристайле. И по сей день Боб Харо остается культовой фигурой в мире BMX, в 2002 году он был введен в Зал славы BMX.
Благодаря раннему продвижению Боба Харо, а также веселой и доступной природе, BMX быстро превратился в мировой феномен. С тех пор он превратился в целый ряд дисциплин, включая гонки, фристайл, флэтлендинг и дёрт-джампинг. Благодаря таким страстным пионерам спорта, как Боб Харо, BMX стал одним из самых популярных видов экстремального спорта в мире.
Сегодня BMX продолжает процветать и нравится миллионам райдеров по всему миру. От любительских соревнований до профессиональных состязаний - этот динамичный вид спорта, несомненно, останется одним из основных элементов мировой культуры на долгие годы.
Каким был первый BMX?
Первым велосипедом BMX был Schwinn Sting-Ray, который был выпущен в США в июне 1963 года. У него была стальная рама, цельные шатуны и 20-дюймовые колеса. Конструкция Sting-Ray предоставила детям альтернативу обычным велосипедам, которые могли справиться с бездорожьем и прыжками.
Популярность этого велосипеда быстро росла, став культурным феноменом среди детей по всей стране. К 1965 году продажи превысили 500 000 единиц в год и проложили путь для современных велосипедов BMX. Несмотря на то, что со временем велосипед претерпел множество изменений, его фундаментальная конструкция по-прежнему остается верной классическому Sting-Ray.
Современные BMX-велосипеды предназначены для различных дисциплин и условий местности. Велосипедисты могут выбирать между моделями, специально разработанными для езды по грунтовым дорогам, паркам, улицам и равнинам. Каждый из этих типов велосипедов BMX имеет свой собственный набор характеристик, таких как геометрия рамы, размер колес, длина шатунов, тормоза или их отсутствие. С таким количеством вариантов, доступных сегодня райдерам, легко понять, почему популярность велосипедов BMX продолжает расти по всему миру.
Независимо от того, на каком типе BMX-велосипеда вы катаетесь и где, невозможно отрицать, что Schwinn Sting-Ray был первым BMX-велосипедом и проложил путь для всех последующих модификаций. Именно благодаря этому наследию райдеры могут продолжать исследовать и расширять границы BMX-велосипедов сегодня.
Кто изобрел велосипед BMX?
Точное происхождение велосипеда BMX неясно, но его основы можно проследить до 1960-х годов в Южной Калифорнии. В то время дети переделывали свои велосипеды так, чтобы они имитировали мотоциклы и выполняли трюки. Для этого обычно снимались или заменялись такие компоненты, как сиденья и ручные тормоза, на более легкие детали с других велосипедов или из магазинов подержанных автомобилей.
В 1969 году два брата из Сан-Диего по имени Билл и Майк Миддо создали трассу для этих модифицированных велосипедов на своем ранчо под названием «Гусиное озеро». Этот трек считается первым в истории BMX.
В 1972 году Национальная велосипедная ассоциация создала специальный комитет по этому новому виду спорта и провела первую официальную гонку на Гусином озере. Это событие в конечном итоге стало известно как Национальная велосипедная лига (NBL).
С тех пор велосипед BMX превратился в полноценный соревновательный вид спорта с профессиональными организациями и соревнованиями, проводимыми по всему миру. В 2008 году Международный олимпийский комитет включил его в список олимпийских видов спорта, что еще больше укрепило его авторитет. По сути, Биллу и Майку Миддо можно приписать создание фундамента того, что сейчас является велосипедом BMX.
Каковы различные стили BMX?
Пять основных стилей BMX - это street, dirt, vert, flatland, racing.
BMX Street. Пожалуй, самый популярный стиль катания. Ведь для занятий не нужны специальные трассы, площадки и парки – райдеру предоставлен весь город. Перила, парапеты, лавочки и ступени – отличные объекты для оттачивания мастерства. Из-за доступности, street выбирает преимущественное большинство начинающих райдеров. Для многих Street является, в буквальном смысле, образом жизни – это небольшая субкультура со своей модой, музыкой и стилями поведения.
BMX Dirt. Агрессивный, зрелищный и самый травматичный стиль катания. Для занятия этим видом спорта нужна специально подготовленная площадка, а точнее – трамплин, один или несколько. Разогнавшись, райдер вылетает с «кикера» и в воздухе выполняет трюк или связку трюков, и приземляется на «стол» (плоскость на уровне высшей точки трамплина) или на «приземление» (представь себе тот же «кикер», но в обратную сторону) в зависимости от конфигурации трамплина.
Байки для «дёрта» отличаются большим весом и высокой прочностью. «Пеги» и передние тормоза отсутствуют.
Из-за высокой травмоопасности рекомендуется использовать элементы защиты, а начинающим кататься в присутствии более опытных райдеров.
BMX Vert. Это трюковое катание в рампе, представляющей собой желоб высотой 4–5 метра. Многие демонстрируемые в Vert трюки позаимствованы у роллеров и скейтеров.
Велосипеды для Vert’а имеют крепкую конструкцию и довольно тяжелый вес, оборудуются передними и задними тормозами и четырьмя «пегами».
BMX Flatland. Сложный, но очень зрелищный стиль. Для катания нужна ровная поверхность с хорошим покрытием. Эта дисциплина требует от спортсмена безупречный контроль велосипеда и исключительное чувство баланса. «Флэтленд» похож на акробатические номера в цирке: езда на одном колесе, езда без рук, вперед спиной, различные обороты, и т.д.
Короткая, легкая рама, короткий вынос и толстые «пеги» обеспечивают удобство выполнения сложных фигур, но делают этот байк малопригодным для обычной езды.
BMX Racing. Самый скоростной стиль катания, подразумевающий гонки на трассах, напоминающих треки для мотокросса. В основном трассы имеют грунтовое покрытие, но допускается бетон или асфальт.
Рейсовые велосипеды имеют облегченную раму и не имеют передних тормозов. Покрышки – с глубоким, агрессивным протектором для хорошего сцепления с грунтовым покрытием.