Многие танки СССР был кошмаром для немецких войск, такие как КВ-2 и СУ-152. Но БМ-13 или в простанародии "Катюша", для немцев был просто кошмаром. Они даже прозвали её "орга́ном Сталина" из-за звука запуска.
История создания
Впервые история создания БМ-13 начинается в 1941 году. Тогда на "заводе имени Коминтерна" в Воронеже были созданы два экземпляров на базе ЗиС-6. И ещё шесть в Москве в НИИ-3 НКБ СССР. Одна из установок была отправлена в Севастополь на испытания.
Поэтому первый отряд "Катюш" был создан из семи машин. Затем началось производство.
До 1943 года БМ-13 создавались на базе ЗиС-6. Но тогда стали ставить пусковую установку на другие шасси. Например ЗиС-5, СТЗ-5-НАТИ,
ЗИЛ-157. Потом стали ставить пусковую установку БМ-13-16 на шасси грузовиков поставляемых по Ленд-Лизу (их было огромное количество). В апреле 1943 года стала производиться БМ-13Н на базе Студебеккер US-6.
Сама история "Катюши" началась в 1930-ых годах. Когда создали ракеты РС-132 и РС-82. Помимо шасси ЗиС-5 и ЗиС-6 использовали также шасси танка Т-60. Но когда шасси не успевали производить, ракетную установку ставили на шасси иностранных грузовиков.
После окончания Второй Мировой Войны проводилась модификация БМ-13:
1. БМ-13НН. Была принят на вооружение в 1949 году. Была создан на шасси ЗиС-131.
2. БМ-13НМ. Была принят на вооружение в 1958 году. Была создан на шасси ЗиЛ-157.
3. БМ-13НММ. Была принята на вооружение в 1966 году. Был создан на шасси ЗиЛ-131. Это последняя модификация.
Конструкция
Формально на все эти версии устанавливалось одно и тоже орудие - М-13. Сама конструкция проста до безобразия. Она состоит из 14 (от 14 до 48) рельсовых направляющих.
Стрельба проводилась за 8-10 секунд. Площадь поражения была огромной до 80 тысяч м².
Применение
"Катюши" применялись практически в каждом крупном сражении. Участвовали они и после войны. Например в Корейской, Вьетнамской и Афганской.
БМ-13 даже остались на хранении России. На 2024 год у России осталось около 100 БМ-13.