В марте меня попросили написать некролог по кинокомиксу («Оправдан ли сегодня дорогостоящий, но кому-то кажущийся бестолковым киноаттракцион?..»), но моё мнение, как это часто бывает, уж слишком сильно отличалось от «мнения редакции», чтобы его в итоге печатать. Среди прочего я там напоминал, что летом выйдет «Дэдпул и Росомаха» – и тезис о смерти жанра придётся чутка переосмыслить. Что и случилось – в связи с чем тот мартовский текст если и не протух в полной мере, то всё-таки заметно устарел. Ну а так как я не люблю, чтобы мои тексты пропадали – запулю его хотя бы сюда для всеобщего обозрения, этакой памяткой из прошлого.
***** Этот текст написан в марте 2024 года и к настоящему моменту по понятным причинам уже слегка устарел)) *****
Не секрет, что кинокомикс переживает не лучшие времена. В последний раз максимальный интерес к жанру наблюдался при выходе дилогии братьев Руссо «Мстители: Война бесконечности» и «Мстители: Финал» (на данный момент – 2-я и 6-я строчки в списке самых кассовых лент в истории), а также фильма Тодда Филлипса «Джокер», не только завоевавшего венецианского «Золотого льва», но и ставшего самой кассовой картиной категории R, серьёзно ограничивающей доступ в кинозал подростков.
Но после пандемии, нанёсшей серьёзнейший урон кинобизнесу как таковому, зрители к комиксам заметно охладели – словно бы только сейчас поняли, что супергерои не прилетят и не спасут их в момент настоящего кризиса. Сказалось также и банальное перенасыщение рынка, и качество новых картин – как в плане сюжета, так и по части его воплощения (особенно много нареканий вызывают спецэффекты, всё менее поражающие воображение). Если раньше выход едва ли не каждого кинокомикса становился событием, то сейчас всё чаще эти фильмы воспринимаются как фрагменты огромного потока, уследить за которым попросту не представляется возможным.
Ситуацию усугубило желание «Кинематографической вселенной Marvel» расширить свою аудиторию в том числе и за счёт сериалов, что привело, скорее, к обратному результату. Если сериалы DC существуют сами по себе и там играют другие, нежели в фильмах, артисты, то КВМ теперь строится иначе: большие звёзды задействованы и в кино, и на стримингах. Такой подход необыкновенно увеличил количество контента, необходимого для понимания сюжета любых последующих произведений, что особенно заметно на примере прошлогодней ленты «Капитан Марвел 2». Зрители, пропустившие сериалы «Ванда/Вижн» и «Мисс Марвел», попросту не знают, кто те новые героини, что активно задействованы в происходящем, а потому лишь удивлённо наблюдают за событиями словно бы со стороны, никак не подключаясь к ним эмоционально (эта необходимая фаза просто выведена за рамки конкретного фильма!). Как итог – один из крупнейших провалов 2023 года и официально самая неприбыльная картина долгоиграющей франшизы.
Коммерческие неудачи последних проектов «Расширенной вселенной DC» привели к её преждевременному закрытию – во всяком случае, в нынешнем виде. При этом никак нельзя сказать, что «Чёрный Адам», «Флэш» или «Синий жук» оказались плохими фильмами – напротив, каждый из них по-своему симпатичен, это вполне достойный приключенческий экшен, который ещё не столь давно наверняка был бы на ура принят широким зрителем. Но, видимо, сегодня этот зритель просто устал от приключенческого экшена как такового: аналогичный удручающий приём подкосил в провале и такие интересные работы, как «Подземелья и драконы: Честь среди воров», «Индиана Джонс и колесо судьбы» и даже «Миссия невыполнима: Смертельная расплата». Что позволяет говорить о кризисе не столько кинокомикса как отдельного жанра, но шире – о кризисе традиционных голливудских дорогостоящих блокбастеров, привычно рассчитывающих на огромную кассу. Нельзя ведь сказать, что выше упомянутые фильмы не собрали вовсе ничего; правильнее говорить, что они не собрали желанного, то есть заметно недобрали до загодя поставленных перед ними цифр, порой едва лишь перейдя планку собственного бюджета. И вот именно это пугает американских продюсеров больше всего – отсутствие прибыли, а то так даже и прямые убытки.
Одним из главных противников жанра комиксов принято считать Мартина Скорсезе, в 2019 году (как раз вскоре после венецианского триумфа «Джокера», который ему предлагали поставить!) нелицеприятно высказавшегося в том плане, что комиксы – это не кино, не искусство. Его слова вызвали подлинную бурю в профессиональном сообществе: одни, как Фрэнсис Форд Коппола, поддержали заслуженного мастера, другие (первым делом как раз те, кто преимущественно работает в данном направлении) были весьма расстроены такими суждениями, напомнив мастерам, что и их работы некогда сталкивались с неприятием со стороны более старшего поколения. Не согласился со Скорсезе и глава "Disney" Роберт Айгер, заявивший, что студия всегда даёт творческую свободу режиссёрам с собственным неординарным видением (с чем, впрочем, многие могли бы тоже поспорить).
Развернувшийся вокруг всего этого шум заставил Скорсезе ещё не раз комментировать и уточнять свою реплику. Дошло до того, что режиссёр как-то сказал, что даже и не имеет ничего против супергероев, но его сильно смущает, что именно такого рода фильмы-аттракционы получают нынче колоссальные бюджеты, тогда как другое кино – авторское, драматическое – вынуждено довольствоваться малым. Конечно, при желании тут можно обвинить режиссёра в неком лукавстве, но всё-таки вспомним, что супербюджеты на свои последние ленты он получил не от киностудий, а от стримингов, что в конечном итоге его и расстраивает.
И вот теперь, на фоне всего вышесказанного, слова Скорсезе кому-то могут показаться даже пророческими: пузырь лопнул, зритель устал и отвернулся, аттракционы в большинстве своём перестали приносить доход. При этом, например, у новой работы самого Скорсезе всё даже лучше, чем раньше: в отличие от «Ирландца», «Убийцы цветочной луны» получили широкий прокат (свыше двух месяцев до выхода на "Apple TV+") и даже неплохо собрали – не окупив свой 200-миллионный бюджет (такой задачи и не стояло), но принеся гораздо большего ожидаемого. Что вновь выдвинуло перед кинематографистами Голливуда вопрос: а понимают ли они, чего вообще хочет сегодня зритель?.. Быть может, анонсируемая «смерть комикса» и удививший многих всплеск интереса к фильмам с оригинальным сюжетом (лучший из примеров тут – Барбигеймер) – это начало некоего нового пути?..
Конечно, комиксы не перестанут снимать – во всяком случае, далеко не сразу. Буквально на днях Джеймс Ганн приступил к съёмкам своего «Супермена». Премьера продолжения суперхита Тодда Филлипса – «Джокер: Безумие на двоих» – пройдёт, вероятно, вновь в фестивальной Венеции. Выход сиквела «Бэтмена» Мэтта Ривза намечен на осень 2025-го. Но эта троица – те кинокомиксы, что ведомы состоявшимися и признанными авторами; это если и «развлекательный продукт», то лишь отчасти. «Читая сценарий "Бэтмена", понимаешь, что это настоящий фильм», – проговорился в недавнем интервью Пол Дано, вновь возвращающийся к роли Загадочника.
В той же беседе Дано отмечает и очевидную вещь, говоря о том, что проблемы начались в тот момент, когда в профессиональном обиходе упрочилось слово «контент», подразумевающее преобладание качества над количеством, – что и стало, по мнению артиста, «большой ошибкой». «Это точно не то, что мне нужно как зрителю или как художнику», – озвучил он ту мысль, что в последнее время наверняка блуждает в головах у многих.
Вместе с тем и Кевин Файги вовсе не намерен сдаваться: летом выходит «Дэдпул и Росомаха», который заведомо называется в числе самых ожидаемых премьер года, недавно окончательно сформирована новая «Фантастическая четвёрка», ну и следующих «Мстителей» пока что никто не отменял (там, правда, есть некоторые проблемы из-за смены артиста, а получается, что и его персонажа, но это как раз вопросы решаемые). Так что крест на жанре ставить определённо рано: да, кинокомикс в кризисе, но разве не для этого и придуманы супергерои – чтобы эти кризисы как можно более успешно разрешать?..