Навыки общения ребёнка (коммуникативные навыки) – это его умение взаимодействовать с разными людьми (как с детьми, так и со взрослыми), лучше их понимать и легче доносить до них свои мысли, чувства.
Причины проблем с коммуникацией
1. Общение в семье. «Замолчи, не перебивай взрослых!» – с таким посылом ребёнок не научится общаться с другими свободно. Если он растёт в семье, где с его мнением не считаются и ему вот так просто могут «закрыть рот», то и в обществе остальных детей/людей он будет позволять поступать с собой точно так же. Игнорирование, обесценивание его мнения, отсутствие поддержки и взаимопонимания со стороны сверстников – это всё, на что он потом, в основном, сможет рассчитывать.
Помощь со стороны родителей:
- будьте необходимым примером для подражания своему ребёнку. Если вы показываете на деле, с каким пониманием и добротой относитесь к близким и друзьям, как внимательно их выслушиваете, но в то же время свободно выражаете своё собственное мнение – такое «обучение» лучше всего поможет вашему сыну/дочери освоить «науку общения»;
- охотно обсуждайте с ребёнком его любимых персонажей из мультфильмов и книг, стараясь найти у них как можно больше положительных черт. Так вы поддержите его в стремлении быть похожим на них в чём-то позитивном. Можно совместно поискать и новые примеры для подражания;
- не обделяйте ребёнка своим общением дома, особенно если он проявляет инициативу к этому делу. Покажите ему, как вам важно общение с ним, как интересны его мысли и небезразличны его чувства, увлечения;
- если вдруг вам потребуется поговорить с другим членом семьи, не обрывайте вашу с ребёнком беседу резко. Попробуйте мягко и с улыбкой сказать: «Извини, но сейчас мне срочно нужно решить один вопрос с бабушкой/папой/дядей/тётей. Но мы точно договорим, когда я вернусь». И обязательно сделайте это потом, в противном случае ребёнок станет меньше вам доверять.
2. Проблемы с личными границами. Когда ребёнка призывают быть «удобным» для окружающих, с ним это может потом сыграть злую шутку. Например, если он проявляет со всеми доброту и понимание, другие дети в скором времени могут начать его активно использовать в корыстных целях. Либо такой ребёнок не сумеет дать необходимый отпор тем, кто агрессивно с ним себя ведёт. Он будет молча терпеть издевательства в свой адрес, даже не пытаясь хоть как-то защититься.
Помощь со стороны родителей:
- предупредите ребёнка, что не все дети будут относиться к нему хорошо, даже если он проявляет к ним доброту и понимание. Объясните, что это не его вина – просто люди очень разные и всем угодить невозможно, да и не нужно вовсе;
- научите его сначала обдумывать то, что предлагают остальные, и только потом соглашаться либо не соглашаться с данным предложением. Это позволит ребёнку лучше понимать, чего он сам хочет. А ещё такой подход поможет ему более твёрдо отказываться от участия в сомнительных делах окружающих;
- объясните, что лучшей реакцией на оскорбления является юмор – это часто «обезвреживает» обидчиков и приводит их в состояние растерянности;
- помогите понять, что лезть в драку первым – не самое лучшее решение. А вот уметь защитить себя, если другого выхода нет, не так уж и плохо.
3. Слабые навыки общения. Вы бы стали общаться с людьми, которые постоянно дерутся, обзываются, затевают скандалы? Вот и у детей то же самое: кому захочется общаться с таким «другом», который, в основном, создаёт только одни проблемы?
Помощь со стороны родителей:
- обратите внимание на себя и близкое окружение сына/дочери. Возможно, кто-то часто показывает именной такой «пример для подражания», не задумываясь лишний раз, что ребёнок всё увиденное охотно перенимает;
- последите за тем, какие мультики он смотрит, с какими детьми дружит. Ребёнок часто «копирует» тех, с кем больше всего общается и на кого смотрит.
4. «Плохой» опыт. Ребёнок проявил самостоятельность, чтобы с кем-то пообщаться, но у него не вышло. К примеру, над ним посмеялись и не взяли в компанию. Либо он сам, не получив той позитивной реакции, которую ожидал, разозлился и рассорился с детьми вконец.
Помощь со стороны родителей:
- попробуйте принять чувства ребёнка словами: «Я понимаю, что ты обиделся за что-то на них/разозлился, и поэтому мне очень важно понять, что случилось. Ты мне расскажешь?»;
- без криков и обвинений постарайтесь внимательно разобрать все нюансы ситуации, о которых вам расскажет ребёнок. А затем попробуйте поразмышлять вместе, как можно было поступить иначе. Поищите совместные способы для решения возникшей трудности;
- объясните, что все допускают ошибки. Самое главное – уметь их исправлять и делать полезные выводы на будущее.
5. «Со мной никто не дружит». Когда у ребёнка нет точек соприкосновения в общении со сверстниками, да и сами они не особо проявляют желание дружить с ним. Это может стать серьёзной проблемой для него: от изоляции и одиночества до изгойства и буллинга («травли»).
Помощь со стороны родителей:
- когда нет друзей в школе и они никак «не заводятся» после долгих усилий, то, может быть, ребёнку нужен кто-то другой? Например, ему подойдут дети, которые увлекаются тем же, чем нравится заниматься ему в свободное от учёбы время. В данном случае друзей стоит поискать в секциях и кружках;
- подумайте о себе и об остальных домочадцах – возможно, у вас схожие с вашим ребёнком проблемы. Если это так, то вам придётся взять инициативу на себя и поработать над собственной коммуникацией – попробовать активнее общаться с окружающими: почаще звать в гости друзей (лучше с детьми), придумывать совместные интересные занятия и игры, выезжать куда-нибудь семьями вместе и т. п.;
- важное правило – не заставляйте ребёнка дружить с теми детьми, кто ему не нравится. Это его личное право – не хотеть. Вы ведь тоже не особо стремитесь общаться с теми людьми, кто вам неприятен.
6. Стеснительность. Иногда ребёнку очень трудно заговорить с окружающими первым, поднять на уроке руку и выйти к доске. Для него это может быть действительно серьёзной проблемой, хотя окружающим может казаться обычным пустяком – временным явлением, которое с возрастом само пройдёт. Но оно, увы, не всегда проходит самостоятельно. А поначалу очень сильно «отравляет» жизнь ребёнку.
Помощь со стороны родителей:
- если ребёнок в общении сделал первый шаг навстречу кому-то из детей или проявил инициативу в игре – обязательно похвалите. Так вы вовремя поддержите его и придадите смелости для подобных поступков в будущем;
- не принижайте его личные качества (не следует говорить: «Какой ты глупый/безответственный/неряшливый и т. д.») – подмечайте только сами действия (например: «Ты поторопился сейчас», «поступил безответственно в этот раз», «почему-то раскидал всю одежду по полу»);
- хорошенько обдумайте своё замечание, когда захотите сделать его при других людях. Вместо: «Почему ты не поздоровался? Ты что совсем невоспитанный?» – лучше употребить: «Ты не поздоровался, потому что застеснялся? Если так, то ничего страшного – давай подойдём и поздороваемся вместе?» Встав, таким образом, на защиту самооценки ребёнка, вы сохраните с ним хорошие отношения на долгие годы.
7. Интроверт: просто я «закрытый» от природы. Поверьте, это нормально быть и таким ребёнком – всё равно что иметь 2 руки и 2 ноги или аллергию на что-то.
Яркие черты ребёнка-интроверта:
· он внимательный, вдумчивый и глубокий;
· ему не нужно много друзей, иногда достаточно и одного;
· там, где полно людей и шумно, ему может быть очень плохо.
Помощь со стороны родителей:
- принимайте его таким, какой он есть. Любите и интересуйтесь его внутренним миром: мыслями, чувствами, мечтами;
- не позволяйте окружающим отпускать неприятные шуточки и замечания в адрес данной его особенности;
- старайтесь поддерживать его увлечения, в которых он раскрывается как личность.
Упражнения для улучшения навыков общения ребёнка
1. Долой «слова-паразиты». Если ваш ребёнок часто использует слова: «ну», «эм», «как его» и т. п. – нужно поскорее избавиться от этой вредной привычки, иначе потом её убрать будет намного труднее. Попросите его рассказать сюжет любимой сказки или мультфильма, но заранее предупредите, какие слова говорить нельзя. И если он справится с этим делом, его ждут небольшие, но приятные сюрпризы (похвалите его, отметив как можно больше стараний, которые приложил ребёнок).
Такое задание помогает говорить более красиво, а также не бросаться словами попусту.
2. Что на картинке. Попросите ребёнка описать картинку, причём очень подробно. Пусть рассказывает всё, что видит на ней: цвета, людей, второстепенные предметы – каждую мелочь, которую подметит. Дополнительно спросите: какие события, по его мнению, могли предшествовать тому, что происходит на картинке сейчас, а что случилось бы потом?
Данное упражнение позволяет чётче выражать свои мысли, превращать их в логическую цепочку и понемногу становиться более приятным собеседником.
3. Развитие спонтанности. Выберите тему, которая ребёнку знакома или которая ему очень интересна, и попросите рассказывать о ней в течение 1 минуты без перерыва. После этого усложните задачу: выберите менее известную для него тему и увеличьте время до 2 минут.
Чем дольше ребёнок научится говорить без остановки и на совершенно разные темы, тем легче ему будет общаться с окружающими.
4. Продолжи историю. Данное упражнение можно выполнять вдвоём с ребёнком, а можно и всей семьёй в виде игры. Начните рассказ, придумав какой-нибудь сюжет. Затем «передайте эстафету» своему ребёнку или кому-то другому, кто находится рядом с вами. Пусть теперь он продолжит рассказ. Задание заканчивает тот, с кого всё и началось (т. е. вы).
Данное задание поможет ребёнку выражать свои мысли логически связно, научит размышлять и делать собственные выводы. А ещё оно отлично поднимает настроение всем участникам игры.
5. Угадай эмоцию. Выберите какую-нибудь историю с множеством эмоций у персонажей. Прочитайте её сами (если пока ещё ребёнку это делать тяжело) или попросите его прочитать вслух самостоятельно. Затем задайте следующие вопросы:
- почему один из героев обрадовался/загрустил/ расстроился?
- а сейчас он как себя чувствует? Что ему могло бы помочь?
Такое упражнение позволяет более точно понимать эмоции окружающих и правильно к ним относиться. Лучшие собеседники – это те, кто понимает не только мысли, но и чувства других людей.
6. Ролевая игра. Заранее приготовьте листочки, на которых будут записаны разные ситуации из жизни и деятельности людей (без картинок), но обязательно с учётом возраста ребёнка. Например:
- прогулка с друзьями;
- ссора с подругой;
- ученик на уроке/у доски;
- ребёнку страшно/грустно/обидно;
- др. (включаем фантазию).
Пусть ребёнок вытаскивает карточки по одной и изображает, что на них написано (это как игра в «Фанты», только с более обыденными ситуациями). Когда он проделает задание со всеми карточками, перемешайте их и начните всё сначала (если только ребёнок не устал и у него ещё сохраняется желание продолжать игру!). Но на этот раз попросите его, чтобы он добавлял в свои «изображения» что-то новенькое или показывал ситуацию как-то иначе. Например, с позиции другого человека: как поняли/показали бы это брат, сестра, бабушка, друг семьи и т. д.
Данное упражнение поможет ребёнку научиться смотреть на ситуации с разных точек зрения, а также лучше понимать в них поведение и реакции окружающих людей.
Успешных вам занятий с ребёнком!
Опора на сайты: