Найти тему
ЭлейнБо

Памятка для родителей об улучшении навыков общения ребёнка (младший школьный возраст)

Навыки общения ребёнка (коммуникативные навыки) – это его умение взаимодействовать с разными людьми (как с детьми, так и со взрослыми), лучше их понимать и легче доносить до них свои мысли, чувства.

Причины проблем с коммуникацией

1. Общение в семье. «Замолчи, не перебивай взрослых!» – с таким посылом ребёнок не научится общаться с другими свободно. Если он растёт в семье, где с его мнением не считаются и ему вот так просто могут «закрыть рот», то и в обществе остальных детей/людей он будет позволять поступать с собой точно так же. Игнорирование, обесценивание его мнения, отсутствие поддержки и взаимопонимания со стороны сверстников – это всё, на что он потом, в основном, сможет рассчитывать.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Помощь со стороны родителей:

- будьте необходимым примером для подражания своему ребёнку. Если вы показываете на деле, с каким пониманием и добротой относитесь к близким и друзьям, как внимательно их выслушиваете, но в то же время свободно выражаете своё собственное мнение – такое «обучение» лучше всего поможет вашему сыну/дочери освоить «науку общения»;

- охотно обсуждайте с ребёнком его любимых персонажей из мультфильмов и книг, стараясь найти у них как можно больше положительных черт. Так вы поддержите его в стремлении быть похожим на них в чём-то позитивном. Можно совместно поискать и новые примеры для подражания;

- не обделяйте ребёнка своим общением дома, особенно если он проявляет инициативу к этому делу. Покажите ему, как вам важно общение с ним, как интересны его мысли и небезразличны его чувства, увлечения;

- если вдруг вам потребуется поговорить с другим членом семьи, не обрывайте вашу с ребёнком беседу резко. Попробуйте мягко и с улыбкой сказать: «Извини, но сейчас мне срочно нужно решить один вопрос с бабушкой/папой/дядей/тётей. Но мы точно договорим, когда я вернусь». И обязательно сделайте это потом, в противном случае ребёнок станет меньше вам доверять.

2. Проблемы с личными границами. Когда ребёнка призывают быть «удобным» для окружающих, с ним это может потом сыграть злую шутку. Например, если он проявляет со всеми доброту и понимание, другие дети в скором времени могут начать его активно использовать в корыстных целях. Либо такой ребёнок не сумеет дать необходимый отпор тем, кто агрессивно с ним себя ведёт. Он будет молча терпеть издевательства в свой адрес, даже не пытаясь хоть как-то защититься.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Помощь со стороны родителей:

- предупредите ребёнка, что не все дети будут относиться к нему хорошо, даже если он проявляет к ним доброту и понимание. Объясните, что это не его вина – просто люди очень разные и всем угодить невозможно, да и не нужно вовсе;

- научите его сначала обдумывать то, что предлагают остальные, и только потом соглашаться либо не соглашаться с данным предложением. Это позволит ребёнку лучше понимать, чего он сам хочет. А ещё такой подход поможет ему более твёрдо отказываться от участия в сомнительных делах окружающих;

- объясните, что лучшей реакцией на оскорбления является юмор – это часто «обезвреживает» обидчиков и приводит их в состояние растерянности;

- помогите понять, что лезть в драку первым – не самое лучшее решение. А вот уметь защитить себя, если другого выхода нет, не так уж и плохо.

3. Слабые навыки общения. Вы бы стали общаться с людьми, которые постоянно дерутся, обзываются, затевают скандалы? Вот и у детей то же самое: кому захочется общаться с таким «другом», который, в основном, создаёт только одни проблемы?

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Помощь со стороны родителей:

- обратите внимание на себя и близкое окружение сына/дочери. Возможно, кто-то часто показывает именной такой «пример для подражания», не задумываясь лишний раз, что ребёнок всё увиденное охотно перенимает;

- последите за тем, какие мультики он смотрит, с какими детьми дружит. Ребёнок часто «копирует» тех, с кем больше всего общается и на кого смотрит.

4. «Плохой» опыт. Ребёнок проявил самостоятельность, чтобы с кем-то пообщаться, но у него не вышло. К примеру, над ним посмеялись и не взяли в компанию. Либо он сам, не получив той позитивной реакции, которую ожидал, разозлился и рассорился с детьми вконец.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Помощь со стороны родителей:

- попробуйте принять чувства ребёнка словами: «Я понимаю, что ты обиделся за что-то на них/разозлился, и поэтому мне очень важно понять, что случилось. Ты мне расскажешь?»;

- без криков и обвинений постарайтесь внимательно разобрать все нюансы ситуации, о которых вам расскажет ребёнок. А затем попробуйте поразмышлять вместе, как можно было поступить иначе. Поищите совместные способы для решения возникшей трудности;

- объясните, что все допускают ошибки. Самое главное – уметь их исправлять и делать полезные выводы на будущее.

5. «Со мной никто не дружит». Когда у ребёнка нет точек соприкосновения в общении со сверстниками, да и сами они не особо проявляют желание дружить с ним. Это может стать серьёзной проблемой для него: от изоляции и одиночества до изгойства и буллинга («травли»).

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Помощь со стороны родителей:

- когда нет друзей в школе и они никак «не заводятся» после долгих усилий, то, может быть, ребёнку нужен кто-то другой? Например, ему подойдут дети, которые увлекаются тем же, чем нравится заниматься ему в свободное от учёбы время. В данном случае друзей стоит поискать в секциях и кружках;

- подумайте о себе и об остальных домочадцах – возможно, у вас схожие с вашим ребёнком проблемы. Если это так, то вам придётся взять инициативу на себя и поработать над собственной коммуникацией – попробовать активнее общаться с окружающими: почаще звать в гости друзей (лучше с детьми), придумывать совместные интересные занятия и игры, выезжать куда-нибудь семьями вместе и т. п.;

- важное правило – не заставляйте ребёнка дружить с теми детьми, кто ему не нравится. Это его личное право – не хотеть. Вы ведь тоже не особо стремитесь общаться с теми людьми, кто вам неприятен.

6. Стеснительность. Иногда ребёнку очень трудно заговорить с окружающими первым, поднять на уроке руку и выйти к доске. Для него это может быть действительно серьёзной проблемой, хотя окружающим может казаться обычным пустяком – временным явлением, которое с возрастом само пройдёт. Но оно, увы, не всегда проходит самостоятельно. А поначалу очень сильно «отравляет» жизнь ребёнку.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Помощь со стороны родителей:

- если ребёнок в общении сделал первый шаг навстречу кому-то из детей или проявил инициативу в игре – обязательно похвалите. Так вы вовремя поддержите его и придадите смелости для подобных поступков в будущем;

- не принижайте его личные качества (не следует говорить: «Какой ты глупый/безответственный/неряшливый и т. д.») – подмечайте только сами действия (например: «Ты поторопился сейчас», «поступил безответственно в этот раз», «почему-то раскидал всю одежду по полу»);

- хорошенько обдумайте своё замечание, когда захотите сделать его при других людях. Вместо: «Почему ты не поздоровался? Ты что совсем невоспитанный?» – лучше употребить: «Ты не поздоровался, потому что застеснялся? Если так, то ничего страшного – давай подойдём и поздороваемся вместе?» Встав, таким образом, на защиту самооценки ребёнка, вы сохраните с ним хорошие отношения на долгие годы.

7. Интроверт: просто я «закрытый» от природы. Поверьте, это нормально быть и таким ребёнком – всё равно что иметь 2 руки и 2 ноги или аллергию на что-то.

Яркие черты ребёнка-интроверта:

· он внимательный, вдумчивый и глубокий;

· ему не нужно много друзей, иногда достаточно и одного;

· там, где полно людей и шумно, ему может быть очень плохо.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Помощь со стороны родителей:

- принимайте его таким, какой он есть. Любите и интересуйтесь его внутренним миром: мыслями, чувствами, мечтами;

- не позволяйте окружающим отпускать неприятные шуточки и замечания в адрес данной его особенности;

- старайтесь поддерживать его увлечения, в которых он раскрывается как личность.

Упражнения для улучшения навыков общения ребёнка

1. Долой «слова-паразиты». Если ваш ребёнок часто использует слова: «ну», «эм», «как его» и т. п. – нужно поскорее избавиться от этой вредной привычки, иначе потом её убрать будет намного труднее. Попросите его рассказать сюжет любимой сказки или мультфильма, но заранее предупредите, какие слова говорить нельзя. И если он справится с этим делом, его ждут небольшие, но приятные сюрпризы (похвалите его, отметив как можно больше стараний, которые приложил ребёнок).

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Такое задание помогает говорить более красиво, а также не бросаться словами попусту.

2. Что на картинке. Попросите ребёнка описать картинку, причём очень подробно. Пусть рассказывает всё, что видит на ней: цвета, людей, второстепенные предметы – каждую мелочь, которую подметит. Дополнительно спросите: какие события, по его мнению, могли предшествовать тому, что происходит на картинке сейчас, а что случилось бы потом?

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Данное упражнение позволяет чётче выражать свои мысли, превращать их в логическую цепочку и понемногу становиться более приятным собеседником.

3. Развитие спонтанности. Выберите тему, которая ребёнку знакома или которая ему очень интересна, и попросите рассказывать о ней в течение 1 минуты без перерыва. После этого усложните задачу: выберите менее известную для него тему и увеличьте время до 2 минут.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Чем дольше ребёнок научится говорить без остановки и на совершенно разные темы, тем легче ему будет общаться с окружающими.

4. Продолжи историю. Данное упражнение можно выполнять вдвоём с ребёнком, а можно и всей семьёй в виде игры. Начните рассказ, придумав какой-нибудь сюжет. Затем «передайте эстафету» своему ребёнку или кому-то другому, кто находится рядом с вами. Пусть теперь он продолжит рассказ. Задание заканчивает тот, с кого всё и началось (т. е. вы).

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Данное задание поможет ребёнку выражать свои мысли логически связно, научит размышлять и делать собственные выводы. А ещё оно отлично поднимает настроение всем участникам игры.

5. Угадай эмоцию. Выберите какую-нибудь историю с множеством эмоций у персонажей. Прочитайте её сами (если пока ещё ребёнку это делать тяжело) или попросите его прочитать вслух самостоятельно. Затем задайте следующие вопросы:

- почему один из героев обрадовался/загрустил/ расстроился?

- а сейчас он как себя чувствует? Что ему могло бы помочь?

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Такое упражнение позволяет более точно понимать эмоции окружающих и правильно к ним относиться. Лучшие собеседники – это те, кто понимает не только мысли, но и чувства других людей.

6. Ролевая игра. Заранее приготовьте листочки, на которых будут записаны разные ситуации из жизни и деятельности людей (без картинок), но обязательно с учётом возраста ребёнка. Например:

- прогулка с друзьями;

- ссора с подругой;

- ученик на уроке/у доски;

- ребёнку страшно/грустно/обидно;

- др. (включаем фантазию).

Пусть ребёнок вытаскивает карточки по одной и изображает, что на них написано (это как игра в «Фанты», только с более обыденными ситуациями). Когда он проделает задание со всеми карточками, перемешайте их и начните всё сначала (если только ребёнок не устал и у него ещё сохраняется желание продолжать игру!). Но на этот раз попросите его, чтобы он добавлял в свои «изображения» что-то новенькое или показывал ситуацию как-то иначе. Например, с позиции другого человека: как поняли/показали бы это брат, сестра, бабушка, друг семьи и т. д.

Данное упражнение поможет ребёнку научиться смотреть на ситуации с разных точек зрения, а также лучше понимать в них поведение и реакции окружающих людей.

Успешных вам занятий с ребёнком!

Опора на сайты:

Как понять, что у ребёнка проблемы с общением
4brain