Найти в Дзене

Как рождаются аристократы духа. "Сто дней после детства" (1975)

Шестая статья цикла "Школьная любовь в советском кино" (первая статья служит введением, вторая носит общий и обзорный характер) Режиссёр: Сергей Соловьёв. Сценарий: Александр Александров, Сергей Соловьёв. В ролях: Борис Токарев, Татьяна Друбич, Ирина Малышева, Сергей Шакуров, Нина Меньшикова и др. "Любовь — это не синоним счастья, это счастье и страдание в одном флаконе". Михаил Веллер Какая связь между дворянским высшим светом имперского Петербурга и Всесоюзной пионерской организацией имени Ленина? Её нелегко установить, но при большом желании можно. Чем обладало высшее сословие царской России? Привилегиями и широкими возможностями – как для государевой службы и карьерного роста, так и для культурного развития. Но многие молодые дворяне предпочитали тратить время, состояние и культурный багаж на дела столь же приятные, сколь и безответственные, Амуром покровительствуемые. Все эти Онегины, Печорины, Арбенины et cetera основным жизненным интересом полагали интерес любовный,
Оглавление

Шестая статья цикла "Школьная любовь в советском кино" (первая статья служит введением, вторая носит общий и обзорный характер)

Режиссёр: Сергей Соловьёв. Сценарий: Александр Александров, Сергей Соловьёв. В ролях: Борис Токарев, Татьяна Друбич, Ирина Малышева, Сергей Шакуров, Нина Меньшикова и др.

"Любовь — это не синоним счастья, это счастье и страдание в одном флаконе". Михаил Веллер

Какая связь между дворянским высшим светом имперского Петербурга и Всесоюзной пионерской организацией имени Ленина? Её нелегко установить, но при большом желании можно. Чем обладало высшее сословие царской России? Привилегиями и широкими возможностями – как для государевой службы и карьерного роста, так и для культурного развития. Но многие молодые дворяне предпочитали тратить время, состояние и культурный багаж на дела столь же приятные, сколь и безответственные, Амуром покровительствуемые. Все эти Онегины, Печорины, Арбенины et cetera основным жизненным интересом полагали интерес любовный, хотя их представления о любви были сильно испорчены и искажены светским опытом. Праздность и неудовлетворённые потребности души – Скилла и Харибда русского дворянства. Но не такова ли и юная поросль советского народа – примерные мальчики и девочки с красными галстуками? Перед ними тоже были открыты все пути, и государство по-отечески опекало их, воспитывало, давало образование, и времени у них было навалом. И, конечно же, им тоже хотелось любить – не флиртовать и ухлёстывать за барышнями подобно дворянской молодёжи, – а просто расти душой, для чего, как уже было сказано, надо всегда быть в кого-то или что-то влюблённым. Любить можно что угодно: товарищей, учителей, школьный предмет, дело рук своих и т. д. Но проще и естественнее всего влюбиться в одноклассницу, даже если ты её тыщу лет знаешь и с первого класса за соседней партой сидишь. А если дело происходит в летние каникулы в тихом лесном уголке в декорациях старинной дворянской усадьбы, на сцене которой к тому же готовится постановка драмы «Маскарад», – поневоле почувствуешь себя Евгением Арбениным, ищущим отдохновения от суетности злого света в объятиях любимой и любящей женщины.

-2

Митя Лопухин (уж не князя ли Алексея Сергеича внук?) света, конечно же, не знал. Ещё вчера он был совсем мальчишкой и дурачился чертёнком, задирая девчонок. И о любви не имел ни малейшего понятия, если не принимать во внимание отвлечённые рассказы взрослых. И вдруг – солнечный удар, обжигающими лучами в самое темечко, и после этого – как будто новыми глазами взглянул… и первое, на что взгляд упал, оказалось Ленкой Ерголиной. Почему именно она? Ну так уж, видно, было суждено (хотя в Таню Друбич только круглый дурак не влюбился бы, но это к слову). И пошло-поехало: кальций – для укрепления организма, байронические страдания – для роста души. И всё было бы не так печально, если бы не счастливый Митин соперник – всегда спокойный, правильный и уверенный в себе Глеб Лунёв, при котором Ленка была неотлучно. Она, конечно, не виновата, что есть Глеб, но зато Глеб виноват… в чём же? Да вот в этом – в безмятежном своём спокойствии и благополучии, в том, что всё ему давалось без труда, и ни в каких страданиях он просто не нуждался. Ну и, кроме того, какая же любовь без соперника и обязательной дуэли? Это уже и не любовь, а скука смертная, печоринский сплин. Дуэль-то, правда, вышла фарсовая, на копейку, но, так или иначе, долг был исполнен, жертва принесена и душа облегчена. Произошло объяснение с предметом страсти, и за ним последовал умопомрачительный сюрприз, но дело совсем не в этом. Просто – кончилось детство и началась юность. Герой вырос у нас на глазах.

-3

Если вдуматься в то, что мы увидели, можно обнаружить интересную инверсию. Глеб Лунёв –лидер класса, председатель совета отряда, юноша с безукоризненной харизмой, без труда добившийся расположения красивой и обаятельной девочки, с самого начала по всем признакам находится в выигрышной позиции. Он – аристократ, красавец и пример для подражания, а Дмитрий Лопухин, несмотря на свою аристократическую фамилию, – неудачник и жалкий плебей, неспособный добиться взаимности у предмета своего обожания. Однако происходит какое-то движение, и примерно с середины картины герои меняются ролями – не только в любительской театральной постановке, но и в жизни (пусть даже и картинной). У Лопухина появляется что-то, чего нет у Лунёва, некое внутреннее благородство, отражаемое в печально-задумчивом взгляде серо-зелёных глаз, своего рода аристократизм духа, приобретаемый только страданием. Он любит, и пусть это любовь-болезнь, которую надо преодолеть, пережить, но это болезнь роста и такое страдание, в котором человек становится выше. Именно поэтому он удачно вписывается в роль лермонтовского Арбенина, именно поэтому в него влюбляется Соня Загремухина, и именно поэтому он побеждает своего противника – не в дурацкой дуэли на сельской дороге и не в любовном треугольнике, а в моральном поединке. Любовный трепет проходит, настаёт выздоровление, но та особая духовная закалка, которая и образует сущность подлинного аристократизма, остаётся с ним навсегда. Митя Лопухин оправдал свою фамилию.

-5

Другие фильмы для разбора: "А если это любовь?" 1961 г., "Дикая собака Динго" 1962 г., "Доживём до понедельника" 1968 г., "В моей смерти прошу винить Клаву К." 1979 г., "Вам и не снилось" 1980 г., "Чучело" 1983 г.