Несмотря на предсказания неминуемой и скорой стагнации модели сырьевого экспорта, по всей видимости, Россия еще довольно долго сможет получать выгоды от этой экономической деятельности. Сохранение прежней системы использования сверхдоходов от высоких цен на сырьевые товары для решения проблем балансировки государственного бюджета, реализации крупных инфраструктурных проектов, других краткосрочных и среднесрочных задач социально-экономического развития не должно исчерпывать все варианты использования этих дополнительных ресурсов.
Выбранная более двадцати лет назад схема сбережения «избыточных» доходов бюджета на особом накопительном счете, которым, по сути, является Фонд национального благосостояния, не является единственно возможным вариантом создания некого дополнительного ресурса для решения стратегических задач развития страны. Сложившаяся практика уравнительного распределения дополнительных финансовых ресурсов, исходя из среднероссийского удельного уровня доходов бюджета на душу населения позволяет равномерно распределять ресурсы среди регионов и решать некоторые задачи макрорегионального развития унифицированным образом, например, в рамках отраслевых национальных проектов.
Признавая преимущества такого подхода, нельзя не анализировать возможности его модернизации, в том числе с учетом мирового опыта и необходимости ответа на вызовы времени. Анализ зарубежного опыта создания и функционирования суверенных сырьевых фондов показал, что ни один из них не может быть полностью заимствован, но дает полезные для развития отечественной практики сведения.
В России сложилась практика уравнительного характера распределения дополнительных финансовых ресурсов, исходя из среднероссийского удельного уровня доходов бюджета на душу населения.
Основным механизмом решения поставленной задачи является создание в субъектах федерации с сырьевыми доходами региональных фондов благосостояния, функционирование которых позволит обеспечить формирование долгосрочного источника финансирования проектов развития территорий. С целью сохранения принципа социальной справедливости и препятствования нарастанию неравенства между регионами предлагается предусмотреть возможность определения сырьевым регионам подшефных субъектов федерации, рентные доходы которых незначительны или отсутствуют. Как правило, в качестве подшефных рассматриваются географически близкие регионы. Ресурсный регион будет перечислять часть расходов своего регионального фонда на нужды проектов развития подшефных территорий. Тела фондов должны формироваться за счет частей ренты, которые образуются на территории соответствующих регионов.
С точки зрения встраивания в текущую систему налогообложения этого можно достичь за счет направления определенной доли НДПИ и НДД в региональные бюджеты. Вопрос определения оптимального значения такой доли является предметом отдельного исследования, однако для обсуждения в рамках настоящей работы можно принять эту долю за 3%. При этом оставшиеся 97% поступают в федеральный бюджет, как это было прежде. Регион учреждает отдельное юридическое лицо, которому будет поручено выполнять функции управляющей компании фонда. С целью поддержания подлинно инвестиционной логики функционирования фондов средства тела должны быть вложены в российские ценные бумаги: акции и облигации.
Незначительные доли фондов могут вкладываться в иные активы, например, качественную недвижимость, способную генерировать постоянный доход. Также можно предусмотреть прямые инвестиции в бизнес-проекты с низким уровнем риска. Конкретные виды активов и ограничения на их приобретение должны быть оговорены в уставе и других регламентирующих документах фонда с учетом высокой степени ответственности за соотношение риска и доходности. Может быть предусмотрена стратегия локализации инвестиций в пределах, например, компаний и субъектов одного макрорегиона.
Целью инвестирования средств должны быть обеспечение оптимальной доходности не ниже инфляции плюс несколько процентных пунктов при разумном уровне риска.
Ежегодно фонд генерирует доходность, которая финансирует три денежных потока:
- компенсация инфляции, зачисляемая в фонд в целях воспроизводства его капитала;
- премия, которую фонд тратит на реализацию проектов социально-экономического развития региона и подшефных субъектов федерации;
- вознаграждение управляющей компании фонда.
С учетом высокого текущего уровня ключевой ставки доходность самых качественных российских инвестиционных инструментов (облигаций федерального и субфедерального уровня, крупного бизнеса) находится на уровне 12—16% годовых при текущей инфляции не выше 8% г/г.
Таким образом, эффективная премия, которую можно будет потратить на проекты развития, составляет около 6%.
Например, для Красноярского края при заданных параметрах в первый год существования фонд сможет получить порядка 9 млрд ₽, что, с учетом доходности 15% годовых, принесет 1 млрд ₽ процентного дохода, из которых на проекты развития можно будет направить 500 млн ₽. В качестве подшефной территории здесь логично рассматривать, например, Республику Тыва, общие рентные доходы которой в 2022 г. составили всего 1,2 млрд ₽.
Важно уделить особое внимание эффективному общественному позиционированию таких фондов, что включает в себя следующие мероприятия:
- обеспечение прозрачности функционирования фонда;
- проведение публичных мероприятий по продвижению идеи создания фонда, важности его развития для развития конкретного региона;
- профессиональное брендирование и освещения результатов реализации проектов.
Предлагаемая реформа будет иметь следующие положительные эффекты:
1. Созданные фонды могут позволить сгладить колебания поступлений в региональные бюджеты, связанные с волатильностью цен на мировых сырьевых рынках. Это повысит независимость региональных властей от компаний, базирующихся на их территориях, что будет способствовать формированию более сбалансированных компаний.
2. Фонды могут использоваться для реализации региональных и локальных проектов развития, которые не связаны с неотложными обязательствами бюджета, но важны для решения конкретных проблем населения. Это будет способствовать росту заинтересованности и вовлеченности населения в принятие решений, доверия к власти и бизнесу, общему повышению экономического благосостояния и удовлетворенности населения.
3. Ежегодное инвестирование довольно существенных объемов ликвидности будет важным фактором развития российского фондового рынка, что особенно важно в отсутствие крупных зарубежных инвестиционных фондов.
4. Локализация инвестиций в определенные компании, имеющие связь с территорией, будет формировать долгосрочную взаимную зависимость регионов и крупного бизнеса, что неизбежно будет способствовать согласованию интересов и стратегий развития.
5. Модель взаимодействия сырьевых регионов и близлежащих подшефных позволит на деле определить точки межрегиональной кооперации и создаст перспективу развития связей уже по другим поводам. В итоге это будет способствовать синергии социально-экономического развития уже макрорегионального уровня.
Предлагаемый механизм изменения рентных отношений решит сразу несколько важных социально-экономических задач развития страны на долгосрочную перспективу: от создания самовоспроизводящегося источника развития сырьевых территорий до импульса развития всей экономики страны за счет инвестиций в национальный фондовый рынок.