Сегодня я себе изменю. При всей моей любви к моему прекрасному городу Волгограду я вам всем сегодня такое покажу... В географическом центре города. Географический и исторический центр города не путаем! Я сегодня расскажу и покажу немного, что такое посёлок Купоросный. Я там вчера шастала. По местам боевой и трудовой своей юношеской славы.
Всех предупреждаю сразу: ничего умного или полезного тут нет и не будет. Ни в отдельно взятой статье, ни в целом на канале. Пенсионерка, по совместительству немножко риэлтор, ведет свой дневник и излагает свои мысли. Некоторым кажется, что излагает коряво, да и мысли то-так себе. Нередко вдаряется в какие-то идиотские воспоминания, кому они нужны. Нуднятина, одним словом. А теперь ещё и щенка, чистокровного дворянина, считающего себя полуалабаем, прошлой осенью подобрала. Дальше можно не читать и не тратить на меня своё драгоценное время, особенно на комментарии.
Ну и - ЗДРАВСТВУЙТЕ все! ЗДРАВСТВУЙТЕ, клуб! Не в смысле - привет вам всем, а в смысле "Будьте все здоровы. Это главное"
Сначала я, пытаясь понять, что там творится в голове у моей 20-летней Сашки, вытащила на свет божий свои дневники и впервые с момента их написания сидела и прям перечитывала, так сказать, от корки до корки. А мои двадцать лет - это 1983-1985 годы. На носу развал Союза, в магазинах пустые прилавки, дефицит товаров во всём. Есть нечего, носить тоже нечего. А я поступила в университет, уже помыкалась, снимая комнаты у баушек, уже заселилась в студенческую общагу, и в новое общежитие из арендованного у Энерготехникума мы переехали, и понеслооось!
Жизнь била ключом, энергия фонтанировала во все щели, главное в жизни - всё-таки друзья и любовь, у меня именно в такой последовательности и было, сначала друзья, потом любовь. Потому что любови у меня менялись, как в калейдоскопе, а друзья оставались одни и те же. Они, кстати, до сих пор остались, живем только теперь не то что в разных городах, в разных странах. Несколько общих тетрадей, исписанных мелким почерком, из недр памяти вытащили мелкие подробности, про которые и не вспомнила бы никогда и ни за что. А тут вот прочитала и вспомнила. И работу свою ночным сторожем на берегу Волги, в промзоне, на посёлке Купоросный, тоже в подробностях вспомнила. Эта работа как составляющая некоторых приключений же. Деньги студентам нужны, а тут в назначенное время пришёл в сторожку и сидишь, охраняешь деревообрабатывающий цех воде как. Территория огромная. Теоретически надо обход по территории совершать, но кто б их, эти обходы, делал... Зато если проверяющий из вневедомственной охраны с проверкой не по графику приедет, а сторожа на месте нету, то где сторож? Да на рабочем месте! Территорию обходит, как полагается... И на этом ДОЦе (Деревообрабатывающий цех то есть) мы с моей подругой Маринкой проработали точно не меньше года. Потому что я помню и зиму, и слякоть, и дорогу в ночи на этот ДОЦ, и жаркое лето, когда друзья приезжали на дежурство, и мы там, на территории ДОЦа и на берегу Волги, от души тусили. Дежурства-то как повезет, по будням - только ночные, а выходные на сутки, и днём, по скользящему графику...
Само собой, в дневниках нет ничего ни про холод в сторожке, ни про какие-то трудности жизни, ни про развалившиеся сапоги, например. Есть про то, как мне с работы удрать надо, меня ж друзья ждут, поэтому я сижу в сторожке до проверки по графику, а машина с проверяющим проехала, отметку в журнале мне поставили, и я хоп и пошла среди ночи пешком с поста через промзону в общагу универа. К друзьям. В свою же общагу после 23.00 - не через вахту, а по пожарной лестнице. Я начиталась вон того своего всего и подумала, что по пожарной лестнице я к себе в комнату попадала чаще, чем через дверь, похоже... Но про пожарную лестницу потом расскажу.
И вот сорок лет спустя я решила повторить путь самурая. Я ж рядом живу. Мы ж с Антохой по этой же дороге сейчас по утрам на Волгу ездим. А мне почему-то в голову не пришло чуть свернуть в сторону и посмотреть, сохранился ли этот самый деревообрабатывающий цех...
И я поехала. Не пешком пошла. Мы с Борис Аркадьичем покатили. Антоху дома оставили. Потому как юным бесячим созданиям нечего отвлекать меня от путешествия по волнам памяти.
Сначала я подъехала к общаге универа. Ну, чтоб уж вовсю ощутить регулярные ночные пути двадцатилетней девчонки из пункта А в пункт Б.
Проезжать-то мимо я сто раз в месяц проезжаю. Теперь напротив общаги - ТЦ "Акварель", и ГиперЛента. А в 80-х тут был огромный заброшенный дендрарий. В дендрарии водился самый настоящий мaньячеллo. Про него много писали в те годы. А как ему тут не завестись было? Огромный пустырь. На пустыре пимпка общаги. По вечерам возвращаются из библиотек, магазинов и свиданий дурынды типа меня...
И за сорок лет я впервые пошла вокруг общаги обходить... Ногами. Как раньше.
Деревьев тогда совсем не было. Сейчас хоть что-то вокруг наросло. За сорок лет-то... А общага практически не изменилась. Только пожарные лестницы решетками заварили прям с первого до самого последнего этажа, наплевав на все правила противопожарной безопасности. Похоже, не одна я пользовалась этой пожарной лестницей чаще, чем дверью...
А знаете, как сердце защемило... Вон наш блок на четвертом этаже... В блоке две комнаты, на трёх и на двух человек, коридорчик, душ и туалет свой. Кажется, сейчас Мари выйдет на эту лоджию, увидит меня, взмахнёт рукой, оглянется назад, в дверь, крикнет ребятам, и ребята тоже выйдут, и Алик выйдет...
Не выйдут они. Мари - в Штатах, Алик - в Москве, Артур в Германии...
И я отсылаю ребятам фотографии нашей общаги. И в Штаты, и в Германию.
... Мари, прикинь, а пешеходную тропу имени рубля, который орлом вверх лежит, забетонировали, смотри! А раньше тут же просто грунтовка, кажется, была? Смотри-как какие им тут удобства сделали!
Пешеходная тропа имени рубля... Идём это мы с Мари тёмной ночью по этой тропе к пожарной лестнице. Фонарей нет, хоть глаз выколи. Мы быстро идём. И вдруг Маринка резко останавливается. Прям как вкопанная. Мееедленно наклоняется и задумчиво так произносит:
- И ведь орлом, сволочь, лежит.
Целый рубль! Рубль в те времена - это ж ДЕНЬГИ! Батон - 22 копейки. Поллитровый треугольный пакет молока - 16 копеек. Стакан газировки с сиропом - три копейки. Мороженое... 10 копеек молочное, 20 копеек сливочный пломбир в вафельном стаканчике...
А у нас примета была. Мелочь брать только ту, которая орлом вверх лежит. А решкой вверх - это к неудаче. Это не брать. А тут - целый рубль. Да еще и орлом лежит.
Как можно было на полном, так сказать, ходу, в темноте, в пыли и в траве разглядеть не просто этот рубль, но и то, что он лежит нужной стороной? Наверное, только голодным желудком.
И сколько мы по этой тропе находили в своё время! И рано утром в молочный магазин на Автомобилистов, не успеешь к открытию - всё, в 9 уже всё молоко расхватают, хорошо, если хоть кефир останется... И по этой же тропе я по ночам сбегала с работы на Купоросном. И к утру обратно возвращалась, к проверке и к передаче дежурства. И я поехала по этому маршруту. Посмотреть, жива ли наша сторожка-то. Там пешком-то в принципе не так далеко. Яндекс-карты сказали - тридцать минут, три тысячи шагов, всего-то.
Еду это я и думаю, что на машине да, нормально. Дело даже не в расстоянии. А в том, что как только улица Автомобилистов закончилась, так началась промзона. Да и дендрарий этот только на картах прилично выглядит, а по факту забор в дырах и пустырь заброшенный. А уж ниже к остановке электрички спускаешься, так и вообще...
И это что, вот по этой дороге я, сикилявка худая двадцатилетняя, одна, среди ночи..??? С одной стороны забор нескончаемый, с другой стороны железная дорога, насыпь и широкая полоса растений, что-то среднее между кустами и деревьями. Ага. Это тут меня в те времена и заловили, и я уговорила мушшыну отправиться ко мне в общагу, чтоб сначала откушать жареной картошечки с водочкой.
Еду это я безопасно на Борис Аркадьиче по этой самой дороге и понимаю, что нет правил без исключений. Исключение - вот оно. Забор без дыры в нём. Ну, в России же нет забора, который при желании нельзя было бы перемахнуть. Инет забора без дыры. Забор существует для того, чтоб в нём обязательно была дыра, хоть одна. Так вот, в этом заборе дыры - нет. И перемахнуть через этот забор тоже нельзя. Этот забор можно только обойти. А я в самом начале работы сторожем на Купоросном дыру в заборе найти раз попыталась. Ага, через поиск короткой дороги, это у меня ж врождённое, похоже - поиск коротких дорог.
Тороплюсь это я к проверке на свой пост на берег Волги. Опаздываю. Помню, что откуда-то на трамвае ехала, доехала до конечной и мне в голову влетело, что не может быть, чтоб в заборе не нашлось дыры, чтоб я через промзону нырнула напрямую и точно выскочила на свой ДОЦ. Вот чтоб минут за десять.
Ну, в 80-х яндекс-карт и всяких там 2ГИС не было и в помине. Да и если бы были, эти б карты меня не спасли. Потому что на картах это вот так выглядит:
Вот согласитесь, что замечательно проводится прямая линия от остановки трамвая точно на ДОЦ! Надо только дыру в заборе найти. Не может быть, чтоб дыры в заборе - и не было!
И я побежала мелкой рысью искать эту самую дыру. Но побежала в противоположную сторону. Ну, в уже знакомом пути я знала, что дыр в заборе нет. В тот раз я запомнила навсегда, что в этом заборе вообще НЕТ ДЫР. Потому что какой там собаке сто верст не крюк? Я, опаздывая, понеслась по КРАСНОМУ МАРШРУТУ!!! И после той пробежки я могу чем угодно поклясться: в этом заборе дыр нет. Ни одной. Я проверила.
И на карте этого не видно. Но вся, ВСЯ территория от улицы Электролесовской и до улицы Инструментальной окружена высоким качественным забором. Без дыр. А там, за заборами - предприятия. Только по улице Электролесовской за заборами Обувная фабрика и солидный завод имени Петрова, там технику для буровых делают. И заборы там... Через них не пройдешь и не объяснишь, что тебе надо крюк срезать. А с другой стороны, по Инструментальной, там предприятия помельче, но суть одна. Нет там дыр. Проверено на себе. Получила ли я нагоняй от проверяющих за отсутствие на рабочем мечте, не помню. Наверное, всё-таки получила. Помню только этот бесконечный забор, как в фильме ужасов. Я вдоль него бегу, а он не кончается и не кончается...
Ну, вот так этот забор выглядел 40 лет назад, и за это время забор ни чуточки не изменился. Вывески на предприятиях поменялись, а забор - нет. Слева - глухой забор, справа - кущеря. И всё.
Забор не кончился. Забор дальше продолжается. А мне на памятное место своей юности надо повернуть и через железнодорожный переезд переехать.
Переезжаю и ныряю в знакомую улицу... Борьку поставила и вниз к Волге пешком пошла. Захотелось как тогда, сорок лет назад, пешком... Как на свидание.
Рядом современных ангаров каких-то понаставили. За сорок-то лет. И деревообрабатывающий цех превратился в предприятие по производству учебной мебели.
А сторожка, наша сторожка - прежняя и на своём месте! Ворота поменяли, калитку поменяли, а сторожка как стояла, так и стоит. Даже решётки, кажется, те же самые на окне. И горы мусора вокруг те же самые.
И собака вылетела к воротам, лаем залилась. Собака не такая... Эта рыжая. А у нас были две чёрные. Две большие черные лохматые собаки были. Мы их кормили и в сторожку к себе зимой и осенью запускали. Потому что они машину проверяющего издалека слышали и лай поднимали. Спишь себе на посту, собаки залаяли, сразу рраз глаза по семь копеек и идёшь проверяющему калитку открывать. От собак очень большая польза была! А эта собачка маленькая какая-то... Не то, что наши в 80-е.
Собак лениво лаяла. Никто на собачий лай не вышел. Ну, думаю, не иначе как кто-то из сторожей тоже территорию обходит. Или уже и сторожей теперь нет, одно видеонаблюдение?
Возвращаюсь. Делаю ещё пару фотографий. Отсылаю в Штаты. Даже интересно стало: узнает Маринка ДОЦ или там уже склероз подкатил?
Маринкин муж Маринку протестировал. Память подругу юности не подвела:
Прямо сразу. Доц, работа, сторожа, тётя Валя. Тётя Валя это наша с Маринкой сменщица была. Местная женщина, с Купоросного посёлка. Два сына у неё тут же на Волге рыбалили. Ну как - рыбалили. Весь Купоросный жил браконьерством. И весь Купоросный жил, наплевав на законы. Бракуши и криминал...
Созвонились тут же с Маринкой... Вспомнили и свою дружбу с бракушами, и свежайшую стерляжью уху прямо на берегу Волги, и осетрину в студенческом холодильнике.
И вот сейчас, с высоты прожитых лет... Прокатнулась я на машине по местам боевой славы и думаю: нам с Маринкой было по двадцать лет. Мы САМИ выпросили у своего бригадира эту работу на этом посту. Мы ж до этого столовую сторожили. Чисто, сухо, тепло, поварихи котлет с пюрешкой бедным студенткам на дежурство оставят. И компота хоть ведро. Меня же на время отпуска кого-то из сторожей на ДОЦ этот на один месяц летом подежурить отправили. Временно. А на постоянку мы с Маринкой сами напросились. Почему нас в какие-то неоправданные приключения тянуло?
Заборы без дыр, промзона, кущеря, браконьеры, криминальный посёлок, живущий вне законов. Мы по ночам шлялись туда-сюда. Ё-маёоо...
И это я думаю, что Санька что-то там непозволительное творит? Даже интересно стало: а Санька хоть раз попадала в общагу свою через окно какое-нибудь, а? Хоть раз? И сколького я не знаю? Моя-то мама про ДОЦ и Купоросный ничего не знала! Мама-то думала, что я ночным сторожем в безопасной столовке работаю. Хорошо, что мама ничего не знала. Поседела бы. Да что поседела! Инфакт микарда вот такой рубец... Пожалуй, я тоже не хочу себе инфаркт микарда. Точно не буду больше лезть в Санькину двадцатилетнюю жизнь. Ну попробовала бы мама в мои 20 лет направить меня на путь истинный... Получилось бы? Ой, сомневаюсь...
А я поехала по посёлку. Посмотреть, изменилось тут что или нет за сорок-то лет. например, тут до сих пор нет ни детского садика, ни школы, ни больницы. Сюда не ходят маршрутки. Тут газ провели в 2021 году! Вот можете себе представить, что в Волгограде, в самом городе - и газа нет?
А про посёлок Купоросный в следующий раз расскажу.