«Менеджмент качества в медицине», июнь 2024.
Рубрика: Карта качества. Лидеры цифровой трансформации.
Новоуренгойская центральная городская больница – одна из крупнейших на Ямале. Ежегодно она расширяет свои возможности, привлекая к работе новых узких специалистов, благодаря чему в регионе становятся доступными дополнительные виды медицинских услуг. Во многом благодаря нацпроекту «Здравоохранение» больница оснащена современным цифровым оборудованием для выполнения МРТ, КТ, рентгеноскопии, проведения УЗИ. Все это позволяет диагностировать заболевания на ранней стадии и оказывать населению медицинскую помощь полного цикла. Особое значение в этом имеет внедрение в больнице новых цифровых технологий.
На единой платформе
Первые шаги по автоматизации ГБУЗ ЯНАО «Новоуренгойская центральная городская больница» (ГБУЗ ЯНАО «НЦГБ») сделала в 2007 году с внедрением информационной системы «Медиалог». В 2016 году больница перешла на комплексную медицинскую информационную систему.
В 2020 году департаментом здравоохранения ЯНАО было принято решение о централизованном переходе всех медицинских организаций на единую медицинскую информационную систему (МИС) – Единую цифровую платформу (ЕЦП), которая удовлетворяет всем требованиям Минздрава России и способствует выполнению стоящих перед системой здравоохранения страны задач и показателей. В переходный период задачи ставились на уровне департамента здравоохранения округа и ГАУЗ «МИАЦ ЯНАО». Внедрение ЕЦП в работу ГБУЗ ЯНАО «НЦГБ» началось с амбулаторного звена, затем к проекту присоединился стационар и параклинические службы больницы.
В состав медицинской организации входят 14 территориально выделенных структурных подразделений и 13 зданий. Численность работников ИТ-службы составляет 34 специалиста, восемь из которых – инженеры-программисты. Они непосредственно занимаются внедрением всех компонентов ГИСЗ ЯНАО, проводят обучение врачей, отвечают на их вопросы и решают проблемы пользователей системы. За каждым инженером закреплено техническое сопровождение нескольких структурных подразделений.
Первая в ЯНАО
Новоуренгойская центральная городская больница:
• первой организовала электронное взаимодействие с Фондом социального страхования в части передачи и постановки на учет электронного родового сертификата (ЭРС), отменившего бумажную форму этого документа;
• первой выписала электронное медицинское свидетельство о рождении на отца новорожденного;
• упростила получение результатов лабораторных и инструментальных исследований: они сразу вносятся в систему, отменяя необходимость визита пациента с целью получить описание – результаты исследований доступны ему в личном кабинете на региональном портале «К врачу» и на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Как это работает
В результате перехода на ЕЦП все структурные подразделения больницы сегодня ведут электронные истории болезней и другие электронные медицинские документы, на основе которых формируется электронная медицинская карта (ЭМК) пациента, выписываются рецепты, отпускаются льготные лекарственные средства. ЕЦП предоставляет собой удобную среду для взаимодействия больницы с территориальным фондом обязательного медицинского страхования по актуализации сведений о прикрепленном застрахованном населении и передаче персонифицированных данных об услугах, оказанных в рамках ОМС.
К лабораторной информационной системе ЕЦП.ЛИС подключены 19 анализаторов, 14 диагностических аппаратов имеют доступ к Центральному архиву медицинских изображений (ЦАМИ). Часть результатов исследований органов грудной клетки и молочной железы обрабатываются системой искусственного интеллекта в целях выявления патологий.
В составе ЕЦП работает система поддержки принятия врачебных решений (СППВР) Webiomed, которая помогает выявить риски у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ), своевременно поставить таких пациентов на диспансерное наблюдение и контролировать их состояние. В 2023 году с помощью СППВР было выявлено 134 пациента с рисками развития ССЗ, 6931 – поставлен на диспансерный учет.
ЕЦП предоставляет врачам следующие возможности:
• им доступна вся медицинская информация, которая находится в одном месте;
• в ЭМК пациентов собираются результаты инструментальной и лабораторной диагностики, анамнез, история жизни, объективный статус, клинический диагноз, рекомендации врачей;
• врач получает полную информацию о состоянии здоровья пациента и может оперативно принять решение по тактике лечения, не назначая повторных исследований.
Пациентам ЕЦП полезна тем, что позволяет получить:
• доступ к медицинским услугам в электронном формате – записаться на прием к врачу, на прохождение диспансеризации, вакцинацию, профосмотры, вызвать врача на дом;
• сведения из своей ЭМК;
• родителям – получить доступ к ЭМК своего ребенка;
• возможность онлайн-прикрепления к медицинскому учреждению без личного посещения.
Что впереди?
В Новоуренгойской центральной городской больнице убеждены, что любое развитие должно быть направлено на повышение качества работы врачей и степени удовлетворенности пациентов.
Здесь строят планы по переходу на полный электронный документооборот, в том числе для того, чтобы информация в максимальном объеме фиксировалась в ЭМК пациента. Впереди – внедрение в медицинской организации контроля качества оформления электронной медицинской документации. Еще один важный элемент цифровизации работы больницы – оформление согласия пациентов на лечение в электронном виде, что в дальнейшем позволит заменить бумажную экспертизу медицинских документов на электронную и снизить трудозатраты.
В перспективе – создание новых электронных сервисов для пациентов, например, онлайн-заказа справки: пациент удаленно заказывает нужный ему вид медицинского документа, врачи или медицинские сестры в спокойном режиме подготавливают нужную информацию и направляют документ в личный кабинет пациента на региональном портале «К врачу». При этом останется и возможность получения документов в бумажном виде – в регистратуре или в специально отведенном кабинете. Также планируется внедрение записи на функциональную диагностику без бумажных направлений, выдаваемых пациенту на руки. Направление в электронном виде с указанием даты и времени приема будет приходить в его личный кабинет на региональном портале.
***
РИА «Стандарты и качество»
По вопросам подписки обращайтесь по тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru или оставляйте заявку на нашем сайте https://ria-stk.ru
Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
Telegram: https://t.me/riastk, VK: https://vk.com/ria_stk
#СТандартыиКачество