Найти тему
Внук Эзопа

Как стать более эффективным учеником. Методы эффективного обучения: от теории к практике

Оглавление

Бенджамин Франклин однажды сказал: «Скажи мне, и я забуду, научи меня, и я, возможно, вспомню, вовлеки меня, и я научусь».

Развитие интернета открыло нам доступ к огромному количеству ресурсов, благодаря которым можно подробно изучить любую тему. Однако простого ознакомления с материалом недостаточно, чтобы по-настоящему что-то понять. Существуют определённые методы обучения, которые оказываются гораздо более эффективными. В этой статье мы рассмотрим некоторые из них.

Практикуйтесь в поиске – не перечитывайте

Самая распространённая учебная практика — это пассивное чтение. Большинство людей понимают, что одного прочтения материала недостаточно для изучения новых или трудных тем, поэтому многие перечитывают материал несколько раз, надеясь, что это поможет. Однако перечитывание — это очень неэффективный инструмент обучения.

Питер Браун в своей книге «Сделай так, чтобы это запомнилось» объясняет недостатки перечитывания: «У перечитывания есть три недостатка. Это отнимает много времени. Это не приводит к долговременной памяти. И это часто включает в себя своего рода невольный самообман, поскольку растущее знакомство с текстом начинает ощущаться как овладение содержанием».

Для создания прочных воспоминаний гораздо более эффективным инструментом является поиск. Поиск — это, по сути, самопроверка. Чтобы попрактиковаться в поиске, вы создаёте свои собственные тесты или используете карточки для проверки своих знаний материала.

Поиск — это, по сути, самопроверка
Поиск — это, по сути, самопроверка
Браун объясняет: «Процесс извлечения информации из памяти имеет два огромных преимущества. Во-первых, он сообщает вам, что вы знаете и чего не знаете, и, следовательно, на чём сосредоточить дальнейшее обучение, чтобы улучшить те области, в которых вы слабы. Во-вторых, припоминание того, что вы выучили, заставляет ваш мозг реконструировать память, что укрепляет её связи с тем, что вы уже знаете, и облегчает вам припоминание в будущем. По сути, поиск — тестирование — прерывает забывание».

Более 2000 лет назад древнегреческий философ Аристотель признал преимущества поиска информации, написав: «Упражнение в многократном вспоминании чего-либо укрепляет память».

Расширьте свои возможности в обучении

Ещё одна полезная практика — оставлять достаточно времени между учебными занятиями, чтобы материал немного забывался. Это затрудняет запоминание во время следующего учебного занятия и, как следствие, требует больше усилий.

✅ Неудивительно, что, подобно тому как усилия во время тренировки приводят к увеличению мышечной массы, исследования показали, что усилия, прилагаемые во время учебной сессии, также способствуют более эффективному обучению.

Не изучайте просто одну тему

Ещё один способ сделать обучение более эффективным — чередовать различные темы во время занятий. Вместо того чтобы сосредоточиться на одной конкретной теме, лучше переключаться между несколькими связанными темами.

Например, если вы изучаете алгебру, не стоит ограничиваться решением практических задач только из последней прочитанной главы учебника. Попробуйте решить несколько задач из этой главы, а затем перейдите к задачам из предыдущих глав, периодически возвращаясь к текущей. Это поможет сделать обучение более эффективным и значительно улучшит ваше понимание предмета и способность им овладевать.

Сделайте перерыв

Когда вы сталкиваетесь с особенно сложной математической задачей, испытываете трудности с восприятием информации или просто не можете разобраться в сложной теме, эффективным способом преодоления этих трудностей может стать перерыв. В своей книге «Думай о цифрах: как преуспеть в математике и естественных науках» Барбара Оукли объясняет, как перерыв активизирует то, что она называет диффузным способом мышления, который способствует творчеству.

«С начала XXI века нейробиологи достигли значительных успехов в понимании двух различных типов сетей, между которыми переключается мозг, — сетей в состоянии повышенного внимания и сетей в состоянии более расслабленного отдыха. Мы будем называть мыслительные процессы, связанные с этими двумя различными типами сетей, сфокусированным режимом и рассеянным режимом соответственно — эти режимы очень важны для обучения», — пишет Барбара Оукли в книге «Разбираюсь в цифрах».

✅ Состояние повышенного внимания, или сосредоточенный режим, возникает при непосредственной работе над чем-либо. Рассеянный режим возникает, когда вы прекращаете работу и занимаетесь деятельностью, которая позволяет вам расслабиться и отвлечься. К таким занятиям относятся прогулка на природе, короткий сон или прослушивание музыки.

Состояние повышенного внимания, или сосредоточенный режим, возникает при непосредственной работе над чем-либо
Состояние повышенного внимания, или сосредоточенный режим, возникает при непосредственной работе над чем-либо

Интересно, что часто, когда мы переходим к рассеянному способу мышления, наш мозг всё ещё работает над тем, что мы делали, когда были сосредоточены, но подсознательным образом. Оукли предполагает, что такой рассеянный способ мышления стимулирует креативность и может привести к моментам озарения, которые кажутся недосягаемыми, когда мы слишком сильно сосредотачиваемся на чём-то.

Томас Эдисон, великий изобретатель, имел обыкновение ненадолго вздремнуть, чтобы стимулировать творческие способности, когда зацикливался на проблеме. А писатель Чарльз Диккенс, как известно, совершал длительные прогулки в поисках вдохновения для своих романов.

Осознайте, что ваши интеллектуальные способности не являются фиксированными

Слишком часто люди думают, что предмет для них слишком сложен или что у них просто не хватит ума, чтобы его освоить. Однако исследование психолога Кэрол Двек показало, что те, кто верит в то, что способен улучшить свои интеллектуальные способности, гораздо лучше усваивают новые навыки, чем те, кто такой веры не придерживается.

✅ Люди часто считают, что их интеллектуальные способности во многом определяются генами, возрастом или другими факторами, находящимися вне их контроля. Однако, хотя такие ограничения существуют, они далеко не так сдерживают развитие, как считалось раньше. Исследования Двек показывают, что простое осознание этого факта делает нас лучшими учениками!

Исследование Двек также привело её к выводу, что лучше всего стремиться к тому, что она назвала целями обучения, а не зависеть от успеваемости. Питер Браун обобщил эти выводы в книге «Make it Stick — Наука успешного обучения»:

«Двек пришла к выводу, что некоторые студенты ставят перед собой цели по успеваемости, в то время как другие стремятся к учебным целям. В первом случае вы работаете над подтверждением своих способностей. Во втором случае вы работаете над приобретением новых знаний или навыков. Люди, ставящие перед собой цели в достижении результатов, бессознательно ограничивают свой потенциал. Если вы сосредоточены на подтверждении или демонстрации своих способностей, вы выбираете задачи, с которыми, как вы уверены, сможете справиться. Вы хотите выглядеть умным, поэтому повторяете один и тот же трюк снова и снова. Но если ваша цель — повысить свои способности, вы решаете всё более сложные задачи и интерпретируете неудачи как полезную информацию, которая помогает вам сосредоточиться, стать более креативным и работать усерднее».

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа