Найти тему
Дневник кинозрителя

Выпуск 84. «На автомате»: что главное в новом сериале сериале Бориса Акопова?

Борис Акопов для меня – режиссёр значимый. В своё время фильм «Бык» произвёл очень большое впечатление. С тех пор работы Акопова стараюсь не пропускать. На днях познакомилась с его новым сериалом «На автомате». Посмотрела быстро, так как серии небольшие. Поняла, что за видимой сюжетной линией в фильме есть подтекст, в котором и скрывается главный смысловой посыл, заложенный создателями сериала. Но обо всём по порядку.

В небольшом южном городе, в доме, своим необычным архитектурным обликом напоминающем старинный акведук, живут два брата, Роман и Женя. Они живут вместе с мамой и на её деньги, так как пока ещё ничего не зарабатывают. А между тем, у семьи накопились огромные долги по ЖКХ, за которые эта семья может быть лишена всех благ цивилизации. Перед братьями встаёт животрепещущий вопрос: где быстро и, по возможности, не утруждая себя, поднять бабла. И вот, кажется, фортуна неожиданно улыбнулась искателям приключений. Убегая от сторожа заброшенного завода, братья случайно попали в гараж, где случайно обнаружили партию новеньких автоматов.

Реальность, в которую погружают зрителей создатели сериала, насквозь пронизана атмосферой девяностых, хотя события разворачиваются в наши дни. Время в захолустном южном городке будто остановилось. В фильме достаточно много колоритных действующих лиц: члены бандитской группировки, цыгане, похожие на персонажей из фильма Кустурицы, жуликоватый и хитрый хозяин ломбарда, в погоне за прибылью попавший в безвыходную ситуацию.

-2

Есть здесь и директор школы (рада была после долгого перерыва увидеть на экране Виктора Бычкова), и эффектная художница из тату-салона (А. Дитковските).

-3

Но на самом деле главных героев в фильме всего трое: два брата и следователь Басов (Н. Шрайбер) – недавний москвич, который вынужден из-за каких-то скрытых от зрителей событий работать в захолустье. Басов сможет вернуться в столицу, если найдёт пропавшие автоматы и выяснит, кто украл с завода экспериментальную партию оружия.

-4

Главные герои, то есть братья и следователь, противопоставлены друг другу. В более широком смысле можно сказать, что представители современной молодёжи сравниваются с человеком, родившимся в последней четверти ХХ века. Вот в этом сравнении, а вовсе не во внешних событиях фильма, и заключается главный смысл сериала «На автомате». Чтобы разобраться во всём, рассмотрим героев более подробно.

Роман (С. Копейкин) – молодой человек 24 лет отроду, который пишет стихи. Его кумир – Иосиф Бродский. Роман, скорее всего, мысленно повторяет вслед за своим кумиром: «Я работал, я писал стихи». Физический труд, даже самый необременительный, он считает унизительным для поэта. Однако же для поэта вовсе не унизительно занять 100 тысяч рублей у возлюбленной и не отдавать долг. Зачем? Он ведь в постели отрабатывает. При таком раскладе мысли о матери, которая горбатится, чтобы прокормить двух сыновей, видимо, вообще в голове не возникают. Но у Романа всё же остались какие-то зачатки совести. Однажды он понимает, хотя и с запозданием, к чему привела их братская авантюра с автоматами.

-5

Женя (Д. Косиков) – ученик выпускного класса, шарит в компах на уровне хакера. Он кажется человеком более умным, чем старший брат, но не отговаривает поэта от идеи продать оружие. Лично мне Женя ещё менее симпатичен, чем Роман. Он без зазрения совести приходит к матери погибшего по их вине человека – женщине, которая лишилась, по сути, своей единственной поддержки.

-6

Майор Басов – профессионал экстра-класса, который легко разобрался в деле с автоматами. Но самое главное, что он отличный мужик, не считающий для себя возможным опускаться до мести. Он бы мог легко по щелчку просто закатать своего счастливого соперника вместе с братом в места не столь отдалённые, тем более что отмашка из Москвы пришла. Басов поступает по совести («Это же школота!»), и я восхищаюсь им. А разговор героя Николая Шрайбера с дочерью о первой любви – вообще один из лучших фрагментов фильма. Милена (М. Галич) – малолетняя дурочка, поворачивается спиной к отцу, который душой за неё болеет. Она уходит от отца босиком, считая себя взрослой и разбирающейся в жизни. На самом деле она не понимает даже элементарного, что подтверждается её поведением.

-7

Вообще в сериале Акопова показано, что молодёжь чаще всего действует на автомате, не думая о последствиях ни для себя, ни для других. И сравнение, которое сделано в фильме, не в пользу молодых. Молодёжь оценивается здесь очень низко. Другое дело – согласна ли с этим я как зритель. Я знаю, что и в моём поколении есть очень разные люди. Также и молодёжь разная. У меня тоже были большие сомнения по поводу нового поколения, а сейчас их уже нет. Я уверена, что у нас очень хорошая молодёжь.

Некоторые зрители усомнились в том, что сериал Бориса Акопова – комедия. Нет смешных моментов, «кроме сцены с верблюдом на дороге». Хочу напомнить, что, по древнегреческим канонам, комедия – это не смешное произведение, а произведение со счастливым финалом. Сериал «На автомате» неплох, я не жалею, что его увидела. Если интересно, посмотрите.