Найти в Дзене

📚 "Кто нашёл, берёт себе"

Вторая часть трилогии про детектива Билла Ходжеса.

Первая была тут.

В самом начале меня ждало неожиданное: эпизод о последних минутах жизни некоего писателя на пенсии, о котором я как читатель ничего слыхом не слыхивала в "Мистере Мерседесе". То есть совершенно новый персонаж. Да и действие происходит в 1978 году.

А в следующей главе нас снова кидают в 2009-й в момент столкновения мерседеса с толпой людей - по сути в самое начало первой книги. Только повествование строится вокруг одной конкретной семьи.

А потом опять в прошлое.

А потом опять в настоящее.

И подобным образом главы чередуются примерно треть книги.

-2

Оказалось, что название в буквальном смысле говорит само за себя: старший сын семьи Зауберсов (той, что коснулся ужасный случай с мерседесом) обнаружил клад - некий сундук, набитый деньгами и кое-чем ещё. И естественно этот факт тесно связан с прошлым, а именно - с вором и убийцей писателя Моррисом Беллами.

-3

Вначале ощущение, что ты читаешь совершенно другую книгу с новыми героями и новой историей. Детектив Ходжес? Какой детектив Ходжес?

При этом с восьмидесятой страницы события уже перескакивают окончание первой книги по времени.🧐

Буквально тут же произошёл слом ожиданий. На момент совершения Моррисом преступления Кинг пишет, что тот в будущем окажется в тюрьме, и ты на автомате думаешь, что именно за это преступление его и посадят. А потом бац! нам говорят, что этот самый Моррис напился до отключки и устроил дебош. И! Сидит в тюрьме (просто не помнит, что натворил). И вот тут ты такой: "Аааа, это что же получается, его не поймают за убийство писателя?!"

Неплохой ход!

(При этом полностью сомнения в поимке преступника не уходят, т.к. остаётся закавыка с похищенным имуществом писателя).

А ещё позже ты начинаешь думать, а не сбежит ли Моррис из-под стражи? Или не отпустят ли его? Хотя может это только я тут строю догадки, прочитав три странички. Да и чётких намёков на это нет, это именно догадка.

Ладно, всякие мелкие детали, связывающие две истории, тут тоже есть. Новые герои знакомы со старыми если не напрямую, то хотя бы через одно рукопожатие и как-то с ними связаны. За такими деталями наблюдать увлекательно.

Хех. После трети книги (своего рода мизансцены с новыми героями) нас перебрасывают на Билла Ходжеса, и потихоньку истории старых и новых персонажей сплетаются. Основная история с сундуком и вещами в нём продолжается, а сюжет о Ходжесе раскачивается постепенно, потихоньку, как будто с целью не спугнуть читателя и не бросить бывшего детектива в текущее расследование с полпинка.

Кстати заметила один нюанс. У одного из героев - старшеклассника Пита Зауберса - как будто нет друзей. Кинг пишет про его жизнь дома и в школе, но ни одного мало-мальски близкого человека не из семьи у него нет. Ни товарища, ни приятеля. Обычно Кинг не обходит стороной вопросы дружбы, а тут как будто в этом не было необходимости. 🤔

(Хм, а с Джеромом из "Мистера Мерседеса" было то же самое.)

Ну и вот цитата, подтвержающая мои мысли:

"– Тина, у Пита есть близкий друг, которому он бы мог рассказать о том, что его тревожит?

...

– Вряд ли, – наконец отвечает Тина. – Наверное, в школе у него есть друзья, его знают многие, но единственным близким другом Пита был Боб Пирсон, который жил в нашем квартале, а они в прошлом году переехали в Денвер."

Хоть события в книге в основном идут спустя четыре года после случая с мерседесом, на страницах мы встречаем печально известного антагониста первой части. И вот ведь какая штука: я поначалу не придала особого значения цвету волос Брейди Хартсфилда. А прочитав следующие строки:

"Отросшие волосы нуждаются в стрижке, но вымыты и блестят золотом в солнечном свете. Какая-нибудь девушка с радостью зарылась бы в них пальцами, думает Ходжес. Если бы не знала, каким он был монстром."

неприятно сморщилась. Так привлекательно рассказывать о цвете волос отъявленного психа - 😖. Ожидание не совпало с реальностью.

-4

Последняя четверть романа оказалась стремительной, насыщенной и напряжённой. Читая эту часть, ты как будто участвуешь в гонке и вместе с героями торопишься и переживаешь за успех миссии. Если до этого каждая глава была посвящена одному или одной группе персонажей, делающих что-то вместе, то после увеличилась скорость событий: в одной главе Кинг успевал рассказать и о Ходжесе, и о подростке Пите, и о преступнике Моррисе и, собственно, о том, что они все в текущий момент делали и о чём думали.

"Двадцать минут, – думает Ходжес. – Двадцать минут максимум. И что может случиться за двадцать минут?"

Он знает ответ по своему горькому опыту: очень многое. Жизнь и смерть. И сейчас ему остаётся только надеяться, что эти двадцать минут не будут преследовать его в кошмарных снах."

Вышло классно. Даже как-то поспокойнее и подетективнее, без безумных кровожадных психов. (Конечно, здесь есть антагонист-преступник, не гнушающийся убийством людей, стоящих у него на пути, но всё же словочетание "безумное зло" к нему не применимо.)

"Кто нашёл, берёт себе" мне понравился ещё больше, чем "Мистер Мерседес" (слишком уж угнетающий там антагонист). Все герои живы, у них всё хорошо, а злодей закончил свою жизнь в мучительных эмоциональных и физических страданиях. (В первых даже больше, чем во вторых.) Но для него концовка оказалась, можно сказать, идеальной.

И ох и ох, в конце Кинг оставил тропу, ведущую к последней части трилогии, и... Если это то, о чём я думаю (здравствуйте, фантастические сверхъестественные повороты), то скорее всего при чтении я буду полыхать огнём негодования по отношению к главному злодею.

Но. Это покажет время. 😉

Да, и кстати. В романе фигурируют произведения некоего популярного и чуть ли не великого Джона Ротстайна, и.. в них виден Кинг. Не какой-то другой писатель, но Кинг. Вероятно, сложно, всю жизнь посвятив писательству, написать что-то совершенно не в своём стиле. Это не плохо, просто факт.

И мысль напоследок: закономерность, при которой вторая часть произведения хуже, чем первая, с книгами не работает.

P.S. А что, рукописи-то не горят? 📚

꧁ Гусь и одуванчик ꧂