В Челябинске есть так называемая малая Южно-Уральская железная дорога, которая является детской железной дорогой. Она расположена прям в городском боре. В детстве я ходил в детский сад, который располагался в непосредственной близости к её полосе отвода. Когда нас выводили гулять, то мы часто кричали «поезд!», когда он проезжал мимо нашего сада. От дороги нас отделял забор и всего несколько метров за ним. Так что видимость была отличная и мы видели вагоны, выкрашенные, насколько я помню, в рисунки с персонажами из советских мультфильмов. Эти яркие рисунки на вагонах, лес, всё это очень привлекало меня как ребёнка. К тому же через забор можно было увидеть яркий светофор и станцию вдали, на которой ходили дети с флажками и подавали сигналы.
Я изобразил ниже на схеме, чтобы у вас было представление о местоположении этой дороги в Челябинске. Протяженность дороги достаточна, чтобы полностью не влезть на картинку. Разделил на левую часть под номером 1 и правую часть под номером 2.
Поскольку эта дорога является для меня очень ярким воспоминанием о детстве в котором я, в том числе, очень много раз катался по ней, то мне захотелось оцифровать её. Этому желанию способствует ещё то, что я выучился на инженера путей сообщения, специализируюсь на проектировании железных дорог и веду этот канал.
Оцифровать по-настоящему у меня, к сожалению, не получилось, так как нет личного геодезического оборудования. Под оцифровкой я имею в виду создание в какой-либо программе виртуальной оси железнодорожного пути с разбивкой пикетажа и созданием цифровой модели рельефа для построения продольного профиля.
Но для первого грубого приближения я воспользовался:
- Яндекс Картами;
- Картами OpenStreetMap;
- Сканированной картой топографического плана Челябинска 1990 годов;
- программой «Топоматик Robur»;
- программой AutoCAD
Итак, представляю вам то, что у меня получилось. Ниже представлен в первом грубом приближении наложенный план малой Южно-Уральской железной дороги на Яндекс Карты.
Это далеко неточный план, но для интересующих меня значений радиусов кривых пойдёт. Через знакомых я узнал, что дорога числится на балансе Челябинской дистанции пути и то, что имеется настоящая геодезическая съемка после проведения капитального ремонта. Но мне захотелось в качестве хобби создать план по имеющимся у меня возможностям.
Так я начертил на цифровой карте линию определенной длины, которая помогла мне отмасштабировать кусочек выгруженной карты.
Затем в AutoCad на кусочке карты масштабом 1:1000 обвел полилинией ось железной дороги. Как вы понимаете, точность нанесенной оси на карту неизвестна. Но я довольно точно обвел дорогу, нанеся на неё 117 точек.
С рельефом было чуть посложней. На сканированной карте 1990 годов наблюдались некоторые искажения. Смещение горизонталей (разрывы). Обратите внимание, что в эти годы железная дорога была короче.
Данный фрагмент карты я также отмасштабировал и обвел горизонтали. А также задал горизонталям должную высотную отметку.
Пришлось поработать в AutoCad и сместить горизонтали, а также поворачивать карту, чтобы ось дороги более-менее совпала с нарисованной полилинией. В итоге я импортировал информацию из AutoCad в Топоматик Robur, где постарался назначить геометрии пути определенные радиусы кривых. Затем построил цифровую модель рельефа по горизонталям.
На этой железной дороге есть:
- Станция Звёздная (университет ЮУрГУ);
- Станция имени Павлика Морозова (вход в парк с аттракционами);
- Остановочная платформа Зоопарк (рядом с границей Челябинского зоопарка);
- Станция Водная (расположена в посёлке где стоит мелькомбинат);
- Станция Лесная (расположена в лесу);
- Станция Солнечная (гора Монахи);
Пикетаж я разбил от станции Звёздная в сторону станции Солнечная
Посмотрите какие маленькие и непривычные радиусы кривых. 260 м, 120 м. Это нормально, ведь колея у этой дороги 750 мм.
Продольный профиль земли получился вот таким. Постепенное снижение и подъем в конце в месте прибытия к горе Монахи.
Протяженность дороги между тупиковыми станциями у меня получилась 4.8 км. В википедии написали, что 5.8 км. После того, как я прибавил длины всех станционных путей у меня получилось 5.9 км. Но вот если исключить тупиковый путь, который я обозначил ниже, то и у меня получается 5.8 км 😀