Иногда возникает необходимость передать дом по наследству, продать его или просто подарить кому-то. Для этого нужно зарегистрировать имущество как строение и оформить право собственности в Росреестре.
Согласно главе 3 Закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года, если все требования выполнены, сотрудники Росреестра обязаны зарегистрировать право собственности на объект и внести данные в ЕГРН.
До 2016 года для подтверждения права собственности владельцу нужно было получить свидетельство. Однако с 15 июля 2016 года вступило в силу положение, согласно которому достаточно предоставить выписку из реестра ЕГРН, чтобы подтвердить право собственности. По сути, законодательство приравняло эти два документа.
- Действительно ли необходима регистрация
Вопрос о регистрации может возникнуть в двух случаях:
* после завершения строительства на купленном участке;
* при покупке дома с участком, если они не оформлены.
Многие люди стараются избежать регистрации из-за нежелания иметь дело с государственными органами и желания сэкономить на налогах. Однако, если обратиться к Гражданскому кодексу РФ, можно увидеть, что согласно пункту 1 статьи 131, требуется обязательная государственная регистрация недвижимости.
Поэтому мы рекомендуем своевременно оформить все необходимые документы. В противном случае, если контролирующие органы обнаружат незарегистрированную постройку, в отношении виновного лица может быть назначен штраф в размере 20% от неоплаченных налогов за три года. При этом, согласно пункту 3 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ, наложение штрафа не освобождает от оплаты задолженности.
Зачем требуется оформление права собственности
После оформления документов владелец получает право распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению. Вот несколько наиболее распространённых вариантов:
* Сдача в аренду или продажа недвижимости;
* Передача имущества по наследству;
* Получение кредита под залог недвижимости;
* Заключение договора со страховой компанией и получение компенсации в случае страхового случая;
* Получение адреса строения. Это позволяет подать заявление на газификацию, подключение центрального водоснабжения и канализации. Также владелец может получать почту и оформить прописку для себя и членов своей семьи.
Правила регистрации
Существуют два основных способа регистрации: стандартный и упрощённый.
Для регистрации по стандартной процедуре необходимо:
1. Уведомить администрацию о начале строительства. Это можно сделать через портал «Госуслуги» или обратившись в МФЦ. Согласно статье 51.1 Градостроительного кодекса РФ, администрация обязана в течение семи дней после получения уведомления проверить соответствие будущего строительства нормам и направить уведомление по указанному адресу.
2. После завершения строительства владелец участка должен направить в администрацию уведомление о завершении строительства. Для подачи уведомления можно воспользоваться порталом «Госуслуги» или обратиться в МФЦ.
3. Провести работы по подготовке технического плана дома. Это можно сделать, обратившись в БТИ или воспользовавшись услугами кадастрового инженера из саморегулируемой организации. Список компаний, имеющих право оформлять технический план, доступен на сайте СРО.
4. Подать заявление в Росреестр о постановке домовладения на учёт и оформить право собственности.
Упрощённый вариант, который иногда называют «дачной амнистией», позволяет не сообщать о начале и завершении строительства. Для регистрации достаточно подготовить технический план и подать заявление в Росреестр. Однако, чтобы избежать непредвиденных ситуаций, рекомендуется более подробно ознакомиться с этим вариантом.
Что представляет собой «дачная амнистия»
Государство приняло законы, которые побудили людей зарегистрировать ранее возведённые постройки. Эта процедура регистрации была упрощённой и получила название «дачная амнистия». Такие меры правительства помогли развитию частного сектора и увеличению налоговых поступлений.
Программа была запущена в 2016 году и имела ограниченный срок действия. Затем её продлевали, и последние изменения законодательства позволяют использовать упрощённый вариант регистрации до марта 2031 года.
Чтобы воспользоваться упрощённым вариантом, достаточно предоставить документы на участок и технический план дома.
Изначально закон предполагал возможность оформления в собственность только садовых домов. Если же дом строился на участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, требовалось получение разрешения. Однако после вступления в силу Федерального закона № 404 от 8 декабря 2020 года эти ограничения были сняты, и амнистия теперь может применяться ко всем строениям, независимо от того, на каких землях они построены.
Согласно действующему законодательству, для регистрации достаточно предъявить технический план и свидетельство на землю. Уведомление о начале строительства и завершении не требуется.
Кроме того, в Государственной думе сейчас находится законопроект о поправках в закон о дачной амнистии. Особенно интересно предложение о бесплатной регистрации дома, если он был построен до 1998 года. Однако основные механизмы закона в этом законопроекте практически не затрагиваются.
Как провести оформление, если дом уже построен
В августе 2018 года вступил в силу закон № 340-ФЗ. Он отменил необходимость получать разрешение на строительство и заменил его уведомлением о начале строительства. Однако, чтобы избежать непредвиденных ситуаций, рекомендуется обратиться в администрацию и заказать градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). В этом документе будет указано место строительства с учётом существующих норм отступа от границ участка.
Многие люди предпочитают начинать строительство дома без предварительных согласований. После завершения строительства они используют право на дачную амнистию.
Список документов для регистрации
Существует несколько способов подачи документов:
1. Отправить документы по почте.
2. Подать документы лично в Росреестр.
3. Воспользоваться сайтом Росреестра и отправить документы электронно.
4. Обратиться в МФЦ.
Для регистрации через МФЦ понадобятся:
— паспорт;
— свидетельство о праве собственности на земельный участок или выписка из ЕГРН;
— технический план дома. Рекомендуется предоставлять электронный вариант;
— подтверждение оплаты госпошлины. Во многих МФЦ есть возможность оплатить госпошлину картой через терминал оператора.
После предоставления документов оператор вносит данные в систему и формирует заявление. Затем бланк заявления распечатывается, необходимо проверить опись представленных документов и поставить подпись.
После подачи заявления государственным органам даётся 10 дней на проверку сведений. По истечении этого срока вы получите уведомление или СМС о необходимости прийти в МФЦ за ответом.
Во время оформления технического плана на домовладение можно отдельно запустить процедуру получения адреса в Росреестре.
Оплата госпошлины за регистрацию
В соответствии с законодательством государственная пошлина за регистрацию составляет 350 рублей. Однако иногда представители Росреестра могут попросить оплатить 2000 рублей при регистрации права собственности на домовладение после его покупки.
Если возникла такая ситуация, вы можете оплатить эту сумму и после регистрации написать заявление о возврате излишне уплаченных средств.
После рассмотрения заявления и отсутствия причин для отказа, вам выдадут выписку из ЕГРН (три листа). В выписке будут указаны данные о доме, собственнике и будет изображено здание на участке.
Как происходит присвоение адреса
Чтобы начать процедуру, нужно отправить запрос о присвоении адреса домовладению в администрацию населённого пункта. После того как администрация подтвердит адрес, можно обратиться в Росреестр с просьбой внести изменения в реестр. Это можно сделать через МФЦ.
Для этого вам понадобятся:
* заявление, которое оформит сотрудник МФЦ;
* ваш паспорт;
* выписка из ЕГРН на домовладение;
* свидетельство на землю.
Оформление права собственности, если дом не достроен
Иногда может возникнуть необходимость оформить право собственности на недостроенное здание. Это возможно, если строение не достроено и не введено в эксплуатацию. В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ, недостроенный дом считается незавершенным строительством.
Оформление права собственности может потребоваться, если владелец решит продать здание в текущем состоянии. Без регистрации будет невозможно указать объект купли-продажи, так как строение в виде набора стройматериалов не может считаться объектом договора.
Для регистрации права собственности на недостроенный дом требуется наличие фундамента. Степень готовности строения не имеет значения. Однако участок должен соответствовать одному из следующих условий:
* предназначен для индивидуального жилищного строительства;
* используется для личного подсобного хозяйства;
* предназначен для дачного хозяйства или огородничества.
Если земля относится к участкам сельскохозяйственного назначения, то провести регистрацию невозможно. Для оформления права собственности необходимо обратиться в Росреестр и предоставить следующие документы:
* паспорт;
* свидетельство на землю;
* технический план на незавершенное строительство;
* разрешение на строительство, если дом строится на землях под ИЖС или ЛПХ. Для дачных и садовых участков разрешение не требуется.
Если после предоставления документов будет получен отказ, можно попробовать отменить решение через суд. При оформлении искового заявления необходимо указать, что строительство велось с учетом установленных законодательством норм и требований.
Оформление собственности, если отсутствуют документы
Иногда люди могут оказаться в ситуации, когда они считают себя владельцами, но не имеют подтверждающих документов. Это может произойти, если документы были утеряны или испорчены. Также возможна ситуация, когда владелец умер, а наследники не вступили в наследство, но продолжают жить в этом доме.
В таких случаях рекомендуется сначала обратиться в архив с запросом о поднятии сохранившихся данных. Если копий документов нет, можно обратиться в суд с просьбой рассмотреть вопрос о признании права собственности на основе приобретательной давности.
Для получения положительного решения суда необходимо предоставить доказательства того, что истец проживал в доме в течение пятнадцати лет и может претендовать на оформление права собственности. Для подтверждения добросовестного владения рекомендуется приложить показания свидетелей, оплаченные квитанции на коммунальные услуги и другие подтверждающие документы.
Как проверить право собственности
После того как вы оформили право собственности на недвижимость, рекомендуется запросить выписку из ЕГРН. В этой выписке будут указаны данные о владельце и другая важная информация.
Вы можете получить выписку в МФЦ или на сайте Росреестра. Эти сведения являются общедоступными, и каждый желающий может получить к ним доступ.
В выписке вы найдёте:
* информацию о текущих и предыдущих владельцах;
* характеристики недвижимости;
* кадастровую стоимость.
Однако стоит учесть, что полные данные о недвижимости предоставляются только её владельцу.
Заключение
При оформлении собственности на дом необходимо учесть следующие моменты:
* Законодательство предусматривает упрощённый порядок оформления. Для этого вам нужно будет предоставить документы, подтверждающие ваше право на владение землёй, а также технический план.
* Если вы строите дом на землях, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) или личного подсобного хозяйства (ЛПХ), вам может потребоваться отправить уведомление о начале строительства и его завершении. Однако, как правило, это требование можно обойти благодаря дачной амнистии.
* Чтобы получить адрес для вашего дома, сначала необходимо направить письмо в местные органы власти, а затем обратиться в Росреестр.
* Если ваш дом не достроен, это не должно стать препятствием для оформления собственности на него.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!