Ницше представил Гёте как образцовую личность, способную придать форму своему внутреннему хаосу. Описывая Гёте, Ницше писал: «Чего он хотел, так это тотальности… он дисциплинировал себя до целостности, он создал себя».
Создавать себя — не значит формировать себя из ничего. Как люди, мы не можем, как некоторые ложно утверждают, быть сформированными так, как нам заблагорассудится. Каждый из нас, согласно Ницше, обладает глубокой и неизменной природой, которая накладывает определённые ограничения на то, кем и чем мы можем стать.
«На дне нас, действительно „глубоко внутри“, есть, конечно, нечто неподвластное обучению, некий гранит духовного фатума [личной судьбы или предначертания], предопределённого решения и ответа на заранее выбранные вопросы. Всякий раз, когда на карту поставлена кардинальная проблема, звучит неизменное „это я“».
Наша природа сформирована не только ранним личным жизненным опытом и чертами характера, унаследованными от наших предков, но также, согласно Ницше, историческими силами. Традиции и «эксперименты» культур прошлого продолжают жить внутри нас, влияя на нашу жизнь и опыт из более глубоких слоёв нашей психики.
«Прошлое всех форм и образов жизни, культур, которые раньше располагались прямо рядом или друг над другом, теперь… вливается в нас „современная душа“; наши побуждения теперь возвращаются повсюду; мы сами являемся своего рода хаосом».
Учитывая, что «прошлое каждой формы и образа жизни» продолжает жить в нас, Ницше предположил, что нам необходимо активно исследовать историю, если мы хотим достичь самопознания.
«Прямого самонаблюдения нам недостаточно, чтобы познать самих себя: нам нужна история, ибо прошлое течёт внутри нас сотнями волн».
Точно так же, как прошлое продолжает жить в современных культурах, воплощаясь в мифах, традициях и институтах, так и наша психика была сформирована прошлыми веками.
Тенденция современного человека чувствовать, что он был произвольно брошен в абсурдный мир, является прямым результатом отсутствия того, что Ницше называл «историческим чувством» — отсутствия сознательной связи с прошлым и, следовательно, неспособности прорыть свои корни сквозь слои истории.
✅ В раннем эссе, озаглавленном «Об использовании истории для жизни», Ницше противопоставлял «состояние народа, который потерял веру в свою древнюю историю и впал в беспокойный… и постоянный поиск новизны за новизной», индивиду, который развил в себе «чувство истории» и достиг «ощущения благополучия дерева ради его корней, счастья осознавать себя не полностью произвольным и случайным образом, а как человека, выросшего из прошлого, как наследника, цветка и плода».
Но не только культуры прошлых тысячелетий продолжают жить внутри нас. Ибо в более глубоких слоях нашей психики существуют доисторические побуждения. Точно так же, как наше тело содержит реликты более ранних стадий развития, восходящих даже к эпохе рептилий, так и наша психика содержит в своих глубинах примитивные побуждения, которые уходят корнями в предысторию человечества и животного мира.
Каждое человеческое существо, каким бы цивилизованным и развитым оно ни было внешне, в глубине своего существа всё равно остаётся животным и архаичным человеком.
«Я открыл для себя, что древняя человечность и животность, действительно, вся первобытная эпоха и прошлое всех разумных существ продолжают во мне творить, любить, ненавидеть, делать выводы».
В этих нецивилизованных слоях обитает то, что Заратустра называл «зверем внутри» — потенциально разрушительные наклонности, которые могут овладеть человеком, такие как стремление к агрессии и необузданная сексуальная похоть.
Вместо того чтобы выступать за подавление внутреннего зверя, Ницше рекомендовал нам исследовать и познакомиться с этими потенциально разрушительными пережитками древнего прошлого. Точно так же, как бушующую реку можно использовать для получения её энергии, так и нецивилизованные слои психики, если их направить в нужное русло и правильно с ними обращаться, могут оживить жизнь.
Берегите себя
Всеволод Парфёнов